Метод тестирования в пспсихолого-педагогическом исследовании,требования, предъявляемые к тестам

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы. Такие методы контролирования обученности школьников в настоящее время используют большинство образовательных учреждений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

Оглавление

Введение………………………………………………………...................3

Тесты и тестирования..........................................................................4
Требования, предъявляемые к тестам....................................................8
Психолого-педагогические аспекты тестирования...............................9
Особые требования, предъявляемые к методикам...............................11
Правила проведения тестирования........................................................13
Заключение……………………………................................…………….14

Список использованной литературы…………………..................…......15

Файлы: 1 файл

тестирование.doc

— 73.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Самарский  государственный университет» 
 
 
 

Метод тестирования в психолого-педагогическом исследовании,требования,

предъявляемые к тестам 
 
 
 

                                                     Контрольная работа

              по  методологии и МППИ

              студента  2 курса заочного отделения 

              психологического  факультета

              17102.32 группы

                                                     Генералова Татьяна

                                                            
 
 
 
 

             Проверил: А.В. Долгополова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики 
             
             
             
             

Самара 2011г. 

Содержание 
 

        Введение………………………………………………………...................3

  1. Тесты и тестирования..........................................................................4
  2. Требования, предъявляемые к тестам....................................................8
  3. Психолого-педагогические аспекты тестирования...............................9
  4. Особые требования, предъявляемые к методикам...............................11
  5. Правила проведения тестирования........................................................13

    Заключение……………………………................................…………….14

      Список использованной литературы…………………..................…......15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Методы  обучения в их традиционных вариантах  подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

     Педагогический  контроль выполняет целый ряд  функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

     В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.

     Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы. Такие методы контролирования обученности школьников в настоящее время используют большинство образовательных учреждений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Тесты и тестирование
 

      Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых  свойств.

      Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться  всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации  результатов.

      Сопоставимость  – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

      Классификация разновидностей тестов:

      Признак группы              Название  вида теста              Краткая характеристика вида
      По предмету тестирования

      (какое  качество оценивается)

      
      интеллектуальные              Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.
      личностные              Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки –  темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.
      межличностные              Оценивают чел. отношения в различных социальных группах
 
      Практические тестовые задания       
      Упражнения  с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения.
      По особенностям используемых задач              Образные  задания              З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя  реальными предметами или их заменителями.       
      Вербальные тесты              Задания на оперирование словами.определение  понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.
 
      По характеру тестового  материала, предъявляемого испытуемым       
      Бланковые              Используется  тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.
      Аппаратурные               С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.
 
      Процессуальные        
      Исследуют какой-либо психологический или  поведенческий процесс, напр. процесс  запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.
      По объекту оценки              Тесты достижений              Оцениваются успехи человека в различных видах  деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и  др.
      Тесты состояний и  свойств              Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.
      Особая  группа              Проективные тесты              Основаны  на косвенной оценке психологических  качеств человека. Оценка – результат  анализа восприятия и интерпретации  человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.
 

 

    1. Требования, предъявляемые к  тестам
 

      К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

      Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

      Простота  формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и  иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

      Ограниченное  время выполнения тестовых заданий  – полное время выполнения заданий  психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх  этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне[1].

      Наличие тестовых норм для данного теста  –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития[4].

      Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих  на данного испытуемого по ряду социально  – демографических характеристик. 
 
 
 
 
 
 

    1. Психолого-педагогические аспекты тестирования
 

Введение  в контекст обучения (шире российского  образования) новой формы контроля-тестирования, приводит к изменению прежде всего  восприятия и установок контроля, меняется вся обстановка, в том  числе психологическая ситуация, связанная с формированием у участников тестирования положительного отношения к ним, с приятием, одобрением или неприятием, отторжением тестов как формы контроля.

      Среди педагогов-русистов много таких, которые уже в течение ряда лет используют тестовые методы в обучении и в контроле. Они, как правило, успели оценить их преимущества: поучение более полной и объективной информации, возможность бесконфликтного разрешения ситуации при сдаче итогового экзамена, ряд других. Но есть педагоги, которые опасаются открытых процедур и, если не препятствуют  и не демонстрируют отрицательного к ним отношения, то стараются не замечать стремления легкого нарастания новых форм оценки качества владения русским языком как иностранным[2].

На этапе  становления независимого тестирования по РКИ важно:

• создать  мотивационную готовность у изучающих  русский язык (как учебный предмет) и у педагогов;

• систематическое  информирование заинтересованных лиц, администрации методических комиссий о цели структуре, содержании, результатах тестирования;

• обучение педагогов и учащихся методом  тестирования.

     Интересные данные об оценке учащимися методов традиционного и тестового контроля были получены Н.Ф.Ефремовой в ходе диагностического исследования такого рода предпочтений (опрошено около 500 респондентов). Наибольшим баллом при этом респондентами-участниками теста была оценена объективность процедуры тестирования и независимость оценки от мнения педагога, а также постулат неразглашение оценок. В качестве преимуществ контроля традиционными методами были отмечены: возможность подсказки, чувство … , более низкий, чем в текстах, уровень трудностей задании. Вместе с тем ни один из респондентов не удостоил традиционный контроль такими качествами, как объективность, глубина и полнота проверки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особые  требования, предъявляемые  к методикам

      Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

      Такими  требованиями являются:

      Валидность  – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

      Есть  несколько разновидностей валидности.

        Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

      Теоретическую валидность проверяют по корреляциям  показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных  методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

      Валидность  эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному  поведению, наблюдаемым действиям  и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют  путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

      Валидность  внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу  методики в целом. Она считается  внутренне не валидной, когда все  или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

      Валидность  внешняя – примерно то же, что  и эмпирическая валидность, но тут  речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

      Валидность  методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного  использования.

      Критерии  валидности:

      1. Поведенческие показатели – реакции,  действия и поступки испытуемого  в разных жизненных ситуациях.

      2. Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

      3. Данные о выполнении различных  контрольных проб и заданий.

      4. Данные, полученные от других  методик, валидность которых или  связь с данной методикой считаются  достоверно установленными.

      5. Надежность – характеризует возможность  получения с помощью данной  методики устойчивых показателей.

        Надежность психодиагностической  методики можно установить двумя  способами: 

      путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми;

      путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в  различных условиях.

      Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с  ее помощью данные отражают изменения  именно и только того свойства, для  оценки которого данная методика применяется.

      Точность  – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения  оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок[2].

    1. Правила проведения тестирования

Информация о работе Метод тестирования в пспсихолого-педагогическом исследовании,требования, предъявляемые к тестам