Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:03, курсовая работа
При изучении литературы научно-практического характера по избранной теме выявлено не соответствие между большой практической значимостью вопросов развития гибкости в младшем школьном возрасте и слабой разработанностью способов и методов ее воспитания и совершенствования на уроках физической культуры.
Проблема исследования состоит в разрешении вопроса: «Какие средства, методы, способы и приемы воспитания гибкости в младшем школьном возрасте являются наиболее эффективными и оптимальными для применения на уроках гимнастики?»
Целью исследования является разработка и оценка комплекса средств и методов воспитания гибкости у младших школьников на уроках гимнастики.
Введение……………………………………………………………...2
Глава 1: Состояние проблем и исследования. …………………….5
Гибкость и её виды……………………………………………6
Анатомо-физиологические особенности гибкости…………12
Методы воспитания гибкости………………………………..26
Глава 2: Цели, задачи, организации и методы исследования……28
2.1. Цели и задачи исследования…………………………….28
2.2. Методы исследования…………………………………..29
2.3. Организации исследования…………………………….36
Глава 3: Результаты исследования…………………………………43
Выводы………………………………………………………..56
Список литературы…………………………………………..58
Приложение…………………………………………………..62
В положении основной стойки блок таранной кости своими боковыми поверхностями слегка соприкасается с внутренними поверхностями лодыжек, образующих своеобразную вилку. При разгибании стопы в вилку вклинивается более широкая часть блока, которая несколько раздвигает лодыжки. Такой зажим хорошо предотвращает даже незначительные боковые движения блока и укрепляет сустав в целом. При сгибании, наоборот, в вилке лодыжек оказывается узкая часть блока, и создаются условия для всевозможных видов подвертывания стопы. В связи с этим у всех людей с заметным преобладанием амплитуды сгибания, а также у тех, кто носит обувь на высоком каблуке, вероятность бытовых и спортивных повреждений голеностопного сустава существенно повышается. Установлена довольно тесная прямая связь между амплитудой сгибания стопы и величиной ее супинации (движение подошвенной поверхности стопы внутрь, осуществляемое уже не в голеностопном, а в подтаранном суставе). Этим объясняются частые повреждения суставов так называемого сгибательного типа. Установлено также, что высокий свод стопы всегда является свидетельством преобладающего сгибания (по сравнению с разгибанием) с большой амплитудой.
Связки голеностопного сустава расположены в виде двух примерно симметричных вееров на наружной и внутренней его сторонах. При сгибании и разгибании напрягаются лишь отдельные их части, да и то лишь у предела амплитуды движения. Зато на боковые движения стопы связки реагируют сразу всеми своими пучками и по всей их толщине. К сожалению, даже такое «дружное» натяжение часто не уберегает сустав от травмы, поскольку эти подвертывания голеностопного сустава происходят под отягощающим действием веса тела.
Предельное сгибание и разгибание стопы в голеностопном суставе ограничивает упор краев большеберцовой кости в шейку или в задний отросток таранной кости. Длительным упражнением можно несколько изменить конфигурацию этих ограничителей движения и значительно увеличить подвижность стопы. Существенное увеличение подвижности стопы (при выпрямленной ноге) может быть достигнуто при систематическом растягивании трехглавой мышцы голени, но и в этом случае достигнуть предела разгибания (соприкосновения костных упоров) удается очень редко. Впрочем, этим озабочены представители лишь некоторых видов спорта. У большинства же самодеятельных физкультурников необходимость достичь рекордной амплитуды не возникает. Для них важнее прочность сустава, которая повышается при выполнении большого количества сильных движений с умеренной амплитудой: Идеальным средством для укрепления голеностопного сустава являются занятия лыжным спортом. Однако и в лыжном спорте и в обыденной жизни используется лишь около 50 % возможных движений стопы. В связи с этим начинается «старение» недостаточно задействованного голеностопного сустава — на переднем и заднем краях блока таранной кости. Именно здесь (при пассивном образе жизни или длительном обездвижении) иногда уже в 30-летнем возрасте у человека истончается и рассасывается гиалиновый хрящ. Предотвратить эти изменения можно только своевременно начатой систематической суставной гимнастикой с использованием движений максимально возможной амплитуды.
1.3 Методы воспитания гибкости
Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения («упражнения на растягивание»). Они делятся на 2 группы — активные движения и пассивные. В активных увеличение подвижности в каком-либо суставе достигается за счет сокращения мышц, проходящих че--тот сустав. В пассивных используются внешние силы. В первую группу входят:
1) простые движения (типа: на счет «раз» — наклон, на счет «два» — выпрямиться);
2) пружинистые движения (на счет «раз-два-три» — пружинистые наклоны, на счет «четыре» — выпрямиться) ;
3) маховые движения.
Ко второй группе относятся упражнения с самозахватами, а также с внешней помощью.
Степень воздействия этих упражнений примерно соответствует порядку их перечисления; в такой же последовательности их следует включать в комплексы упражнений для разминки или воспитания гибкости.
Помимо названных, при воспитании гибкости используют статические упражнения, когда дается задание сохранить неподвижное положение тела в условиях максимальной амплитуды. Пассивные статические упражнения (здесь поза сохраняется за счет внешних сил) несколько менее эффективны, чем динамические. Активные статические упражнения весьма действенны, их используют при воспитании гибкости как полезное дополнительное средство (Де Врие, 1962).
Мышцы сравнительно мало растяжимы. Если пытаться увеличить их длину в одном движении, например, сделав максимальный наклон вперед, то эффект будет очень мал. Но от повторения к повторению следы упражнения суммируются, и если сделать несколько десятков наклонов, то увеличение амплитуды будет вполне заметным.
Мышцы, ограничивающие движение, станут теперь меньше сопротивляться растягиванию. Поэтому упражнения на растягивание выполняют сериями по нескольку повторений в каждой. Амплитуду движений увеличивают от серии к серии. В занятии упражнения выполняют до появления ощущений легкой болезненности, которые и являются сигналом к прекращению работы. Упражнения на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже два раза в день (Н. Г. Озо-лин, 1949, а; Л. Е. Лебедянская, 1952). Если стоит задача поддержания достигнутого уровня гибкости, можно ограничиться более редкими занятиями (Л. Е. Лебедянская, 1959). Упражнения на гибкость удобнее всего давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом. Несмотря на то, что в утренние часы гибкость снижена, упражнения на гибкость здесь так же эффективны, как и в другие часы суток (Г. Г. Топальян, 1956). В занятии физическими упражнениями их либо включают в разминку, либо дают в конце основной части. К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться— до появления пота. Достигнутое за счет упражнения на растягивание увеличение подвижности (так называемый «разминочный эффект») держится относительно недолго — при комнатной температуре около 10 мин. (А. С. Шабашева, 1949). Увеличить этот интервал можно за счет уменьшения отдачи тепла телом (надеть теплый тренировочный костюм и пр.). После активных упражнений увеличенная гибкость сохраняется дольше, чем после пассивных (Е. П. Васильев, 1963).
Поскольку гибкость легче всего развивать в детском и подростковом возрасте (Б. В. Сермеев, 1964), основную работу по ее воспитанию следует планировать на этот период (примерно 11 —14 лет). При правильно организованном процессе физического воспитания в последующие годы надо будет лишь поддерживать гибкость на достигнутом ранее уровне.
Глава 2: Цели, задачи, организации и методы исследования.
Анализ научно-методической литературы и публикаций периодической печати позволили установить актуальность выбранной темы, заключающейся в установлении необходимости развития гибкости у детей младшего школьного возраста вследствие имеющихся благоприятных возрастных особенностей и выявить противоречие между практически важным процессом воспитания гибкости и недостаточно полно представленными в литературе способами и методиками ее воспитание у детей 7 – 11 лет.
Исходя из этого, целью нашего исследования является: разработка и оценка комплекса средств и методов воспитания гибкости у младших школьников.
Задачи исследования.
Для реализации целей и задач исследования применялись следующие педагогические методы исследования:
Анализ литературных источников
Для получения объективной информации по изучаемой теме, уточнения методики исследования изучалась специальная литература о возрастных особенностях младших школьников, о значении и важности гибкости для физического развития и ее роли в различных видах жизнедеятельности, о методике ее воспитания. Был изучена характеристика средств развития гибкости, особое внимание уделялось гимнастическим упражнениям; рассматривались данные по дозированию упражнений и показатели оценки гибкости в тестовых заданиях для начальных классов.
Всего проанализировано ______ литературных источников.
Педагогические наблюдения
На уроках гимнастики в СОШ № 39 производилось непосредственное открытое педагогическое наблюдение, изучался опыт работы учителей физической культуры и индивидуальная методика воспитания гибкости, используемая в работе со школьниками.
Методы опроса
В исследовании были использованы методы опроса: беседы и анкетирование.
Беседы проводились со школьниками для выявления уровня знаний о физическом развитии, значении гибкости, о средствах ее улучшения.
В беседах с учениками третьих классов задавались следующие вопросы:
- Какие физические качества и способности нужны современному человеку?
- Как вы представляете себе гибкого человека?
- Необходима ли гибкость в жизни, где обязательно ее проявление?
- С помощью, каких упражнений можно стать более гибким?
- Часто ли на уроках ф.к. и дома в комплексе УГГ вы их выполняете?
Педагогам по ф.к. СОШ
№ 39 была предложена анкета, определяющая
индивидуальную методику повышения
уровня развития гибкости в практике
занятий физическими
Анкета
Индивидуальная методика развития гибкости у школьников.
а) в 1 – 4 классе;
б) 5 – 9 классе;
в) 10 – 11 классе;
г) уделяете ей одинаковое внимание во всех возрастных периодах.
2. Часто ли Вы ставите задачу воспитания гибкости на своих уроках?
а) часто, отвожу ей особую роль;
б) постоянно, наряду с
другими физическими
в) редко, уделяя меньше внимания, чем другим физическим качествам;
г) считаю не нужным уделять гибкости внимании на уроках ф.к.
3. Какой вид гибкости Вы считаете особо важным и развиваете его в процессе физического воспитания?
а) пассивную и статическую гибкость;
б) активную и динамическую гибкость;
в) общую гибкость;
г) развиваете одинаково все виды гибкости.
4. В какой части урока Вы используете упражнения на растягивания?
а) в подготовительной части;
б) в основной части;
в) в заключительной части;
г) сочетаете в двух – трех частях урока.
5. Каким упражнениям Вы отдаете предпочтение при развитии гибкости?
а) активным упражнениям;
б) пассивным упражнениям;
в) статическим упражнениям;
г) комбинируете все известные Вам средства.
6. С помощью какого метода Вы повышаете уровень развития гибкости?
а) метода повторного упражнения;
б) игрового метода;
в) соревновательного метода;
г) сочетаете различные методы.
7. В каком разделе программы Вы уделяете больше внимания вопросам развития гибкости?
а) легкая атлетика;
б) гимнастика;
в) спортивные игры;
г) во всех разделах
8. Используете ли Вы в практике занятий элементы оздоровительных методик?
а) йоги;
б) стретчинга;
в) калланетики или другие средства;
г) не использую.
Контрольные испытания
Важным организующим и направляющим фактором в процессе физической подготовки школьников является контроль за уровнем развития физических качеств. В ходе изучения методической литературы были отобраны тестовые задания для оценки гибкости у младших школьников и критерии уровня ее развития.
№ |
Направленность задания |
Тестовое задание |
Уровни развития гибкости | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||||
Мальч. |
Девоч. |
Мальч. |
Девоч. |
Мальч. |
Девоч. | |||
1 |
Гибкость позвоночника вперед |
Наклон вперед в седее (см) |
10 |
15 |
5 |
10 |
0 |
5 |
2 |
Гибкость позвоночника назад |
«Мост» см |
45 |
30 |
55 |
40 |
60 |
50 |
3 |
Подвижность плечевых суставов |
Отведение рук назад лежа на животе (см) |
40 |
50 |
30 |
40 |
20 |
30 |
4 |
Подвижность тазобедренных суставов |
Махи ногой в разных направлениях, стоя у опоры |
<90º |
<90º |
90º |
90º |
>90º |
>90º |