Тесты как метод исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:23, реферат

Краткое описание

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатываете полученные данные, включается в систему известных знаний.

Файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 32.04 Кб (Скачать)

    2) введение  поправочных коэффициетнов с учетом характеристик выборки,  
    3) введение в практику тестирования невербального способа предъявления материала. [3]

     

Виды  тестов 

Классификация тестов по назначению:

· общедиагностические (тесты личности по типу вопросников Кеттелла или Айзенка, тесты общего интеллекта Векслера, Бине-Симона в редакции Термена и Меррила и др.);

· профессиональной пригодности (множество общих классификационных  тестов - общий армейский классификационный  тест, классификационные тесты способностей Фланагана и др.);

· специальных  способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов, радиооператоров  и т. д.);

· достижений (например, произношения, качества написания  письменных сочинений и т.п. т. е. тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых учащимися  в процессе обучения.).  

По  средствам, используемым в процессе тестирования:

· бланковые (тесты «бумага и карандаш», в  которых используются тестовые тетради  или бланки, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы - вопросники личности, тест механической понятливости Беннета, большинство тестов достижений и др.);

· предметные (в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий - кубики Косса, тест Стенквиста на сборку конструкций и узлов деталей, тест «Сложение фигур» из набора Векcлера и др.);

· аппаратурные (тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления - «детектор лжи», аппарат для определения энцефалограмм мозга и др.);

· практические (появившиеся относительно недавно, эти тесты схожи с известными у нас лабораторными работами - по химии, физике, биологии и пр., - однако они снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение);

· программные (тесты с применением программ ЭВМ).

По  количеству одновременно обследуемых людей:

· индивидуальные (тесты Векслера, тест Люшера и др.);

· групповые (большинство стандартизованных  вопросников, оценивающих основные характеристики личности, набор тестов Фланагана, большинство тестов достижений и т. д.).  

По  форме ответа тесты  делятся:

· устные;

· письменные;

· с  применением ЭВМ.  

По  ведущей ориентации:

· тесты  скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время (Кольца Ландольта, Бурдона, «шифровка» из набора Векслера);

· тесты  мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения  которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий  могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;

· смешанные  тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных. В  таких тестах представлены задачи различного уровня сложности: от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения. Эти тесты наиболее часто применяются на практике.  

По  степени однородности задач:

· гомогенные, имеющие, как правило, одну шкалу, которые  позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся  конкретным содержанием;

· гетерогенные, имеющие несколько шкал, которые  позволяют оценить разнообразные  характеристики личности и включают задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию.  

По  характеру действий:

· вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий - словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и  пр.);

· невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами - карточками, блоками, деталями).

По  направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать  с помощью данного  теста:

· тесты  интеллекта, выявляющие особенности  последнего;

· личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента), с помощью которых изучаются  особенности личности испытуемого; тесты настроении и состояний, направленные на изучение временных состояний, таких  как эмоции;

· другие.  

По  виду нормирования:

· ориентированные  на статистические нормы - тесты, основанием для сравнения в которых служат соответствующим образом обоснованные статистически полученные значения выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых;

· критериально ориентированные - тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия, существующего в реальной практике и заранее известного уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности. Критерий может быть определен на основании экспертной оценки (например, критерий школьной успешности может быть определен путем опроса педагогов, работающих в данном классе или с данным ребенком) либо практической деятельности испытуемых (критерий школьной успешности может быть определен по оценкам за четверть или год);

· прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;

· ненормированные.  

По  характеру ответов  на вопросы:

· открытого  типа (со свободными ответами - когда  испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.)

· закрытого  типа (с предписанными ответами - когда испытуемому необходимо выбрать  из предложенных вариантов ответов  тот или иной вариант).

Кроме этого, выделяют следующие возможные  варианты ответов, используемые в тестах открытого типа:

· задания  дополнения - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных  в задании ограничений;

· свободного изложения - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы, ибо никакие  ограничения на них в задании  не накладываются.

Варианты  тестов закрытого типа:

· альтернативных ответов, испытуемый должен ответить «да» или «нет»;

· соответствия (на восстановление соответствия) - испытуемому  предлагается восстановить соответствие элементов двух списков;

· множественного выбора (ответы с вариантами выбора) - испытуемому необходимо выбрать, как  правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;

· исключения лишнего (устранения лишнего элемента, «встретил лишнее - убери»);

· аналогии - испытуемый должен выделить отношение  аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т. д.);

· последовательности (на завершение последовательности) - испытуемый должен запершить некоторую последовательность элементов.

[1], [2], [3], [4], [5], [6].  

     Таким образом,Изучение человека состовляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест. Психологический тест помогает разбираться в своей психической жизни. Он дает возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

1. Андреева Г.М.  Социальная психология: Учебник. М., 2000.

2. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело,    2001.- 15с.

3. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика – М, 2003.

4. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Издание 4. М.:2003г.

5.Социальный справочник,Киев,1990.

6. http://www.effecton.ru/199.html

Информация о работе Тесты как метод исследования