Методы исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

При изучении литературы научно-практического характера по избранной теме выявлено не соответствие между большой практической значимостью вопросов развития гибкости в младшем школьном возрасте и слабой разработанностью способов и методов ее воспитания и совершенствования на уроках физической культуры.
Проблема исследования состоит в разрешении вопроса: «Какие средства, методы, способы и приемы воспитания гибкости в младшем школьном возрасте являются наиболее эффективными и оптимальными для применения на уроках гимнастики?»
Целью исследования является разработка и оценка комплекса средств и методов воспитания гибкости у младших школьников на уроках гимнастики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...2
Глава 1: Состояние проблем и исследования. …………………….5
Гибкость и её виды……………………………………………6
Анатомо-физиологические особенности гибкости…………12
Методы воспитания гибкости………………………………..26
Глава 2: Цели, задачи, организации и методы исследования……28
2.1. Цели и задачи исследования…………………………….28
2.2. Методы исследования…………………………………..29
2.3. Организации исследования…………………………….36
Глава 3: Результаты исследования…………………………………43
Выводы………………………………………………………..56
Список литературы…………………………………………..58
Приложение…………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

- на уроках гимнастики  в начальных классах не всегда  уделялось должное внимание вопросам развития подвижности в суставах, упражнения растягивающего характера применялись преимущественно в подготовительной части урока для разогревания, в виде активных динамических движений, пружинного и махового характера;

- достаточно редко  задача развития гибкости ставилась  как одна из основных, если же ставилось, то в этом случае производилось комплексное воздействие средствами динамических и статических растягивающих упражнений;

- задачи развития гибкости  часто совмещались с совершенствованием  ряда гимнастических упражнений: мост, стойка на лопатках, полушпагат  и других;

- практически не использовались  пассивные упражнения на растягивание, а доля статических была неоправданно мала;

- основным методом  развития гибкости являлся повторный  метод с элементами игрового и соревновательного.

Таким образом, систематического и целенаправленного воздействия  на рост уровня развития гибкости на уроках гимнастики в начальных классах СОУ №39 не производилось.

Ответы, полученные в  беседах с учениками, подтверждают результаты педагогических наблюдений: младшие школьники, имея ясное представление о важности данного физического качества, не имеют знаний о средствах его улучшения и развития.

Анкетирование работающих в школе учителей показало расхождение  практической методики воспитания гибкости с общепризнанной в специальной литературе.

Первоначальный этап педагогического эксперимента заключался в определении исходного уровня общей гибкости у школьников третьих классов СОШ № 39 посредством тестирования подвижности отдельных суставов и позвоночного столба.

В таблицах № 1 и № 2, представлены результаты первого этапа тестирования в контрольной и экспериментальной группах.

 

 

Таблица №1

I этап тестирования  экспериментальной группы

 

Фамилия учащегося

Тестовое задание

Г. позв. вперед

Г. позв. Назад

Подв. Плеч. С

Подв. т/б с.

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

1

Алиева Э.

8 см

Низ

36 см

Сред

39 см

Сред

90º

Сред

2

Ахмедова О

4 см

Низ

37 см

Сред

22 см

Низ

>90º

Низ

3

Боева Н.

5 см

Низ

50 см

Низ

31 см

Низ

>90º

Низ

4

Бурко Дима

2 см

Низ

68 см

Низ

20 см

Низ

>90º

Низ

5

Васильева Д

6 см

Низ

49 см

Низ

28 см

Низ

90º

Сред

6

Диденко А

5 см

Низ

58 см

Низ

23 см

Низ

>90º

Низ

7

Котина А

10 см

Сред

44 см

Низ

42 см

Сред

<90º

Выс

8

Мазакин Д

0 см

Низ

62 см

Низ

26 см

Низ

>90º

Низ

9

Мельников С

5 см

Сред

33 см

Сред

20 см

Низ

90º

Сред

10

Никитина Д.

10 см

Сред

24 см

Выс

31 см

Низ

<90º

Выс

11

Мамедов А

4 см

Низ

70 см

Низ

37 см

Низ

>90º

Низ

12

Плотников Е.

2 см

Низ

61 см

Низ

25 см

Низ

>90º

Низ

13

Саяф Олег

1 см

Низ

60 см

Низ

30 см

Низ

>90º

Низ

14

Текмезова З

8 см

Низ

46 см

Низ

46 см

Сред

<90º

Выс

15

Юркова Е

-1см

Низ

56 см

Низ

35 см

Низ

>90º

Низ

 

Итого

В.У – 0%

С.у – 26,5%

Н.у. – 73,5%

В.У – 13%

С.у – 26,5%

Н.у. – 59,5%

В.У – 0%

С.у – 33%

Н.у. – 66%

В.У – 20%

С.у – 20%

Н.у. – 60%


 

Общий результат тестирования экспериментальной группы:

Высокий уровень – 5,4%

Средний уровень – 26,5%

Низкий уровень – 68%

 

 

Таблица № 2

I этап тестирования  контрольной группы

Фамилия учащегося

Тестовое задание

Г. позв. вперед

Г. позв. Назад

Подв. Плеч. С

Подв. т/б с.

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

1

Алибеков А

-2 см

Низ

57 см

Низ

25 см

Низ

>90º

Низ

2

Ахмедов З

3 см

Низ

42 см

Сред

31 см

Сред

90º

Сред

3

Доронин А.

0 см

Низ

70 см

Низ

22 см

Низ

>90º

Низ

4

Григорьева К

10 см

Сред

39 см

Сред

49 см

Выс

<90º

Выс

5

Иванова М

2 см

Низ

53 см

Низ

47 см

Низ

90º

Сред

6

Зарубина Н

12 см

Сред

45 см

Низ

38 см

Сред

<90º

Выс

7

Ковров Ж.

3 см

Низ

56 см

Сред

29 см

Сред

>90º

Низ

8

Медведева Я.

5 см

Низ

50 см

Низ

35 см

Низ

90º

Сред

9

Мамыкин С

1 см

Низ

64 см

Низ

21 см

Низ

>90º

Низ

10

Саидова С.

4 см

Низ

47 см

Низ

43 см

Сред

90º

Сред

11

Чадова М

7 см

Низ

51 см

Низ

33 см

Низ

90º

Сред

12

Чадов С

1 см

Низ

60 см

Низ

30 см

сред

>90º

Низ

 

Итого

В.У – 0%

С.у – 16,6%

Н.у. – 83,4%

В.У – 8,3%

С.у – 8,3%

Н.у. – 83,4%

В.У – 8%

С.у – 42%

Н.у. – 50%

В.У – 16%

С.у – 42%

Н.у. – 42%


 

Общий результат тестирования контрольной группы:

Высокий уровень – 8%

Средний уровень – 27,2%

Низкий уровень – 64,6%

 

График № 1

Сравнительные данные I этапа  эксперимента

Путем сравнения полученных данных с критериями оценок уровня развития гибкости выявлено, что как в экспериментальной, так и в контрольной группах по всем видам тестовых заданий преобладает низкий уровень показателей. Мы предполагаем, что это результат невнимательного отношения к проблеме развития гибкости.

В течение преддипломной  практики в экспериментальном классе широко практиковались, разнообразно сочетаясь, упражнения на растягивание указанные выше. С ее окончанием произведен повторный этап педагогического эксперимента, совпадающий по содержанию с первоначальным.

 

Таблица № 3

II этап тестирования  экспериментальной группы

Фамилия учащегося

Тестовое задание

Г. позв. вперед

Г. позв. Назад

Подв. Плеч. С

Подв. т/б с.

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

1

Алиева Э.

10 см

Сред

30 см

Выс

41 см

Сред

<90º

Выс

2

Ахмедова О

7 см

Низ

35 см

Сред

26 см

Низ

>90º

Низ

3

Боева Н.

8 см

Низ

43 см

Низ

33 см

Низ

90º

Сред

4

Бурко Дима

5 см

Сред

60 см

Низ

50 см

Выс

>90º

Низ

5

Васильева Д

6 см

Низ

41 см

Сред

31 см

Низ

90º

Сред

6

Диденко А

10 см

Сред

55 см

Сред

29 см

Низ

90º

Сред

7

Котина А

15 см

Выс

36 см

Сред

50 см

Выс

<90º

Выс

8

Мазакин Д

3 см

Низ

60 см

Низ

30 см

Сред

>90º

Низ

9

Мельников С

6 см

Сред

33 см

Выс

28 см

Низ

<90º

Выс

10

Никитина Д.

12 см

Сред

22 см

Выс

40 см

Сред

<90º

Выс

11

Мамедов А

7 см

Сред

60 см

Низ

38 см

Сред

>90º

Низ

12

Плотников Е.

5 см

Сред

55 см

Сред

35 см

Сред

>90º

Низ

13

Саяф Олег

5 см

Сред

57 см

Низ

35 см

Сред

>90º

Низ

14

Текмезова З

10 см

Сред

40 см

Сред

50 см

выс

<90º

Выс

15

Юркова Е

3 см

Н.об.

50 см

Низ

39 см

сред

>90º

Низ

 

Итого

В.У – 13%

С.у – 53%

Н.у. – 33%

В.У – 20%

С.у – 40%

Н.у. – 40%

В.У – 20%

С.у –46%

Н.у. – 33%

В.У – 26,5%

С.у – 26,5%

Н.у. – 46%


 

Общий результат II этапа  тестирования экспериментальной группы:

Высокий уровень – 20% - прирост составил – 14,6%

Средний уровень – 42% - прирост составил – 16:

Низкий уровень – 38% - уменьшился на 21%

 

Улучшение гибкости произошло  на всех уровнях по всем тестовым заданиям.

График № 2 Прирост  гибкости в экспериментальной группе

Таблица № 4

II этап тестирования  контрольной группы

Фамилия учащегося

Тестовое задание

Г. позв. вперед

Г. позв. Назад

Подв. Плеч. С

Подв. т/б с.

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

Рез-т

Уровен

1

Алибеков А

0 см

Низ

55 см

Сред 

26 см

Низ

>90º

Низ

2

Ахмедов З

5 см

сред

40 см

Выс

30 см

Сред

90º

Сред

3

Доронин А.

1 см

Низ

35 см

Сред

25 см

Низ

>90º

Низ

4

Григорьева К

12 см

Сред

35 см

Сред

50 см

Выс

<90º

Выс

5

Иванова М

3 см

Н.об

51 см

Низ

45 см

Сред

90º

Сред

6

Зарубина Н

12 см

Сред

45 см

Низ

38 см

Сред

<90º

Выс

7

Ковров Ж.

5 см

Сред

55 см

Сред

30 см

Сред

>90º

Низ

8

Медведева Я.

8 см

Низ

51 см

Низ

35 см

Низ

90º

Сред

9

Мамыкин С

3 см

Низ

62 см

Низ

25 см

Низ

>90º

Низ

10

Саидова С.

4 см

Низ

44 см

Низ

45 см

Сред

90º

Сред

11

Чадова М

10 см

Сред

50 см

Низ

53 см

Низ

90º

Сред

12

Чадов С

2 см

Низ

57 см

 Низ 

33 см

сред

>90º

Низ

 

Итого

В.У – 0%

С.у – 42%

Н.у. – 58%

В.У – 8%

С.у – 25%

Н.у. – 6%

Н.об – 8%

В.У – 8%

С.у – 58%

Н.у. – 33%

В.У – 16%

С.у – 42%

Н.у. – 42%


 

Общий результат II этапа  тестирования контрольной группы:

Высокий уровень – 8% - прироста нет;

Средний уровень – 40% - прирост составил 12,8%;

Низкий уровень – 48% - снижен на 14%.

Результаты тестирования контрольной группы показывают наличие  небольшого улучшения уровня развития гибкости, прирост показателей объясняется большой долей гимнастических упражнений в уроках и еще раз доказывает большие педагогические возможности гимнастических упражнений.

Выводы по работе

 

1. Анализ и обобщение  научно-теоретических положений  показало большую важность направленного  воспитания гибкости в младшем  школьном возрасте.

2. Обобщение опыта работы специалистов по физической культуре, в области исследуемой проблемы, позволил выявить, что вопросы воспитания гибкости в условиях школы не получают достойного внимания.

3. Специально отобранные  и разработанные средства и  методы воспитания гибкости эффективно улучшают ее показатели у детей младшего школьного возраста, что доказано в результате педагогического эксперимента и следовательно выдвинутая гипотеза является верной и доказанной.

 

Литература

 

  1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. и др. Теория и методика физического воспитания. – М: Просвещение, 1990. – 287 с.
  2. Бутин И.М., Бутина И.А. Физическая культура в начальных классах - М: «Владос – Пресс». 2003. – 176 с.
  3. Васильева В.В. Физиология человека. – М: Физкультура и спорт, 1984 – 319 с.
  4. Родик М.А., Барамидзе А.М., Киселев Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. –М: Советский спорт, 1991 – 96 с.
  5. Грачев О.К. Физическая культура. – М: ИКЦ «МарТ», 2005 – 464с.
  6. Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Гимнастика – М: Академия, 2001 – 448с.
  7. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М: Просвещение, 1980 – 304 с.
  8. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика – М: Физкультура и спорт, 1982 – 231 с.
  9. Лях В.И. Гибкость и методика ее развития – Физкультура в школе № 1 1999 – с.25
  10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М: Физкультура и спорт, 1991 – 543 с.
  11. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе – М: Владос – Пресс, 2003 – 248 с.
  12. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. – М: Физкультура и спорт, 1989 – 224 с.
  13. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М: ООО «Астрель», 2004 – 863 с.
  14. Пеганов Ю.А., Берзина Л.А. Позвоночник гибок – тело молодо –М: Советский спорт, 1991г. – 80 с.
  15. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов.- М: Физкультура и спорт, 1986 – 289 с.
  16. Семенов Л., Смолевский В. Гимнастам о гимнастике. – М: Физкультура и спорт, 1961 г. – 196 с.
  17. Укран М.Л. Методика тренировки гимнастов М.: Физкультура и спорт., 1971 – 304 с.
  18. Укран М.Л. Гимнастика М.: Физкультура и спорт., 1977 – 363 с.
  19. Филиппович В.И. Теория и методика гимнастики. – М: Просвещение, 1971
  20. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные особенности физического воспитания. – М: Физкультура и спорт, 1972 – 176 с.

Информация о работе Методы исследования