Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:36, доклад
Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются.
Опрос как метод социологического исследования
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюируемым посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать
как один из самых распространённых
методов получения информации о
субъектах — респондентах опроса.
Опрос заключается в задавании
людям специальных вопросов, ответы
на которые позволяют
Виды опроса
Все опросы можно классифицировать по следующим критериям:
По способу получения информации и ее интерпретации:
1) анкетный опрос (когда опросный лист напечатан и вручается респонденту для заполнения);
2) социологическое интервью (основан на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме);
3) экспертный опрос (когда
в качестве респондентов
По степени охвата генеральной совокупности:
1) сплошные опросы (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность);
2) выборочные опросы (ситуация, когда опросом охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки).
По процедуре проведения:
1) индивидуальные опросы
(проходят в индивидуально-
2) групповые опросы (когда
социолог работает не с одним,
а сразу с несколькими
По форме проведения:
1) устные опросы (разные виды интервью);
2) письменные опросы (анкетный опрос).
По способу коммуникации социолога и респондента:
1) контактные опросы (интервью и некоторые виды анкетных опросов);
2) бесконтактные опросы (почтовые или прессовые опросы).
По частоте проведения:
1) разовые опросы населения по определенным проблемам;
2) повторные (мониторинг, лонгитюд).
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА
Опросное исследование включает 14 основных видов процедур. На практике может производиться сразу несколько процедур одновременно, и исследователь вправе по ходу опроса при необходимости возвращаться назад к той или иной процедуре или, наоборот, “перескакивать” вперед. Этапы опроса могут быть описаны следующим образом:
1. Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и нахождение их операциональных соответствий в данном опросе.
2. Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.
3. Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий.
4. Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса.
5. Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов.
6. Инструктаж – подготовка интервьюеров, кодировщиков и персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.
7. Предварительное тестирование (pretesting) – опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов.
8. Опрос – почтовый, телефонный или очный опрос участников выборки с применением инструментария.
9. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) – проверка корректности применения методики опрашивающими, а также контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки.
10. Контрольная проверка – проверка того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом и все ли из них возвратили анкеты.
11. Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму.
12. Обработка – подготовка данных для анализа.
13. Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.
14. Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.
Информация о работе Опрос как метод социологического исследования