Методы исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

При изучении литературы научно-практического характера по избранной теме выявлено не соответствие между большой практической значимостью вопросов развития гибкости в младшем школьном возрасте и слабой разработанностью способов и методов ее воспитания и совершенствования на уроках физической культуры.
Проблема исследования состоит в разрешении вопроса: «Какие средства, методы, способы и приемы воспитания гибкости в младшем школьном возрасте являются наиболее эффективными и оптимальными для применения на уроках гимнастики?»
Целью исследования является разработка и оценка комплекса средств и методов воспитания гибкости у младших школьников на уроках гимнастики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...2
Глава 1: Состояние проблем и исследования. …………………….5
Гибкость и её виды……………………………………………6
Анатомо-физиологические особенности гибкости…………12
Методы воспитания гибкости………………………………..26
Глава 2: Цели, задачи, организации и методы исследования……28
2.1. Цели и задачи исследования…………………………….28
2.2. Методы исследования…………………………………..29
2.3. Организации исследования…………………………….36
Глава 3: Результаты исследования…………………………………43
Выводы………………………………………………………..56
Список литературы…………………………………………..58
Приложение…………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

                                          Содержание.

                                                                                                          Стр.

 

Введение……………………………………………………………...2

Глава 1: Состояние  проблем и исследования.  …………………….5                                  

    1. Гибкость и её виды……………………………………………6                                                      
    2. Анатомо-физиологические особенности гибкости…………12
    3. Методы воспитания гибкости………………………………..26

Глава 2:  Цели, задачи, организации и методы исследования……28

2.1. Цели и задачи исследования…………………………….28

2.2.  Методы  исследования…………………………………..29

2.3.  Организации   исследования…………………………….36

Глава 3: Результаты исследования…………………………………43

Выводы………………………………………………………..56

Список литературы…………………………………………..58

Приложение…………………………………………………..62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Физическое развитие подрастающего поколения представляет собой важную характеристику целостного организма, его состояния и готовности к различным видам жизнедеятельности.

В теории и методике физического  воспитания физическое развитие характеризуется  тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физического воспитания имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность.

К основным физическим качествам  относят: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организацию.

Задачи оптимизации  индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания, конкурентное их содержание отлично в разные периоды возрастного развития, так как наиболее значительные поступательные изменения форм и функциональных возможностей организма происходит в силу естественных закономерностей возрастного развития.

Особо важными особенностями возрастного развития детей младшего школьного возраста является:

- относительно равномерное  развитие опорнодвигательного аппарата;

- большая подвижность  суставов;

- высокая эластичность  связочного аппарата;

- наличие большого  количества хрящевой ткани в скелете;

- эластичность мышц  впоследствии значительного содержания  белковых неорганических солей и воды;

-достаточная естественная  гибкость позвоночного столба;

- незавершенный процесс  окостенения.

Младший школьный возраст  – благоприятный период для развития практически всех суставах. Если этого не происходит, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала можно считать упущенным.

Актуальность выбранной  темы обусловлена:

- сенситивным периодом  развития гибкости в младшем школьном возрасте, наличие тех возрастных особенностей, которые благоприятствуют воспитанию и совершенствованию данного физического качества;

- большими педагогическими  возможностями гимнастических упражнений, которые широко представлены в учебной программе по физическому воспитанию для начальной школы.

Противоречие

При изучении литературы научно-практического характера  по избранной теме выявлено не соответствие между большой практической значимостью вопросов развития гибкости в младшем школьном возрасте и слабой разработанностью способов и методов ее воспитания и совершенствования на уроках физической культуры.

Проблема исследования состоит в разрешении вопроса: «Какие средства, методы, способы и приемы воспитания гибкости в младшем школьном возрасте являются наиболее эффективными и оптимальными для применения на уроках гимнастики?»

Целью исследования является разработка и оценка комплекса средств  и методов воспитания гибкости у  младших школьников на уроках гимнастики.

Объект исследования - процесс воспитания гибкости у детей начальной школы.

Предмет исследования –  средства, методы, способы развития и совершенствования гибкости на уроках гимнастики.

Гипотеза – направленное исследование комплекса средств  и методов воспитания гибкости на уроках гимнастики, в соответствии с особенностями возрастного развития, способствует значительному повышению уровня развития данного качества в возрасте 6-11 лет.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретико-методических  положений о воспитании гибкости в условиях общеобразовательной школы.

2. Обобщение опыта  работы специалистов в области  физической культуры по исследуемой проблеме.

3. Разработка эффективных  средств и методов воспитания  гибкости у детей младшего  школьного возраста для использования  на уроках гимнастики.

4. Экспериментальная  проверка разработанных методов  развития гибкости в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию.

Методы исследования.

  1. Анализ научно-методической литературы
  2. Педагогические наблюдения
  3. Методы опроса: беседы и анкетирование
  4. Контрольные испытания
  5. Педагогической эксперимент
  6. Анализ, сравнение и обобщение результатов эксперимента.

 

Глава 1: Состояние  проблем и исследование.

Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные  возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости[4]. 
Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма. 
По мере развития организма гибкость также изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных. 
В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет. 
В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 – 14годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах [46]. 
На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды. 
При проведении исследований Хольцингера были получены высокие коэффициенты наследственности, в частности, для тазобедренных суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, коэффициент наследственности Хольцингера равен соответственно 0,700; 0,841; 0,906. Поэтому уровень гибкости в суставах человека обусловлен преимущественно наследственными факторами (данное заключение требует дополнительных исследований и анализа). 
На протяжении жизни человека значительно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова 
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).

    1. Гибкость и её виды.

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического  воспитания, является обеспечение многостороннего и гармоничного уровня развития физических качеств.

Физическими качествами в теории и практике физического  воспитания принято считать, социально-обусловленные, системно - структурированные психобиологические свойства человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности (А.П. Матвеев, 2003г.). К числу основных физических качеств относят: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость. Одним из ценных двигательных качеств человека является гибкость. Ученые и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармоничного физического развития.

Под гибкостью понимают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга (В.И. Лях, 1999г. стр.4).

Таким образом гибкость характеризует степень подвижности в суставах и состояния мышечной системы.

Термин «гибкость» более  применяем, если иметь в виду суммарную  подвижность в суставах всего  тела, применительно к отдельным  суставам правильно использовать термин «подвижность». (Ж.К. Холодов, 2001г.)

Гибкость имеет большое значение в быту, в спортивной и трудовой деятельности.

Она способствует правильной осанки, улучшает внешний вид и  влияет на жизненный тонус.

Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность  движений. Благодаря достаточной  подвижности позвоночного столба и растянутости плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.

Недостаточно развитая гибкость ограничивает проявление таких  физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.

Гибкость – рациональная работа наших мышц, при отсутствии запаса подвижности трудно выполнять  амплитудные двигательные действия, что снижает потенциальные возможности  занимающихся.

Снижение гибкости вызывает проблемы со здоровьем: ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смещение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела. Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшенной вентиляции легких. Малоэластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперед и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела.

Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с  возрастом (если специально не тренируется), поэтому ученые считают уровень  гибкости мерилом возраста. Мудрые йоги говорят: «Пока позвоночник гибок, тело молодо».

Проявление гибкости зависит от ряда факторов.

Факторы, определяющие развитие гибкости:

- анатомические особенности  строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет  направление и размах движения;

- способность произвольно  расслаблять растягиваемые мышцы  и напрягать те, которые осуществляют движение, то есть степень совершенствования межмышечной координации;

- Эластические свойства  мышц и связок, большое значение  имеет длина мышцы, короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движений и делают из менее изящными;

- общее функциональное  состояние организма, под влиянием  утомления гибкость уменьшается,  положительные эмоции ее увеличивают,  а противоположные личностно – психические факторы ухудшают;

- внешние условия:  время суток, температура воздуха,  наличие разминки;

- пол, возраст человека, у детей выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин.

Доказано, что главным  фактором, ограничивающим полную естественную амплитуду движения в суставе является сопротивление мягких тканей: 2% сопротивления обеспечива6т кажа; 10% - сухожилия и связки; 41% мышечные ткани и их фасции – длина мышц – главный фактор, определяющий подвижность в суставах. «Короткая» мышца делает сустав малоподвижным, «Длинная» дает возможность проявлять полную свободную амплитуду.

С точки зрения морфофункциональных  свойств опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости: (Холодов Ж.К., 2002 г.):

- активную, пассивную,  смешанную;

- общую и специальную;

- динамическую и статическую.

Активная гибкость –  движение с большой амплитудой выполняется  за счет собственных мышечных усилий, т.е. проявление гибкости происходит без  посторонней помощи, самостоятельно.

Пассивная гибкость –  выполнение движений под действием внешних растягивающих сил (усилий партнера, внешнего отягощения, тренажеров). Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Разница между пассивной и активной гибкостью называется «запасом гибкости». Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается за счет снижения способности мышц к полному расслаблению, а пассивная увеличивается (Ашмарин Б.А, 1990).

Информация о работе Методы исследования