Выборочный метод в эмпирическом исследовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.

Оглавление

1Общая характеристика социологии О .Конта 3
1.1 Основные познавательные принципы 3
1.3 Социальная статика 6
1.4. Социальная динамика 11
2 Социология права 13
2.1 Определение предмета 13
2.2.Проблемы социологии права 16
2.3. Определение понятий социологии права 17
3. Выборочный метод в эмпирическом исследовании 18
3.1. Характеристика выборочного метода репрезентативность, ошибка выборки 19
3.2 Область применения выборочного метода 23
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

социология по контунту.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

 

1Общая характеристика социологии  О .Конта

1.1 Основные познавательные принципы

     Социологию  как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.

     Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая  изучает, как совершенствуется разум  человека и его психика под влиянием общественной жизни.

     Эволюционная  теория О. Конта сняла противоречие между «социальным прогрессом »  и «социальным порядком»: отказ  О. Конта от революционной теории, постановка на ее место эволюционного  принципа в социальном развитии давали возможность не уничтожать, а реформировать, эволюционно изменять существующий в обществе порядок. Эволюционная теория О. Конта опиралась на выработанные им четыре основных социологических принципа:1

     1) Принцип условий существования,  требовавший отдавать предпочтение социальной среде, выделять внешнюю и внутреннюю (духовную) среды, учитывать взаимодействие между организмом и средой (причина и следствие), между человеком и обществом, выделять проблему влияния сознания на среду;

     2) Принцип единообразия человеческой природы, требовавший учета соответствия интересов и чувств, учета их единообразия на биологической основе в обход психологии;

     3) Принцип консенсуса, обязывавший  учитывать цельную совокупность  частей, их взаимосогласованность  при взаимодействии как частей, так и целого с частями;

     4) Принцип эволюции, опирающийся на  признание социального прогресса,  движения к определенной цели  на основе интеллектуального  развития, морального совершенства. Социология, по О. Конту, должна  опираться на следующие важнейшие  принципы: эмпиризм, позитивизм и физикализм. По О. Конту, эмпиризм означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм – что предметом его являются только факты, а не бытие или мнимая сущность вещи. Физикализм – что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное значение. В качестве предмета социологии О. Конт определял законы наблюдаемых явлений. Ставил задачу основывать достоверность социологических выводов на фактах и их связях, а не философских интерпретациях смысла истории. Уделил особое внимание разработке законов развития семьи: поскольку социальные связи вытекают и концентрируются прежде всего в ней, О. Конт считал, что именно семья,  а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. По мнению О. Конта, именно через семью личность связывается с производством, социальными группами, организациями. Изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции.

     Центральным звеном философско-социологических  взглядов О.Конта является открытый им, как сам он писал "великий  основной закон интеллектуальной эволюции человечества". Об открытии этого  закона он возвещает на первых же страницах "Курса позитивной философии", а также в других своих работах.

     Таким образом, исследуя ход развития человеческого  ум в различных областях, Конт вывел  закон 3-х стадий его развития, или 3-х различных теоретических состояний: теологического; метафизического; позитивного.

     Это значит, что человеческий разум в  силу своей природы пользуется сначала  теологическим (религиозным) мышлением, где открыто господствует спонтанно  возникающие функции, не имеющие  доказательств. Затем метафизическим (философским, абстрактно теоретическим) мышлением, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Каждое из этих трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т.п. Закон трех стадий исторического развития одновременно является и законом развития всего человечества.2

     Предшествующее  состояние умственного развития является необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их "общности, простоты и взаимной зависимости". Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логической форме исторический процесс развития знания от простого - к сложному, от низшего - к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания - наука более высокого порядка - подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокой ступени. Поэтому как наука сначала рождается математика, затем астрономия, физика, химия, а после нее биология. Огюст Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать «Социальную физику» (так он вначале называл социологию).

     В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существа (индивиды и общество). Из общей схемы следует, что социология основывается на основах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее». Это положение взято из «Курса позитивной философии». Поэтому, социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не удастся, так как мыслящий человек не может "раздвоиться" на рассуждающего и наблюдающего за рассуждениями. Социолог должен прежде всего наблюдать за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений. 

     1.2 Характеристика истолкования общества по Конту 

     Рождению  науки в обществе, о которой  мечтали представители критического утопического социализма во многом поспособствовало учение французского социолога Огюста (Августа) Конта (1798—1857). О. Конт явился основоположником социологии. Ему своим рождением обязана политическая социология.

     Свои  взгляды О. Конт изложил в ряде работ, основными и наиболее фундаментальными из которых явились «Курс позитивной философии» (6 томов), «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (4 тома).3

     Общество  Копт рассматривал как целостную  функциональную систему, элементы и  подразделения которой тесно  взаимосвязаны между собой. Общество основано на разделении труда. «Основные идеи Копта относительно разделения труда — это идеи дифференциации деятельности и кооперации людей, или, творя иначе, разделение обязанно По Конту, общество постоянно находится под властью сил количества или богатства, пли того и другого. Такое состояние общества, полагал он, является вполне нормальным. Государство — это высоко развитая политическая форма. Оно необходимо для объединения специализированных частей, составляющих общество. Вместе с властью мирской, утверждал Конт, в обществе существует и власть духовная. Он не сомневался в том, что политика может быть разумной и неразумной. «Разумная политика, — писал О. Конт, — не может задаваться целью заставить развиваться человечество, которое приводится в движение собственными импульсами согласно закону, столь же неотвратимому, как закон гравитации. Но она задается целью облегчить развтие человечества, просвещая его»

1.3 Социальная статика

 

     Для социальной статики высшая цель - обнаружение  законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них - общества «в состоянии покоя», объект второй - общества «в состоянии движения». Сравнительная оценка важности этих двух разделов социологии у Конта менялась: если в «Курсе» он утверждал, что наиболее важная часть социологии - социальная динамика, то в «Системе» - что это социальная статика.

     Социальная  статика выделяет «структуру коллективного  существа» и исследует условия  существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

     Индивид, по Конту, естественным и необходимым  образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у  него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья.

     Семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим. Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерархию и субординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие - старшим. Семья - основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.4

     Общество  образуется из совокупности семей; в  нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Семья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Но семья - это «союз», основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация) Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.

     Разделение  труда, по Конту, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию. Правда, в отличие от экономистов, Конт считает, что кооперация, основанная на разделении труда, не создает общество, а предполагает его предшествующее существование.

     Солидарность, присущая всем живым объектам, в  обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени  и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории - «основная идея социальной статики».

     Вместе  с тем разделение труда содержит в себе определенные изъяны и опасности  для социального организма. Оно  грозит обществу разложением на множество  изолированных групп. Оно делает человека умелым в одном отношении и «чудовищно неспособным» во всех других. Сосредоточиваясь на выполнении своей частной задачи, человек думает лишь о своем частном интересе и смутно воспринимает социальный интерес.

     Преодоление этих опасностей разделения труда возможно благодаря постоянной дисциплине, функции управления и соответствующей ей исполнительской функции. Управление - это социальная функция, назначение которой состоит в сдерживании и предупреждении «фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств и интересов...». В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт видит в управлении не некую добавочную, искусственную силу, призванную следить за соблюдением людьми общественного договора и порядка, а естественную, необходимую функцию, развившуюся самопроизвольно, вместе с самим обществом. Материальная, интеллектуальная и моральная субординация неразрывно связана с разделением труда; она требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честность управляющих. «Нормальное» правительство - то, которое, обеспечивая социальную сплоченность, в минимальной степени опирается на материальную силу и в максимальной - на убеждение, согласие, общественное мнение. Субординация подчиняется закону, согласно которому частные виды деятельности осуществляются под руководством более общих видов деятельности. Управление - самая общая из функций, и, таким образом, все остальные социальные функции подчиняются ей.5

     Конт  утверждает естественный, вечный и  неустранимый характер социальной иерархии и, соответственно, противоестественный характер идеи социального равенства. Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительской функций. Конт обозначает классы по-разному, но суть их сводится прежде всего к тому, что они составляют две наиболее общие категории: руководителей и исполнителей. В современном обществе две наиболее значительные категории - это патрициат и пролетариат. Внутри них в свою очередь различаются более мелкие социальные группы. Так, патрициат делится на банкиров, управляющих капиталами, и предпринимателей, непосредственно управляющих работами. Предприниматели в свою очередь делятся на промышленных и сельскохозяйственных. Пролетариат также внутренне дифференцирован, хотя, признавая это, Конт склонен подчеркивать его единство и однородность.

     Конт  чрезвычайно озабочен «печальной судьбой  трудящегося класса», которого угнетают и грабят высшие слои. Его произведения полны теплых и проникновенных слов о пролетариате, о его «возвышенных взглядах и благородных чувствах». Пролетариев и женщин он считает естественными союзниками позитивизма (как и позитивистские философы, они стоят на «общей точке зрения») и стремится практически осуществить этот союз. В проектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не раб, а служащий, и его зарплата становится жалованьем.

Информация о работе Выборочный метод в эмпирическом исследовании