Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:03, курсовая работа
При изучении литературы научно-практического характера по избранной теме выявлено не соответствие между большой практической значимостью вопросов развития гибкости в младшем школьном возрасте и слабой разработанностью способов и методов ее воспитания и совершенствования на уроках физической культуры.
Проблема исследования состоит в разрешении вопроса: «Какие средства, методы, способы и приемы воспитания гибкости в младшем школьном возрасте являются наиболее эффективными и оптимальными для применения на уроках гимнастики?»
Целью исследования является разработка и оценка комплекса средств и методов воспитания гибкости у младших школьников на уроках гимнастики.
Введение……………………………………………………………...2
Глава 1: Состояние проблем и исследования. …………………….5
Гибкость и её виды……………………………………………6
Анатомо-физиологические особенности гибкости…………12
Методы воспитания гибкости………………………………..26
Глава 2: Цели, задачи, организации и методы исследования……28
2.1. Цели и задачи исследования…………………………….28
2.2. Методы исследования…………………………………..29
2.3. Организации исследования…………………………….36
Глава 3: Результаты исследования…………………………………43
Выводы………………………………………………………..56
Список литературы…………………………………………..58
Приложение…………………………………………………..62
- на уроках гимнастики в начальных классах не всегда уделялось должное внимание вопросам развития подвижности в суставах, упражнения растягивающего характера применялись преимущественно в подготовительной части урока для разогревания, в виде активных динамических движений, пружинного и махового характера;
- достаточно редко
задача развития гибкости
- задачи развития гибкости
часто совмещались с
- практически не использовались
пассивные упражнения на растяг
- основным методом
развития гибкости являлся
Таким образом, систематического
и целенаправленного
Ответы, полученные в беседах с учениками, подтверждают результаты педагогических наблюдений: младшие школьники, имея ясное представление о важности данного физического качества, не имеют знаний о средствах его улучшения и развития.
Анкетирование работающих в школе учителей показало расхождение практической методики воспитания гибкости с общепризнанной в специальной литературе.
Первоначальный этап педагогического эксперимента заключался в определении исходного уровня общей гибкости у школьников третьих классов СОШ № 39 посредством тестирования подвижности отдельных суставов и позвоночного столба.
В таблицах № 1 и № 2, представлены результаты первого этапа тестирования в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица №1
I этап тестирования экспериментальной группы
№ |
Фамилия учащегося |
Тестовое задание | |||||||
Г. позв. вперед |
Г. позв. Назад |
Подв. Плеч. С |
Подв. т/б с. | ||||||
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен | ||
1 |
Алиева Э. |
8 см |
Низ |
36 см |
Сред |
39 см |
Сред |
90º |
Сред |
2 |
Ахмедова О |
4 см |
Низ |
37 см |
Сред |
22 см |
Низ |
>90º |
Низ |
3 |
Боева Н. |
5 см |
Низ |
50 см |
Низ |
31 см |
Низ |
>90º |
Низ |
4 |
Бурко Дима |
2 см |
Низ |
68 см |
Низ |
20 см |
Низ |
>90º |
Низ |
5 |
Васильева Д |
6 см |
Низ |
49 см |
Низ |
28 см |
Низ |
90º |
Сред |
6 |
Диденко А |
5 см |
Низ |
58 см |
Низ |
23 см |
Низ |
>90º |
Низ |
7 |
Котина А |
10 см |
Сред |
44 см |
Низ |
42 см |
Сред |
<90º |
Выс |
8 |
Мазакин Д |
0 см |
Низ |
62 см |
Низ |
26 см |
Низ |
>90º |
Низ |
9 |
Мельников С |
5 см |
Сред |
33 см |
Сред |
20 см |
Низ |
90º |
Сред |
10 |
Никитина Д. |
10 см |
Сред |
24 см |
Выс |
31 см |
Низ |
<90º |
Выс |
11 |
Мамедов А |
4 см |
Низ |
70 см |
Низ |
37 см |
Низ |
>90º |
Низ |
12 |
Плотников Е. |
2 см |
Низ |
61 см |
Низ |
25 см |
Низ |
>90º |
Низ |
13 |
Саяф Олег |
1 см |
Низ |
60 см |
Низ |
30 см |
Низ |
>90º |
Низ |
14 |
Текмезова З |
8 см |
Низ |
46 см |
Низ |
46 см |
Сред |
<90º |
Выс |
15 |
Юркова Е |
-1см |
Низ |
56 см |
Низ |
35 см |
Низ |
>90º |
Низ |
Итого |
В.У – 0% С.у – 26,5% Н.у. – 73,5% |
В.У – 13% С.у – 26,5% Н.у. – 59,5% |
В.У – 0% С.у – 33% Н.у. – 66% |
В.У – 20% С.у – 20% Н.у. – 60% |
Общий результат тестирования экспериментальной группы:
Высокий уровень – 5,4%
Средний уровень – 26,5%
Низкий уровень – 68%
Таблица № 2
I этап тестирования контрольной группы
№ |
Фамилия учащегося |
Тестовое задание | |||||||
Г. позв. вперед |
Г. позв. Назад |
Подв. Плеч. С |
Подв. т/б с. | ||||||
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен | ||
1 |
Алибеков А |
-2 см |
Низ |
57 см |
Низ |
25 см |
Низ |
>90º |
Низ |
2 |
Ахмедов З |
3 см |
Низ |
42 см |
Сред |
31 см |
Сред |
90º |
Сред |
3 |
Доронин А. |
0 см |
Низ |
70 см |
Низ |
22 см |
Низ |
>90º |
Низ |
4 |
Григорьева К |
10 см |
Сред |
39 см |
Сред |
49 см |
Выс |
<90º |
Выс |
5 |
Иванова М |
2 см |
Низ |
53 см |
Низ |
47 см |
Низ |
90º |
Сред |
6 |
Зарубина Н |
12 см |
Сред |
45 см |
Низ |
38 см |
Сред |
<90º |
Выс |
7 |
Ковров Ж. |
3 см |
Низ |
56 см |
Сред |
29 см |
Сред |
>90º |
Низ |
8 |
Медведева Я. |
5 см |
Низ |
50 см |
Низ |
35 см |
Низ |
90º |
Сред |
9 |
Мамыкин С |
1 см |
Низ |
64 см |
Низ |
21 см |
Низ |
>90º |
Низ |
10 |
Саидова С. |
4 см |
Низ |
47 см |
Низ |
43 см |
Сред |
90º |
Сред |
11 |
Чадова М |
7 см |
Низ |
51 см |
Низ |
33 см |
Низ |
90º |
Сред |
12 |
Чадов С |
1 см |
Низ |
60 см |
Низ |
30 см |
сред |
>90º |
Низ |
Итого |
В.У – 0% С.у – 16,6% Н.у. – 83,4% |
В.У – 8,3% С.у – 8,3% Н.у. – 83,4% |
В.У – 8% С.у – 42% Н.у. – 50% |
В.У – 16% С.у – 42% Н.у. – 42% |
Общий результат тестирования контрольной группы:
Высокий уровень – 8%
Средний уровень – 27,2%
Низкий уровень – 64,6%
График № 1
Сравнительные данные I этапа эксперимента
Путем сравнения полученных данных с критериями оценок уровня развития гибкости выявлено, что как в экспериментальной, так и в контрольной группах по всем видам тестовых заданий преобладает низкий уровень показателей. Мы предполагаем, что это результат невнимательного отношения к проблеме развития гибкости.
В течение преддипломной практики в экспериментальном классе широко практиковались, разнообразно сочетаясь, упражнения на растягивание указанные выше. С ее окончанием произведен повторный этап педагогического эксперимента, совпадающий по содержанию с первоначальным.
Таблица № 3
II этап тестирования экспериментальной группы
№ |
Фамилия учащегося |
Тестовое задание | |||||||
Г. позв. вперед |
Г. позв. Назад |
Подв. Плеч. С |
Подв. т/б с. | ||||||
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен | ||
1 |
Алиева Э. |
10 см |
Сред |
30 см |
Выс |
41 см |
Сред |
<90º |
Выс |
2 |
Ахмедова О |
7 см |
Низ |
35 см |
Сред |
26 см |
Низ |
>90º |
Низ |
3 |
Боева Н. |
8 см |
Низ |
43 см |
Низ |
33 см |
Низ |
90º |
Сред |
4 |
Бурко Дима |
5 см |
Сред |
60 см |
Низ |
50 см |
Выс |
>90º |
Низ |
5 |
Васильева Д |
6 см |
Низ |
41 см |
Сред |
31 см |
Низ |
90º |
Сред |
6 |
Диденко А |
10 см |
Сред |
55 см |
Сред |
29 см |
Низ |
90º |
Сред |
7 |
Котина А |
15 см |
Выс |
36 см |
Сред |
50 см |
Выс |
<90º |
Выс |
8 |
Мазакин Д |
3 см |
Низ |
60 см |
Низ |
30 см |
Сред |
>90º |
Низ |
9 |
Мельников С |
6 см |
Сред |
33 см |
Выс |
28 см |
Низ |
<90º |
Выс |
10 |
Никитина Д. |
12 см |
Сред |
22 см |
Выс |
40 см |
Сред |
<90º |
Выс |
11 |
Мамедов А |
7 см |
Сред |
60 см |
Низ |
38 см |
Сред |
>90º |
Низ |
12 |
Плотников Е. |
5 см |
Сред |
55 см |
Сред |
35 см |
Сред |
>90º |
Низ |
13 |
Саяф Олег |
5 см |
Сред |
57 см |
Низ |
35 см |
Сред |
>90º |
Низ |
14 |
Текмезова З |
10 см |
Сред |
40 см |
Сред |
50 см |
выс |
<90º |
Выс |
15 |
Юркова Е |
3 см |
Н.об. |
50 см |
Низ |
39 см |
сред |
>90º |
Низ |
Итого |
В.У – 13% С.у – 53% Н.у. – 33% |
В.У – 20% С.у – 40% Н.у. – 40% |
В.У – 20% С.у –46% Н.у. – 33% |
В.У – 26,5% С.у – 26,5% Н.у. – 46% |
Общий результат II этапа тестирования экспериментальной группы:
Высокий уровень – 20% - прирост составил – 14,6%
Средний уровень – 42% - прирост составил – 16:
Низкий уровень – 38% - уменьшился на 21%
Улучшение гибкости произошло на всех уровнях по всем тестовым заданиям.
График № 2 Прирост гибкости в экспериментальной группе
Таблица № 4
II этап тестирования контрольной группы
№ |
Фамилия учащегося |
Тестовое задание | |||||||
Г. позв. вперед |
Г. позв. Назад |
Подв. Плеч. С |
Подв. т/б с. | ||||||
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен |
Рез-т |
Уровен | ||
1 |
Алибеков А |
0 см |
Низ |
55 см |
Сред |
26 см |
Низ |
>90º |
Низ |
2 |
Ахмедов З |
5 см |
сред |
40 см |
Выс |
30 см |
Сред |
90º |
Сред |
3 |
Доронин А. |
1 см |
Низ |
35 см |
Сред |
25 см |
Низ |
>90º |
Низ |
4 |
Григорьева К |
12 см |
Сред |
35 см |
Сред |
50 см |
Выс |
<90º |
Выс |
5 |
Иванова М |
3 см |
Н.об |
51 см |
Низ |
45 см |
Сред |
90º |
Сред |
6 |
Зарубина Н |
12 см |
Сред |
45 см |
Низ |
38 см |
Сред |
<90º |
Выс |
7 |
Ковров Ж. |
5 см |
Сред |
55 см |
Сред |
30 см |
Сред |
>90º |
Низ |
8 |
Медведева Я. |
8 см |
Низ |
51 см |
Низ |
35 см |
Низ |
90º |
Сред |
9 |
Мамыкин С |
3 см |
Низ |
62 см |
Низ |
25 см |
Низ |
>90º |
Низ |
10 |
Саидова С. |
4 см |
Низ |
44 см |
Низ |
45 см |
Сред |
90º |
Сред |
11 |
Чадова М |
10 см |
Сред |
50 см |
Низ |
53 см |
Низ |
90º |
Сред |
12 |
Чадов С |
2 см |
Низ |
57 см |
Низ |
33 см |
сред |
>90º |
Низ |
Итого |
В.У – 0% С.у – 42% Н.у. – 58% |
В.У – 8% С.у – 25% Н.у. – 6% Н.об – 8% |
В.У – 8% С.у – 58% Н.у. – 33% |
В.У – 16% С.у – 42% Н.у. – 42% |
Общий результат II этапа тестирования контрольной группы:
Высокий уровень – 8% - прироста нет;
Средний уровень – 40% - прирост составил 12,8%;
Низкий уровень – 48% - снижен на 14%.
Результаты тестирования
контрольной группы показывают наличие
небольшого улучшения уровня развития
гибкости, прирост показателей объясняетс
Выводы по работе
1. Анализ и обобщение
научно-теоретических
2. Обобщение опыта работы специалистов по физической культуре, в области исследуемой проблемы, позволил выявить, что вопросы воспитания гибкости в условиях школы не получают достойного внимания.
3. Специально отобранные и разработанные средства и методы воспитания гибкости эффективно улучшают ее показатели у детей младшего школьного возраста, что доказано в результате педагогического эксперимента и следовательно выдвинутая гипотеза является верной и доказанной.