Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 10:20, реферат
Второй этап –  сбор первичной социологической  информации (записи исследователя, выписки из документов).
 Третий этап –  подготовка собранной в ходе  социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
Заключительный, четвертый  этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования. Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации
Введение	3
Методы социологических исследований	4
Анкетирование	5
Выборочное обследование	7
Интервью	8
Наблюдение	11
Эксперимент	12
Заключение	13
Библиографический список	1
Минобрнауки России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Методика социальных исследований в управлении»
на тему: Методы социологических исследований
Выполнил студент: Валова Ольга Николаевна
                              
                              
Проверил преподаватель: Вечтомова Ю.Е.
Дата сдачи на проверку: «06» сентября 2013
Оценка:__________________
Киров
2013
 
Оглавление
 
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д.
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты. [4, 17]
Социологическое исследование 
– это система логически 
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
 Второй этап – 
сбор первичной 
Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования. Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации
При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности [1, 34]:
· Опрос (анкетирование и интервьюирование);
· Анализ документов (качественный и количественный);
· Наблюдение (не включенное и включенное);
 ·  Эксперимент 
(контролируемый и неконтролиру
 Искусство опроса 
состоит в правильной 
 Социолог, опрашивающий 
множество людей, интересуется 
общественным мнением. 
Никто в мире не изобрел более совершенного способа соединить несоединимое: огонь и воду, лед и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену – совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы.
Это самый распространенный в социологии метод исследований. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования. [3, 117]
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к анкетам применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в прилагаемой к ней инструкции.
 Логика построения 
вопросов в анкете 
Достоинство анкетирования в быстроте получения тех или иных объектов.
Анкетирование может быть:
- почтовое;
- прессовое;
- групповое.
 Анкетированием может 
заниматься любой сотрудник. 
Анкета состоит [6, 94]:
1. вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).
2. вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).
3. паспортичка (статус и положение участника).
ВИДЫ ВОПРОСОВ
 Все вопросы делятся 
на два основных типа – 
 Каков доход на 
одного человека в вашей семье?
 В закрытых после 
текста вопроса социолог 
 Каков доход на 
одного человека в вашей семье?
1. До 100 000 рублей.
2. От 100 001 до 500 000 рублей.
3. От 500 001 до 1 000 000 рублей.
4. Свыше 1 000 000 рублей.
Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытие легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытие используется там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью. [2, 67]
ВИДЫ ОПРОСА
В социологии различают два типа анкетного опроса – сплошной и выборочный.
Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны.
 С начала XIX века 
в европейских странах 
 Оно является более 
экономичным и не менее надежны
Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает. [3, 51]
 В сплошном опросе они 
совпадают, в выборочном 
Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.
Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все войны-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того, чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попадания в выборочную совокупность.
Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеет вероятный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод – наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности. [1, 159]
 Свойство выборки 
отражать характеристики 
Редко когда социолог намеренно допускает ее. Чаще она возникает из-за того, что ему плохо известна структура генеральной совокупности: распределение людей по возрасту, профессии, доходам и т.д.
 Оно является вторым 
по популярности методом 
Обычную беседу нельзя считать «интервью» - она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице – тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя и более людьми. Интервью – это обязательно целенаправленная беседа. [3, 422] И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса.
          
Если анкету респондент 
Структура интервью:
1. начало (проблема беседы);
2. опрос (вопросы по теме);
3. заключение (итоги).
 По цели исследования 
интервью бывает 
По своей структуре интервью бывает стандартным и нестандартным.
Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет о стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Распространенный пример телефонные интервью. Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о не стандартизированном интервью. В нем почти все вопросы открытые и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически не поддаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель не стандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение подробностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно – товар штучный, количество интервьюируемых невелико.
 Характерная черта 
интервью – доверительная