Методы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 10:20, реферат

Краткое описание

Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).
Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования. Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации

Оглавление

Введение 3
Методы социологических исследований 4
Анкетирование 5
Выборочное обследование 7
Интервью 8
Наблюдение 11
Эксперимент 12
Заключение 13
Библиографический список 1

Файлы: 1 файл

ovalova_100722_referatmsivu.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

 Благодаря продуманной  методике ученые открыли много удивительного в поведении людей. В частности, обнаружилось расхождение между тем, что человек думает, и тем, что он говорит. Искусство непрямого интервью в том и состоит, что ответы интерпретируются не как голые факты, а как некие симптомы, совокупность которых постепенно раскрывает картину объективного состояния человека. Ученые придерживались правила: надо выявить лишь то, что стремиться сказать сам интервьюируемый, незаметно направляя его внимание. Бессмысленно навязывать тему, которая ему не интересна. В анкетировании же социолог поступает именно так: он задает нужные ему, а не респонденту вопросы. Такова фундаментальная ограниченность анкетирования. Согласно логике научного исследования, интервью применяется в самом начале, когда ученый не знаком с ситуацией. Напротив, анкета необходима на завершающем этапе, когда сформулирована общая модель и возникает потребность прояснить ее детали. Таким образом, интервью – поисковый инструмент, а анкета – средство доказательства. [5, 363]

Наблюдение

 К нему социологи прибегают еще реже.

 Считается, что  прародиной и сферой, где оно  до сих пор используется чаще всего, является антропология – наука о дописьменных культурах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и многочисленных народов, племен и общин. Из антропологии в социологию пришла не только методология и методика наблюдений, но и их классификация. [2, 270]

 Наблюдение – это  целенаправленное и организованное  восприятие действительности. Наблюдение основано на какой-то определенной цели или задачах исследования. Наблюдение всегда располагает какими-то техническими средствами и концептуальными средствами. [3, 254]

 Наблюдение достаточно объективно и косвенно, т.е. объектом наблюдения выступает не сам объект, а его взаимоотношение с другими объектами.

 Наблюдение может  быть как скрытым, так и явным, а также включенным и невключенным. [1, 225]

 Если социолог изучает  поведение забастовщиков, уличной  толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрируют все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпадает, или уже сферы действия интервью.

 Наблюдать можно  взаимоотношения между людьми, учреждениями и их посетителями, взаимоотношения между сотрудниками и подчиненными.

 Эксперимент

 В отличие от наблюдения эксперимент предполагает активное взаимодействие на определенный объект исследования. В этом случае объект ставится в определенные условия, которые позволяют изучить их влияние на него.

 Как правило, эксперимент распределяется в естественных, гуманитарных, технических науках. Практически невозможно поставить эксперимент в астрономии.

 По своей направленности  он может быть естественным и лабораторным. [1, 184]

 Его применение  в социологии крайне ограниченно.  Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования (например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих) и подготовлена программа, создают две группы – экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной – по-старому. Для чего это нужно?

 Новая система оплаты  может и не влиять на повышение производительности труда: хотя последняя и выросла, но ученые сомневаются. Вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10-15 человек. [5, 237]

 

Заключение

 В данной работе  разобраны основные методы социологических исследований. В социологии сочетаются многие направления человеческих знаний (психология, философия, логика, естествознание и т.д.). Социологу необходим большой опыт и запас знаний для того, чтобы хорошо научиться исследовать человеческое общество.

 Ну и конечно, встает вопрос о большой важности этой науки для многих сфер деятельности человека. В будущем социологию наверняка ждет большое распространение. Конечно, она и сейчас распространена, но не так как хотелось бы. Например, было бы неплохо в наше время практиковать социологию на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это сильно помогло бы принимать правильные решения руководителям, которые толком не знают о том, что творится в коллективах их предприятий. Зачастую принимаются решения, которые противоречат мнению коллективов и общественности, социологические исследования как раз бы помогли избежать этих противоречий.

 

 Библиографический список

  1. Андреенков В.Г. Методы сбора информации в социологических исследованиях. – Кн. 1. – М.: Наука - 1990. - 232 с.
  2. Кравченко А. И. Основы социологии: Учеб. пособ. Для студентов средних и спец. уч. завед. – М.: Логос, 1998 – 384 с.
  3. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – Политиздат, 1988. – 479 с.
  4. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
  5. Фролов С.С. Социология. – М., 1994. – 376 с.
  6. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1987. – 271 с.

 


Информация о работе Методы социологических исследований