Опрос как метод социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:36, доклад

Краткое описание

Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются.

Файлы: 1 файл

Метод опроса.docx

— 15.79 Кб (Скачать)

Опрос как метод социологического исследования

Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюируемым посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать  как один из самых распространённых методов получения информации о  субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании  людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю  получить необходимые сведения в  зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются.

Виды опроса

Все опросы можно классифицировать по следующим критериям:

По способу  получения информации и ее интерпретации:

1) анкетный опрос (когда  опросный лист  напечатан и вручается респонденту для заполнения);

2) социологическое интервью (основан на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме);

3) экспертный опрос (когда  в качестве респондентов выступают  эксперты).

По степени  охвата генеральной совокупности:

1) сплошные опросы (ситуация, когда опросом охвачена вся  генеральная совокупность);

2) выборочные опросы (ситуация, когда опросом охвачена часть  генеральной совокупности по  принципам и правилам выборки).

По процедуре  проведения:

1) индивидуальные опросы (проходят в индивидуально-личной форме, отличаются конфиденциальным  способом общения социолога и респондента);

2) групповые опросы (когда  социолог работает не с одним,  а сразу с несколькими респондентами,  порой с целой группой.

По форме  проведения:

1) устные опросы (разные  виды интервью);

2) письменные опросы (анкетный  опрос).

По способу  коммуникации социолога и респондента:

1) контактные опросы (интервью  и некоторые виды анкетных опросов);

2) бесконтактные опросы (почтовые  или прессовые опросы).

По частоте  проведения:

1) разовые опросы населения  по определенным проблемам;

2) повторные (мониторинг, лонгитюд).

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА

Опросное исследование включает 14 основных видов процедур. На практике может производиться сразу несколько процедур одновременно, и исследователь вправе по ходу опроса при необходимости возвращаться назад к той или иной процедуре или, наоборот, “перескакивать” вперед. Этапы опроса могут быть описаны следующим образом:

1. Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и нахождение их операциональных соответствий в данном опросе.

2. Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.

3. Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий.

4. Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса.

5. Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов.

6. Инструктаж – подготовка интервьюеров, кодировщиков и персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.

7. Предварительное тестирование (pretesting) – опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов.

8. Опрос – почтовый, телефонный или очный опрос участников выборки с применением инструментария.

9. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) – проверка корректности применения методики опрашивающими, а также контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки.

10. Контрольная проверка – проверка того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом и все ли из них возвратили анкеты.

11. Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму.

12. Обработка – подготовка данных для анализа.

13. Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.

14. Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

 

 


Информация о работе Опрос как метод социологического исследования