Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:23, реферат
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатываете полученные данные, включается в систему известных знаний.
Реферат
по основам нравственности
Особенности
общения детей с различными нарушениями
в развитии
Тема:
Тесты как метод исследования.
Преподаватель:
Сысоева Ю.В.
Выполнила: Куликова Ю.В.
Студентка
5 курса отделения логопедии
Введение
Методы научных исследований
— это те приемы и средства,
с помощью которых ученые
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира. [4]
Тест - (англ. test - проба, испытание, проверка) – это ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Тесты
- это стандартизированные
Тест - экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
История возникновения и развития метода теста.
Возникновение
тестологических процедур было обусловлено
потребностью сопоставления (сравнения,
дифференциации и ранжиования) индивидов
по уровню развития или степени выраженности
различных психологических качеств.
Основоположники тестирования - Ф.Гальтон,
Ч.Спирман, Дж.Каттел, А.Бине, Т.Симон. Сам
термин "умственный тест" придумал
Кеттел в 1890 г. Начало развития современной
тестологии массового применения тестов
на практике связано с именем французского
врача Бине, разработавшего в соавторстве
с Симоном метрическую шкалу умственного
развития, известную под названием "тест
Бине-Симона".
Термин "тест"
впервые ввёл американский психолог Дж.
Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия
из 50 тестов фактически представляла программу
определения примитивных психофизиологических
характеристик: базирующихся на наиболее
разработанных в то время психологических
экспериментах (например, измерение силы
правой и левой рук посредством динамометра,
скорости реакции на звук, и т.д.) [5]
Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.
Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д. Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов. Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования. [6]
Сущность тестов
Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод.
-позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;
-обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки;
-являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц;
-способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование;
-обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.
-возможность
дифференцированного их применения (серии
стандартизированных тестов разрабатываются
применительно к различным возрастным
группам людей, уровню образования, жизненному
опыту и профессии).[2]
Требования, предъявляемые к тестам
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований.
1.Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
2.Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
3.Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
4.Наличие тестовых норм для данного теста - репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.
Норма
теста - средний уровень развития
большой совокупности людей, похожих
на данного испытуемого по ряду социально
- демографических характеристик. Особые
требования, предъявляемые к
Для
уверенности в достоверности
результатов
Такими требованиями являются
Валидность - “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.
Валидность теоретическая - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
Валидность эмпирическая - проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.
Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
Валидность внешняя - примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
Критерии валидности:
· Поведенческие показатели - реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
· Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
· Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
· Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
· Надежность - характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.
Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
· путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
·путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
Однозначность методики - характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
Точность
- отражает способность методики тонко
реагировать на малейшие изменения
оцениваемого свойства, происходящие
в ходе психодиагностического
Стандартизированность методики означает, что она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.
Сопоставимость - т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены. [4]
Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:
1) стандартная
инструкция для испытуемого о
цели и правилах выполнения
заданий,
2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов
заданий со шкалами измеряемых качеств,
указывающее, какой пункт заданий к какой
шкале относится,
3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать,
сколько баллов вносит в шкалу тот или
иной вариант ответа,
4) ключ
интерпретации полученного
с которыми соотносится полученыный результат.
[1]
Составление тестов строится по единой схеме:
определение целей тестирования, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов
Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.
Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. [4]
Недостатком стандартизированных тестов является определенная возможность влияния испытуемого на результаты тестирования в соответствии с одобряемыми характерологическими чертами личности. Эти возможности увеличиваются, если обучаемые знают содержание теста, а также методику оценки поведения и изучаемых психологических качеств личности. Другим недостатком стандартизированных тестов является определенная трудность обеспечения индивидуального подхода к испытуемым в процессе тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью, как отмечает А.Г.Шмелев, возникают определенные нарушения саморегуляции, они начинают волноваться, ошибаться в элементарных для них вопросах. Вовремя заметить такую реакцию на тест – задача, которая по силам лишь квалифицированному и добросовестному экспериментатору.
Для
преодоления основного