Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:03, курсовая работа
При изучении литературы научно-практического характера по избранной теме выявлено не соответствие между большой практической значимостью вопросов развития гибкости в младшем школьном возрасте и слабой разработанностью способов и методов ее воспитания и совершенствования на уроках физической культуры.
Проблема исследования состоит в разрешении вопроса: «Какие средства, методы, способы и приемы воспитания гибкости в младшем школьном возрасте являются наиболее эффективными и оптимальными для применения на уроках гимнастики?»
Целью исследования является разработка и оценка комплекса средств и методов воспитания гибкости у младших школьников на уроках гимнастики.
Введение……………………………………………………………...2
Глава 1: Состояние проблем и исследования. …………………….5
Гибкость и её виды……………………………………………6
Анатомо-физиологические особенности гибкости…………12
Методы воспитания гибкости………………………………..26
Глава 2: Цели, задачи, организации и методы исследования……28
2.1. Цели и задачи исследования…………………………….28
2.2. Методы исследования…………………………………..29
2.3. Организации исследования…………………………….36
Глава 3: Результаты исследования…………………………………43
Выводы………………………………………………………..56
Список литературы…………………………………………..58
Приложение…………………………………………………..62
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Состояние
проблем и исследования. …………………….5
Глава 2: Цели, задачи, организации и методы исследования……28
2.1. Цели и задачи исследования…………………………….28
2.2. Методы исследования…………………………………..29
2.3. Организации исследования…………………………….36
Глава 3: Результаты исследования…………………………………43
Выводы………………………………………………………..
Список литературы…………………………………
Приложение………………………………………………….
Введение.
Физическое развитие
подрастающего поколения
В теории и методике физического воспитания физическое развитие характеризуется тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физического воспитания имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность.
К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организацию.
Задачи оптимизации
индивидуального физического
Особо важными особенностями возрастного развития детей младшего школьного возраста является:
- относительно равномерное
развитие опорнодвигательного
- большая подвижность суставов;
- высокая эластичность связочного аппарата;
- наличие большого количества хрящевой ткани в скелете;
- эластичность мышц
впоследствии значительного
-достаточная естественная гибкость позвоночного столба;
- незавершенный процесс окостенения.
Младший школьный возраст – благоприятный период для развития практически всех суставах. Если этого не происходит, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала можно считать упущенным.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
- сенситивным периодом развития гибкости в младшем школьном возрасте, наличие тех возрастных особенностей, которые благоприятствуют воспитанию и совершенствованию данного физического качества;
- большими педагогическими
возможностями гимнастических
Противоречие
При изучении литературы
научно-практического
Проблема исследования состоит в разрешении вопроса: «Какие средства, методы, способы и приемы воспитания гибкости в младшем школьном возрасте являются наиболее эффективными и оптимальными для применения на уроках гимнастики?»
Целью исследования является разработка и оценка комплекса средств и методов воспитания гибкости у младших школьников на уроках гимнастики.
Объект исследования - процесс воспитания гибкости у детей начальной школы.
Предмет исследования – средства, методы, способы развития и совершенствования гибкости на уроках гимнастики.
Гипотеза – направленное исследование комплекса средств и методов воспитания гибкости на уроках гимнастики, в соответствии с особенностями возрастного развития, способствует значительному повышению уровня развития данного качества в возрасте 6-11 лет.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретико-
2. Обобщение опыта работы специалистов в области физической культуры по исследуемой проблеме.
3. Разработка эффективных
средств и методов воспитания
гибкости у детей младшего
школьного возраста для
4. Экспериментальная
проверка разработанных
Методы исследования.
Глава 1: Состояние проблем и исследование.
Подвижность в суставах
развивается неравномерно в различные
возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная
подвижность в суставах увеличивается,
в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной
подвижности в суставах также с возрастом
уменьшается. Причем, чем больше возраст,
тем меньше разница между активной и пассивной
подвижностью в суставах. Это объясняется
постепенным ухудшением эластичности
мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных
дисков и другими морфологическими изменениями.
Возрастные особенности суставов необходимо
принимать во внимание в процессе развития
и гибкости[4].
Специальное воздействие физическими
упражнениями на подвижность в суставах
должно быть согласовано с естественным
ходом возрастного развития организма.
По мере развития организма гибкость также
изменяется неравномерно. Так, подвижность
позвоночника при разгибании заметно
повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у
девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте
прирост гибкости снижается. Подвижность
позвоночника при сгибании значительно
возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем
в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели
гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет,
а у девочек в 14 лет, при активных движениях
гибкость несколько меньше, чем при пассивных.
В суставах плечевого пояса подвижность
при сгибательных и разгибательных движениях
увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие
результаты имеют место в 9-10 лет.
В тазобедренном суставе рост подвижности
наибольший от 7 до 10 лет, в последующие
годы прирост гибкости замедляется и к
13 – 14годам приближается к показателям
взрослых. У лиц разного возраста между
гибкостью и силой мышц существует отрицательная
взаимосвязь – с увеличением в результате
тренировки силы мышц, как правило, уменьшается
подвижность в суставах [46].
На уровень развития гибкости оказывают
влияние наследственные факторы и факторы
среды.
При проведении исследований Хольцингера
были получены высокие коэффициенты наследственности,
в частности, для тазобедренных суставов,
позвоночного столба и плечевых суставов,
коэффициент наследственности Хольцингера
равен соответственно 0,700; 0,841; 0,906. Поэтому
уровень гибкости в суставах человека
обусловлен преимущественно наследственными
факторами (данное заключение требует
дополнительных исследований и анализа).
На протяжении жизни человека значительно
изменяется величина суставных поверхностей,
эластичность мышечно-связочного аппарата,
межпозвоночных дисков, суставных сумок.
Естественно поэтому, что и величина подвижности
в суставах в разном возрасте неодинакова
Младший школьный возраст является наиболее
благоприятным для развития физических
способностей (скоростные и координационные
способности, способность длительно выполнять
циклические действия в режимах умеренной
и большой интенсивности).
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение многостороннего и гармоничного уровня развития физических качеств.
Физическими качествами
в теории и практике физического
воспитания принято считать, социально-обусловленные,
системно - структурированные
Под гибкостью понимают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга (В.И. Лях, 1999г. стр.4).
Таким образом гибкость
характеризует степень
Термин «гибкость» более применяем, если иметь в виду суммарную подвижность в суставах всего тела, применительно к отдельным суставам правильно использовать термин «подвижность». (Ж.К. Холодов, 2001г.)
Гибкость имеет большое значение в быту, в спортивной и трудовой деятельности.
Она способствует правильной осанки, улучшает внешний вид и влияет на жизненный тонус.
Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений. Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.
Недостаточно развитая гибкость ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.
Гибкость – рациональная
работа наших мышц, при отсутствии
запаса подвижности трудно выполнять
амплитудные двигательные действия,
что снижает потенциальные
Снижение гибкости вызывает проблемы со здоровьем: ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смещение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела. Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшенной вентиляции легких. Малоэластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперед и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела.
Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с возрастом (если специально не тренируется), поэтому ученые считают уровень гибкости мерилом возраста. Мудрые йоги говорят: «Пока позвоночник гибок, тело молодо».
Проявление гибкости зависит от ряда факторов.
Факторы, определяющие развитие гибкости:
- анатомические особенности
строения суставных
- способность произвольно
расслаблять растягиваемые
- Эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы, короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движений и делают из менее изящными;
- общее функциональное
состояние организма, под
- внешние условия:
время суток, температура
- пол, возраст человека, у детей выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин.
Доказано, что главным фактором, ограничивающим полную естественную амплитуду движения в суставе является сопротивление мягких тканей: 2% сопротивления обеспечива6т кажа; 10% - сухожилия и связки; 41% мышечные ткани и их фасции – длина мышц – главный фактор, определяющий подвижность в суставах. «Короткая» мышца делает сустав малоподвижным, «Длинная» дает возможность проявлять полную свободную амплитуду.
С точки зрения морфофункциональных
свойств опорно-двигательного
- активную, пассивную, смешанную;
- общую и специальную;
- динамическую и статическую.
Активная гибкость – движение с большой амплитудой выполняется за счет собственных мышечных усилий, т.е. проявление гибкости происходит без посторонней помощи, самостоятельно.
Пассивная гибкость – выполнение движений под действием внешних растягивающих сил (усилий партнера, внешнего отягощения, тренажеров). Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Разница между пассивной и активной гибкостью называется «запасом гибкости». Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается за счет снижения способности мышц к полному расслаблению, а пассивная увеличивается (Ашмарин Б.А, 1990).