Методы исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

При изучении литературы научно-практического характера по избранной теме выявлено не соответствие между большой практической значимостью вопросов развития гибкости в младшем школьном возрасте и слабой разработанностью способов и методов ее воспитания и совершенствования на уроках физической культуры.
Проблема исследования состоит в разрешении вопроса: «Какие средства, методы, способы и приемы воспитания гибкости в младшем школьном возрасте являются наиболее эффективными и оптимальными для применения на уроках гимнастики?»
Целью исследования является разработка и оценка комплекса средств и методов воспитания гибкости у младших школьников на уроках гимнастики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...2
Глава 1: Состояние проблем и исследования. …………………….5
Гибкость и её виды……………………………………………6
Анатомо-физиологические особенности гибкости…………12
Методы воспитания гибкости………………………………..26
Глава 2: Цели, задачи, организации и методы исследования……28
2.1. Цели и задачи исследования…………………………….28
2.2. Методы исследования…………………………………..29
2.3. Организации исследования…………………………….36
Глава 3: Результаты исследования…………………………………43
Выводы………………………………………………………..56
Список литературы…………………………………………..58
Приложение…………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

 

Способ выполнения тестовых заданий

1. Наклон вперед в  седее – испытуемый в положении  седа на полу, ноги разведены  примерно на 30 см, руки вверх, пятки расположены на горизонтальной линии, перпендикуляром к ее середине положена линейка или сантиметровая лента. Занимающийся наклоняется вперед не сгибая коленей и опускает пальцы на измерительное устройство.

2. «Мост» - лежа на спине,  согнуть ноги, топа на ширине плеч, руки в упоре за плечами, пальцы вперед, прогибаясь, разогнуть ноги и руки, голова назад. Фиксируется расстояние от кончиков пальцев до пяток в сантиметрах.

3. Отведение рук назад  лежа на животе – испытуемый  лежит на животе, руки с гимнастической палкой вверх, поднимает руки максимально вверх – назад, подбородок зафиксирован на полу, измеряется расстояние от пола до кончиков пальцев по перпендикуляру в сантиметрах.

4. Махи ногой – стоя  у опоры боком, испытуемый выполняет  по 3 – 5 махов вперед, в сторону и назад, оценка угла подъема ноги производится визуально. То же выполнить другой ногой.

 

Анализ и  обобщение полученных данных

Результаты исследований были проанализированы, произведено  сравнение с персональными данными критериями оценок и рассчитан процентный прирост степени увеличения подвижности суставов, вследствие применения экспериментальной методики, сделаны выводы и оценка педагогического эксперимента.

2.3. Организация исследования

 

Для проведения педагогического  эксперимента использовались условия спортивной базы СОШ № 39, непосредственно экспериментальная методика направленного воспитания гибкости внедрялась на уроках гимнастики в течение преддипломной практики с 12.01.06 по 22.02.06 г. В третьих классах, где 3-а класс – это экспериментальная группа, а 3-в – контрольная.

С началом практики в  школе был определен исходный уровень развития гибкости у школьников обоих классов, с помощью отобранных тестовых заданий, а именно произведена оценка:

- гибкости позвоночника  вперед;

- гибкости позвоночники назад;

- подвижности плечевых  суставов;

- подвижности тазобедренных  суставов.

Одновременно с тестированием  в экспериментальной групп (3-а) на уроках гимнастики вводились новые  для школьников методы и средства увеличения подвижности. Контрольный класс (3-в) занимался по традиционной методике, где вопросам улучшения гибкости не уделялось должного внимания. Основной задачей эксперимента явилось совершенствование и расширения комплекса средств и методов развития гибкости у младших школьников.

Процесс развития гибкости в экспериментальной группе – 3-а  класс осуществлялся постепенно, дозировка упражнений была небольшой, но упражнения применялись систематически и регулярно на каждом уроке, а  также рекомендовались для выполнения в УГГ. Особое внимание уделялось обеспечению гармоничного развития подвижности во всех основных суставах.

Основными средствами воспитания гибкости в эксперименте можно назвать  гимнастические упражнения различной  направленности, которые сочетались в следующих соотношениях: 50% - активные упражнения, 30% - пассивные, 20% - статические. Темы движений, количество повторений, время удержания в статических положениях использовались в соответствии с рекомендациями специалистов.

Упражнения растягивающего характера использовались во всех частях урока: в подготовительной части после предварительного разогревания, выполнялись преимущественно активные упражнения пружинного характера; в основной части разнообразно сочетались пассивные, статические и активные упражнения; в заключительной части чаще применялись статические положения с расслаблением в заданной позе, они помогали решать задачу снижения нагрузки в уроке, а также обеспечивали благоприятные условия для восстановительных процессов в организме школьников. Различные виды гибкости при этом развивались параллельно.

При выполнении заданий  на гибкость перед ребенком ставилась  конкретная цель, например: дотянуться рукой до определенной точки. Подобный прием, по мнению В.И. Ляха, позволяет достичь большей амплитуды движений. Основным методом развития подвижности суставов являлся повторный метод, где упражнения на растягивание выполнялись сериями (1 – 2 – 3) по 8 – 10 повторений на первых занятиях, а затем постепенно их объем и интенсивность возрастали между сериями, предлагались упражнения на расслабление. Амплитуду движений рекомендовалось постепенно увеличивать и выполнять упражнения на растягивание до ощущения дискомфорта и легкой болезненности в растягиваемой части тела. Подобный способ выполнения упражнений требовал сознательного и заинтересованного отношения к работе, поэтому перед их применением детям сообщались теоретические знания о значении данных упражнений, механизме действия на опорно-двигательный аппарат и возможных положительных результатах. Это помогало создавать позитивные мотивационные установки на выполнение наших заданий.

Кроме метода повторного упражнения практиковались игровой  и соревновательный методы.

Уроки гимнастики проводились  два раза в неделю, кроме того, экспериментальная группа приглашалась на дополнительные секционные занятия по гимнастике, где активно использовались элементы широко известных оздоровительных методик: стретчинга, йоги, ушу. Для детей этого класса была разработана система домашних заданий, она систематически контролировалась и оценивалась и включала в себя: упражнения на развитие гибкости позвоночника, подвижности плечевых, тазобедренных и других суставов.

 

Упражнения, применяемые  для развития гибкости

1. Повторные, пружинящие  движения, повышающие амплитуду  и интенсивность растягивания. Например: пружинящие наклоны в седее.

2. Движения, выполняемые  по возможно большой амплитуде.  Например: наклоны вперед и назад до отказа.

3. Упражнения с использованием  инерции движения какой-либо части  тела. Например: махи ногами вперед  и назад с постепенно увеличивающийся амплитудой движения.

4. Упражнения с использованием  дополнительной внешней опоры.  Например: захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельную часть тела с последующим притягиванием.

5. Движения с активной  помощью партнера или учителя.

6. Статические положения  в определенной позе. Например: «шпагат», «мост».

7. Упражнения комплексного  воздействия. 

 

Упражнения  преимущественно для плечевых суставов

1. Из разных исходных  положений: руки вверх, вниз, в  стороны, перед грудью, за спиной и др.

- отведение прямых  рук назад пружинящими и рывковыми  движениями;

- взмахи прямыми руками: однонаправленные, разнонаправленные,  одновременные и поочередные;

- круговые движения  согнутыми и прямыми руками  в боковой и лицевой плоскостях.

2. Выкруты в плечевых суставах, держа в руках гимнастическую палку, выполнять медленно с постепенным уменьшением расстояния между руками.

3. В положении «мост»  покачивание вперед и назад,  сгибая и выпрямляя ноги.

4. В упоре лежа сзади,  сгибая ноги, пружинящие движения туловищем вперед.

 

Упражнения  преимущественно для позвоночного столба

1. Из разных исходных  положений. Основная стойка, стойка  ноги врозь. 

- наклоны вперед, в  стороны, назад, с различными  движениями руками;

- наклоны вперед с  захватом ног;

- повороты туловища;

- наклоны в сочетании  с поворотами туловища;

- круговое вращение  туловища;

2. Из седа: ноги вместе, врозь, одна нога отведена в  сторону и согнута в колене:

- наклоны вперед;

- наклоны с захватом  ног. 

3. Из упора присев, выпрямление ног, не отрывая рук от пола.

4. Из разных исходных  положений: основная стойка, ноги  врозь, стоя на коленях и др.

- наклоны назад. 

5. «Мост» из положения,  лежа на спине. 

6. Лежа на животе, прогибаясь  захватить руками стопы. 

 

Упражнения  преимущественно для тазобедренных суставов

1. Из разных исходных  положений: основная стойка, стойка  ноги врозь.

- поочередные махи  ногами вперед, в стороны и  назад с различными движениями руками.

2. Из широкой стойки, стопы развернуты.

- пружинящие глубокие  приседания.

3. Из положения выпада вперед и в сторону.

- пружинящие приседания;

- приседания с наклонами  туловища.

4. Из упора стоя  ноги врозь, опираясь руками  о пол, пружинящее опускание таза.

- то же, но одна нога  впереди, другая сзади. 

Опускание в шпагат.

Упражнения с помощью гимнастической стенки.

1. Упражнения для плечевых  суставов

- стоя лицом к стенке, на шаг от нее, опираясь прямыми  руками на палку, на уровне груди, пружинящие наклоны вперед.

- В висе стоя сзади,  прогибание вперед.

Из виса стоя сзади  переход в вис, присев сзади.

- стоя спиной к стенке, на шаг от нее, руки хватом  снизу за рейку на высоте плеч, приседая выкрут в плечевых суставах.

2. Упражнения для позвоночного  столба.

- стоя спиной к стенке, наклон вперед не сгибая ног, с захватом руками за первую – вторую рейку;

- стоя спиной к стенке, держась руками за рейку на  уровне головы, прогибание в грудной и поясничной частях позвоночника;

- стоя боком к стенке, наклоны в сторону;

- стоя спиной к стенке, на шаг от нее, наклон назад, постепенно переставляя руки по рейкам вниз.

3. Упражнения для тазобедренного  сустава

- стоя лицом к стенке, на шаг от нее, одна нога  на второй – третьей рейке, другая на полу, сгибание ноги, стоящей на рейке.

- стоя на одной ноге  боком к стенке, другая на рейке, наклоны вперед и с сторону, наклоны с захватом ноги, повороты туловища, приседание на опорной. То же стоя лицом и спиной к стенке.

- стоя на одной ноге, лицом к стенке, другая на рейке,  скольжение ногой по рейке  в сторону, руками подтягивая туловище к стенке;

- стоя лицом к стенке, одна нога на нижней рейке,  другая на полу, отведение ноги назад скольжением по полу, держась двумя руками за четвертую – пятую рейку.

4. Упражнения для голеностопного  сустава

- держась руками за  рейку, глубокие приседания, не отрывая пяток от пола;

- в упоре стоя на  носках, опираясь руками о рейку,  поочередное опускание пяток на пол;

- стоя на нижней  рейке на носках, лицом к стенке, пружинные покачивания вверх – вниз, стараясь как можно ниже опустить пятки;

- стоя лицом к стенке на одной ноге, носок развернут наружу до предела, наклоны прямым туловищем в сторону опорной ноги, не отрывая пятку от пола.

- стоя лицом к стенке  на правой ноге, левая опирается  о пол подъемом, приседания на правой ноге с нажимом на левую. То же на другой ноге.

Описанные гимнастические упражнения планировались в соответствии с основными задачами урока и особенностями занимающихся.

Основные правила их применения:

Комплексная направленность и строгий контроль за объемом  и интенсивностью воздействий.

На заключительном этапе  преддипломной практики произведено  повторное тестирование как в экспериментальной группе – 3-а класс, так и в контрольной – 3-в класс. Условия его проведения полностью совпадали с первоначальной проверкой.

Достоверные данные в экспериментальной группе показали 12 человек, они прошли оба этапа тестирования, в контрольной группе (класс коррекции) – 11 человек.

 

 

Глава 3: Результаты исследования.

Анализ научно – методической литературы позволил изучить широкий  круг вопросов, характеризующих процесс развития гибкости на уроках физической культуры.

В результате обобщения  теоретических знаний выявлены:

- особая значимость  гибкости в различных видах  жизнедеятельности, а также для  физического развития школьников;

- возрастная предрасположенность детей младшего школьного возраста к направленному воспитанию гибкости, обусловленная рядом анатомо-физиологических особенностей;

- специальные средства  и методы, эффективно улучшающие  подвижность в суставах опорно-двигательного аппарата;

- большие педагогические  возможности гимнастических упражнений, являющиеся базовым средством  повышения уровня развития гибкости  в процессе физического воспитания;

- особенности методики  воспитания гибкости в младшем  школьном возрасте.

Педагогические наблюдения за уроками гимнастики в начальных классах СОШ № 39 (Преподаватели: Каденцева Т.А., ) и анкетирование учителей ф.к. дали возможность оценить отношение педагогов к проблеме развития гибкости на уроках гимнастики и установить практическую методику ее воспитания. Получены следующие результаты;

Информация о работе Методы исследования