Тесты как метод исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:23, реферат

Краткое описание

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатываете полученные данные, включается в систему известных знаний.

Файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 32.04 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Реферат

     по  основам нравственности

     Особенности общения детей с различными нарушениями  в развитии 
 

     Тема: Тесты как метод исследования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Преподаватель: Сысоева Ю.В. 

     Выполнила: Куликова Ю.В.

     Студентка 5 курса отделения логопедии 
 
 
 

Введение

             Методы научных исследований  — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают  достоверные сведения, используемые  далее для построения научных  теорий и выработки практических рекомендаций. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатываете полученные данные, включается в систему известных знаний.  

         Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира. [4]

     Тест - (англ. test - проба, испытание, проверка) – это ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

     Тесты - это стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых  свойств. [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Тест - экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

     История возникновения и  развития метода теста.

     Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжиования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.  
Основоположники тестирования - Ф.Гальтон, Ч.Спирман, Дж.Каттел, А.Бине, Т.Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массового применения тестов на практике связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".  
          Термин "тест" впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.) [5]

     Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.

     Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д. Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов. Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования. [6]

     Сущность  тестов

     Широкому  распространению, развитию и совершенствованию  тестов способствовал целый ряд  преимуществ, которые дает этот метод.

     -позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;

     -обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки;

     -являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц;

     -способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование;

     -обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

     -возможность дифференцированного их применения (серии стандартизированных тестов разрабатываются применительно к различным возрастным группам людей, уровню образования, жизненному опыту и профессии).[2] 

Требования, предъявляемые к  тестам

     К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований.

     1.Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

     2.Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

     3.Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

     4.Наличие тестовых норм для данного теста - репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

     Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих  на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.

     Для уверенности в достоверности  результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

     Такими  требованиями являются

     Валидность - “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.

     Валидность теоретическая - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

     Валидность эмпирическая - проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

     Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

     Валидность внешняя - примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

     Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

     Критерии  валидности:

     · Поведенческие показатели - реакции, действия и поступки испытуемого  в разных жизненных ситуациях.

     · Достижения испытуемого в различных  видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

     · Данные о выполнении различных контрольных  проб и заданий.

     · Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

     · Надежность - характеризует возможность  получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

     Надежность  психодиагностической методики можно  установить двумя способами:

     · путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

     ·путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

     Однозначность методики - характеризуется тем, в  какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения  именно и только того свойства, для  оценки которого данная методика применяется.

     Точность - отражает способность методики тонко  реагировать на малейшие изменения  оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно  оценивать градации и выявлять оттенки  измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется  очень высокая степень точности оценок.

     Стандартизированность методики означает, что она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

     Сопоставимость - т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с  другом независимо от того, где, когда  и кем они были получены. [4]

     Каждый  тест, соответствующий критериям  надежности, кроме набора заданий  включает в себя следующие компоненты:

1) стандартная  инструкция для испытуемого о  цели и правилах выполнения  заданий,  
2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,  
3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа,

4) ключ  интерпретации полученного индекса,  представляющий собой данные  нормы, 

с которыми соотносится полученыный результат.

                      [1]

Составление тестов строится по единой схеме:

определение целей тестирования, составление  тестов в черновом виде, апробация  тестов на репрезентативной выборке  испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.

     Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации  результатов

     Прежде, чем применять тест, психологу  необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

Для каждого  теста должна быть обоснованная и  выверенная процедура обработки  и интерпретации результатов. Это  позволяет избежать ошибок, возникающих  на этом этапе тестирования. [4]

 

            Недостатком стандартизированных тестов является определенная возможность влияния испытуемого на результаты тестирования в соответствии с одобряемыми характерологическими чертами личности. Эти возможности увеличиваются, если обучаемые знают содержание теста, а также методику оценки поведения и изучаемых психологических качеств личности. Другим недостатком стандартизированных тестов является определенная трудность обеспечения индивидуального подхода к испытуемым в процессе тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью, как отмечает А.Г.Шмелев, возникают определенные нарушения саморегуляции, они начинают волноваться, ошибаться в элементарных для них вопросах. Вовремя заметить такую реакцию на тест – задача, которая по силам лишь квалифицированному и добросовестному экспериментатору.

     Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяются  различные приемы:

  1. увеличение базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности по большему числу параметров,

Информация о работе Тесты как метод исследования