Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:03, курсовая работа
При изучении литературы научно-практического характера по избранной теме выявлено не соответствие между большой практической значимостью вопросов развития гибкости в младшем школьном возрасте и слабой разработанностью способов и методов ее воспитания и совершенствования на уроках физической культуры.
Проблема исследования состоит в разрешении вопроса: «Какие средства, методы, способы и приемы воспитания гибкости в младшем школьном возрасте являются наиболее эффективными и оптимальными для применения на уроках гимнастики?»
Целью исследования является разработка и оценка комплекса средств и методов воспитания гибкости у младших школьников на уроках гимнастики.
Введение……………………………………………………………...2
Глава 1: Состояние проблем и исследования. …………………….5
Гибкость и её виды……………………………………………6
Анатомо-физиологические особенности гибкости…………12
Методы воспитания гибкости………………………………..26
Глава 2: Цели, задачи, организации и методы исследования……28
2.1. Цели и задачи исследования…………………………….28
2.2. Методы исследования…………………………………..29
2.3. Организации исследования…………………………….36
Глава 3: Результаты исследования…………………………………43
Выводы………………………………………………………..56
Список литературы…………………………………………..58
Приложение…………………………………………………..62
21.Холодов Ж.К., Кузнецов
В.С. Теория и методика
22.Шлемин А.М. Юный
гимнаст -М: Физкультура и
23.Янсон Ю.А. – Физическая культура в школе – Ростов н/Д «Феникс», 2004 – 624 с.
24. Ашмарин, Б. А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990.-287с.
25. Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.
26. Минева М. Индексные оценки показателей
в тестах на гибкость: Спортивная гимнастика//
Система подготовки зарубежных спортсменов:
экспресс информация / ВНИИФК. 1987. - №6.-
С.32-39.
27. Минева М. Исследование эффективности
методов развития гибкости у 9-13 летних
гимнасток// Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. 1997. - №2. - С.60-61.
28. Мироненко П.М. Пассивное растягивание
как метод повышения функциональных возможностей
скелетной мускулатуры: Учеб.-метод, разраб.
Киев: КГИФК, 1976. - 20 с.
29. Михайлина Т.М., Лысенко В.В. О критериях
оценки уровня развития физических качеств
у учащихся общеобразовательных школ//
Теория и практика физической культуры.
1994. -№11. - С.17-19.
30. Михайлов В.М. Валидность некоторых
качеств силы и гибкости гимнастов// Актуальные
проблемы физического воспитания и спорта:
Материалы конф. молодых ученых ГЦОЛИФКа.
-М., 1975. С.108-110.
31. Моника Риттер-Клейнганс. Гимнастика
позвоночника: Справочник здоровья/ Пер.
с нем. Б. Григорьева. М.: Сигма-Пресс: Феникс,
1997. - 96 с.
32. Назаров В.Т. Биомеханическая стимуляция.
Явь и надежды. Минск: Полымя, 1986. - 96 с.
33. Назаров В.Т., Жилинский Л.В. Ускоренное
развитие подвижности в плечевых суставах
спортсменов// Теория и практика физической
культуры . 1984. - №10. - С.28.
34. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской
диссертацией по педагогике. Челябинск:
ЧГПИ, 1993. - 120 с.
35. Неверкович С.Д., Киршев С.П. Построение
программ по физической культуре для начальной
школы// Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. 1997. - №2. - С.12-16.
36. Нестеров В.А. Физический статус человека.
Механизмы формирования, методы исследования:
Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Хабаровского
ГИФК, 1997. - 77 с.
37. Ким Г.Н. Взаимосвязь силы мышц и подвижности в суставах у девочек, занимающихся художественной гимнастикой// Сборник научных трудов молодых ученых. - Смоленск, 1994. -Вып.1. - С.55-56.
38.Кожевников В.И., Задорожная О.А. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста средствами основной гимнастики и хатха-йоги// Материалы П-й региональной научно-практической конференции ученых, Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. - М.: Просвещение, 1992. - 160 с.
41.Лах Ман Чун Г.Е. Эта замечательная йога, или взгляд в себя. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 174 с.
42.Лебедев С.Н. Хатха - йога. Чудеса без чудес. - М.: Советский спорт, 1992. - 56 с.
аспирантов и студентов/ УралГАФК - Челябинск, 1998. - С.21-22.
39.Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С.5-Ю.
40. Быков, В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1998.-74с.
41.Валиахметов, Р. М. - Физическое воспитание учащихся: Программа /Р.М. Валиахметов. - Уфа, 1996.- 46с.
42.Воробьев, В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. – 54 с
Приложения.
№ 1 Комплекс утренней гигиенической гимнастики для младших школьников
Упр. № 1 – типа «потягивание»
И.п. – о.с.
1 – 2 – руки вверх, встать на носки, потянуться, вдох;
3 – 4 – опустить руки через стороны, и.п. – выдох;
Повторить 2 – 3 раза.
Упр. № 2.
Ходьба на месте с энергичным движением рук с перходом на медленный бег. – 2 минуты.
Упр. № 3.
И.п. – о. с.
1 – руки пред грудью;
2 – руки вверх – наружу, встать на носки;
3 – руки в стороны, опустить пятки;
4 – и.п.
Повторить 4 – 6 раз.
Упр. № 4.
И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх;
1 -2 – круг левой рукой вперед;
3 – поворот туловища налево, руки в стороны;
4 – И.п.
5 – 6 – круг правой рукой вперед;
7 – поворот туловища направо, руки в стороны;
8 – И.п.
Повторить 4 – 6 раз.
Упр. № 5.
И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову;
1 – наклон влево, руки вверх;
2 – И.п.
3 – 4 – то же вправо;
Повторить 6 – 8 раз.
Упр. № 6.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс;
1 – наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны;
2 – и.п.
3 – наклон назад;
4 – и.п.
Повторить 4 – 6 раз.
Упр. № 7.
И.п. – широкая стойка, руки на пояс;
1 – полуприсед на левой, руки вперед;
2 – И.п.
3 – 4 – то же на правой;
Повторить 4 раза.
Упр. № 8.
И.п. – сомкнутая стойка, руки за спину;
1 – 4 – 4 прыжка на двух;
5 – прыжок в стойку, ноги врозь;
6 – Прыжком и.п.
7 – 8 – повторить 5 – 6
Повторить 4 – 8 раз.
Ходьба на месте с восстановлением дыхания.
Упр. № 9.
И.п. – лежа на животе, руки в упоре около груди.
1 – 2 – выпрямляя руки, наклон назад;
3 – 4 – И.п.
Повторить – 6 – 8 раз.
Упр. № 10.
И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях и разведены в стороны, руки на коленях.
Надавливая на колени, наклон вперед.
Упр. № 11.
И.п. – сед ноги врозь, руки на пояс;
1 – наклон к правой;
2 – наклон;
3 – наклон к левой;
4 – И.п.
Повторить 4 – 6 раз.
Упр. № 12.
И.п. – широкая стойка,
Пружинящие движения в шпагате.
№ 2 Комплекс упражнений на развитие гибкости для проведения общей разминки
Упр. № 1.
И.п. – о.с.
1 – наклон головы вперед;
2 – то же назад;
3 – вправо;
4 – влево
Повторить 3 – 4 раза.
Упр. № 2.
И.п. – стойка ноги врозь;
1 – 4 – круговые движения руками вперед;
5 – 8 – то же назад;
Повторить 4 – 6 раз.
Упр. № 3.
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны;
1 – скрестить руки впереди;
2 – отвести прямые руки через стороны назад;
Повторить 6 – 8 раз.
Упр. № 4.
И.п. – стойка ноги врозь, левая вверх с малым мячом;
1 – 2 – согнуть левую за голову, правую за спину, передать м/м из левой в правую.
3 – 4 – И.п. правая вверх;
5 – 8 – то же другой.
Повторить 4 раза.
Упр. № 5.
И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх в «замке»
1 – 2 – пружинящие наклоны вправо;
3 – 4 – то же влево;
Повторить 4 – 6 раз.
Упр. № 6.
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны;
1 – наклон вперед, прогнувшись, руки вверх;
2 – наклон, руки к полу;
3 – наклон, прогнувшись, руки в стороны;
4 – И.п.
Повторить 4 – 6 раз.
Упр. № 7.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – 4. – круговое движение туловищем вправо;
5 – 8 – то же влево;
Повторить 3 – 4 раза.
Упр. № 8.
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны;
1 – 2 – наклон назад, сгибая колени, коснуться руками пяток.
3 – 4 - И.п.
Повторить 6 – 8 раз.
Упр. № 9.
И.п. – о.с., руки в стороны;
1 – мах правой вперед, хлопок под ней;
2 – И.п.
3 – 4 – то же левой;
Повторить 6 – 8 раз.
Упр. № 10.
И.п. – о.с.
1 – мах левой назад, руки вверх;
2 – И.п.
3 – 4 – то же правой;
Упр. № 11.
И. п. – широкая стойка;
1 – 3 – пружинящие приседания на правой, руки в упоре на колене;
4 – присед на левой;
5 – 8 – то же на другой;
Повторить 4 раза.
Упр. № 12.
И. п. – упор присев.
1 – упор стоя согнувшись;
2 – 7 – держать положение;
8 – И. п.
Повторить 4 – 6 раз.
№ 3 Комплекс упражнений на развитие гибкости для выполнения в основной части урока
Упр. № 1
И. п. – сед ноги врозь, руки вверх;
1 – наклон вперед, захват руками за стопы;
2 – 3 – удержать положение;
4 – И.п.
Повторить 4 – 6 раз.
Упр. № 2.
1 – упор лежа сзади;
2 – 3 – сгибая ноги, пружинящие движения туловищем вперед;
4 – И. п.
Повторить 6 – 8 раз.
Упр. № 3.
И. п. – сед, ноги вместе.
1 – 3 – наклон вперед с захватом ног;
4 – И. п.
Повторить 4 – 6 раз.
Упр. № 4.
И. п. – «мост».
1 – 8 – покачивающие движения вперед и назад.
Повторить 4 – 6 раз.
Упр. № 5.
И. п. – упор стоя ноги врозь;
Пружинящее опускание таза.
Упр. № 6.
И. п. – упор стоя ноги врозь, правая вперед
Пружинящее опускание таза.
То же левая вперед.
Упр. № 7.
И. п. – лежа на животе, взяться руками за стопы снаружи.
1 – 3 – прогнуться и удержать положение;
4 – И. п.