Методы и методолгия социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:27, курс лекций

Краткое описание

Социальный факт (Дюркгейм)– это описанное в терминах социологической теории какое-то событие, о котором уже получены числовые характеристики. Дюркгейм разделял факты на две группы – морфологические, которые выражают материальную основу общества, и нематериальные факты, к которым он относил коллективные представления и их объективность. В современной социологии социальный факт - это: 1)совокупные систематизированные характеристики массового поведения, 2)совокупные массовые систематизированные характеристики массового сознания, 3)совокупные обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, как материальной, так и духовной, 4)феномелогическое ориентирование социологии в качестве социальных фактов рассматриваются отдельные события, случаи, которые подлежат интерпретации, экспозиции.

Файлы: 1 файл

Методология социологических исследований.docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Методология социологических  исследований

 

История отечественных  эмпирических исследований

26.09. Социологические исследования в современной России

 

Цель: показать специфику эмпирических исследований в постсоветский период ( наличие исследований, Их направленность, зависимость исследований от рынка и новых общественных отношений

Основная литература: 1. Ядов «Социология в России», 2-е издание, М: Институт социологии РАМН 1998

2. Российской социологии. 1950-2000-е годы/ ответственный редактор Ж.Д. Тощенко, Н.В. Романовский, Спб: АЛИТЕИЯ 2010

3. Горшков М.К. Российское  общество: как оно есть (опыт соц.  диагностики) М: Изд. Новый хронограф 2011

4. «Двадцать лет реформ  глазами россиян: опыт многолетних  социологических замеров/под ред.  М.К.Горшкова, Р.Крумма, В.В. Петухова. М: Изд. «Весь Мир», 2011

5. Жуков В.И. «Россия  в глобальной системе социальных  координат: социологический анализ  и прогноз. Доклад на втором съезде союза социологов России» М: Изд. РГСУ, 2008

План лекции:

1. Специфика эмпирических исследований  в постсоветский период.

2. Тематика и роль социологических  исследований.

3. Исследований общественного мнения  в России

4. Социальные исследования кафедры социологии СПБГУСЭ

 

  1. Специфика эмпирических исследований в постсоветский период.

В 1993 появилась литература, что  США вложило 6 млрд. в разрушение СССР. Произошел переход к рыночной экономике. Все это повлияло на социологию. Проявилось это в:

1. Проведение эмпирических исследований  стали свободными от жесткого  и идеологического контроля (произошло  резкое сокращение финансирования  исследований научных организаций) 

2. На ряду с академическими и вузовскими организациями возникли негосударственные центры, институты, которые работали по заказу.

3. Произошли существенные изменения  в направленности, тематике и  масштабности и направленности  исследования.

4. На ряду с определенной преемственность определенной тематике, кот выражалась в преемственности изучения социальной структуры общества, социальные проблемы экономической жизни на ряду с преемственностью тем, значительно сократились масштабы исследований в области труда, рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, исследования культуры, молодежи и другие направлений.

5. В месте с этим возникли новые направления социологических исследований: социология политики, социология общественных движений, экономическая социология (социология рынков, социология хозяйственной жизни, социология предпринимательства, экологическая социология, социология национальной безопасности (личностей, общества, государства).

6. Существенно усилилось изучение  социальной стратификации российского  общества и общественного мнения  по актуальным вопросам внутренней  и международной жизни.

7. Расширилась свобода и плюрализм,  свобода эмпирических исследований.

 

Все эти изменения помогли выявить  актуальные социальные проблемы современного российского общества, построить  социальные прогнозы общественных процессов  и предложить рекомендации властным структурам по решению этих проблем.

Большую роль сыграла работа РАМН - новые слои в социальной структуре  российского общества. «Модернизация  социальной структуры российского  общества», ответственный редактор З.Т Голенкова., институт социологии РАМН, 2008

 

  1. Тематика и роль социологических исследований

Неустойчивость современной социальной структуры, так как продолжаются радикальные изменения в отношении  собственности распределения и  общественной организации труда. Меняются тенденции и направления социальной мобильности (класс собственников  и класс наемных рабочих). Возникают  новые слои как в городе,, так и среди сельского населения.

Благодаря  РосСтат и мониторинга РОМИР городов, выделились новые классы:

Предприниматели (социальное  окружение, их деятельность, содержание деятельности, материальное положение, социально-психологическая адаптация, личностно-психологический ресурс, свобода предпринимательства, социальная справедливость и отношение населения к предпринимателю.

Профессионалы-менеджеры – субъекты рыночных отношений (статус, количество подчиненных, материальное положение, активность жизненной позиции ).

Андер-класс в социальной структуре российского общества (лица не имеющие гражданства, у них нет соответствующего класса) возникает из неформальных практик. Он неоднозначен по статусу, материальному положению, занятости, связи с криминалом.

Слои в андер-классе:  лица, ищущие убежище, торговые меньшинства (азербайджанцы, чеченцы), предприниматели криминальной ориентации, нелегалы, кот не вовлечены в трудовую практику, транзитные мигранты, рабы, кот подвергаются насильственной эксплуатации и неоплачивание работы.

 

  1. Исследование общественного мнения в России

Направления общественного мнения:

1. Прошлое и настоящее в массовых оценках и суждениях:  1) Период и соб 20-го века в зеркале исторического самосознания Россиян, 2) Перестройка в общественном мнении россиян: череда ошибок или прорыв к свободе, 3) Начало реформ 1990-х годов в массовых социальных оценках, 4) Двадцатилетие реформ; единый процесс или два периода по десять.

2. Социальная структура при форменной России: 1)Бедные слои населения, 2) Малообеспечение в России, 3) Средний класс и высший слой российского общества,

3. Реформы России в социальном контексте: 1.Социологические основы в формировании  гражданского общества и нации в современно России, 2) Социальные и социокультурные факторы в модернизации российского общества, 3) Социально-политические аспекты модернизационнного аспекта самочувствия россиян, 4) Социальные неравенства, как вызов к прогрессивному развитию России, 5) Религия в общественной жизни Россиян

4. Молодежь в пореформенном обществе: 1) О жизненных планах российской молодежи, настоящее и будущее, 2) О какой работе мечтают молодые россияне, 3) Молодежь и политика, 4) Мораль и досуговые предпочтения российской молодежи, 5) Молодежь в информационном обществе.

5. Российские граждане во внешних полит процессах : 1) Приоритеты внешней политики в массовом подсознании россиян, 2) Памятные даты в мировой политике в российско-германских отношениях, 3) Национальная безопасность России в оценках экспертов.

Семинар:

1.Понятие социологического исследования  и его основные характеристики.

2. Краткая характеристика социологических  исследований в советский период. Ваша точка зрения.

3. Исследования в постсоветский период, за последние 20 лет. 

17.10    Методологическая роль в теории

 

3.Взаимосвясь теоретического и эмпирического в социологическом исследовании

Эмпирическую базу в социологии составляют обобщенные факты, статические  данные.

Социальный факт (Дюркгейм)– это  описанное в терминах социологической  теории какое-то событие, о котором  уже получены числовые характеристики. Дюркгейм разделял факты на две группы – морфологические, которые выражают материальную основу общества, и нематериальные факты, к которым он относил коллективные представления и их объективность. В современной социологии социальный факт - это: 1)совокупные систематизированные  характеристики массового поведения, 2)совокупные массовые систематизированные  характеристики массового сознания, 3)совокупные обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, как материальной, так и духовной, 4)феномелогическое ориентирование социологии в качестве социальных фактов рассматриваются отдельные события, случаи, которые подлежат интерпретации, экспозиции. Социальные факты обретают смысл только тогда, когда они рассматриваются с позиции какой-либо теории. Описание какого-то событие, присвоение ему имени указывает на его свойства. В каждом массовом явлении есть индивидуальные отклонения. Для социолога главной задачей является отделить индивидуальные социальные отличия от случайных. Здесь используется закон больших чисел. Социальный факт часто становится статистическим фактом. Он имеет основания на специально организованно массовом наблюдении. Т.е. социальный факт – абстракция, т.к. это описание событий в общих чертах. Включение эмпирических фактов предполагает включение в определенную концептуальную схему. Когда социолог включает данные в концептуальную схему, он должен иметь ввиду, что: 1)социолог регистрирует место события, время. Именно поэтому, во всех опросах регистрируется социальное положение. 2)Какие социальные условия регистрации этого события. Поэтому эмпирические факты описывают события в конкретных социальных ситуациях, в определенное время и место.

Выделение общих и специфических  фактов зависит от того:

  1. Какова фактическая цель исследования, предмет
  2. Каково состояние теоретических и практических знаниях, позволяющих описать и обобщит и объяснить факты данной ситуации
  3. Одни и те же социальные процессы могут быть рассмотрены в разных теоретических моделях.

 

 

 

4.Качественная и количественная социология

На ряду с количественной социологией  существует и качественная. Качественная иология возникла в штатах, ее связывают с чикагской школой (Томас, Занецкий, Парк). Они исследовании отклоняющееся поведение, криминологические ситуации, проблемы городских окраин. Возрождение этих исследований произошло в 70-е годы 20-го века. Они удовлетворяли потребности ученых в гуманизации науки, они будут ближе к человеку, чем количественные. Объектом изучения было общество: преступные группировки, нищие, бомжи. Исследовали элиты, религиозные секты, производственные коллективы. В нашей стране позже стали проводить отдельные качественные исследования. 

Количественные методы изучают  надиндивидуальные характеристики. А качественные методы направлены на понимание смыслов, кот человек вкладывает в те или иные суждения. Качественная социологи я изучает субъективные объекты этой реальности, то есть понимание индивидами событий, более глубокое их осмысление.

Качественная социология обращает внимание не на общие показания, а  на частные. Томас и Занецкий провели исследование «Польские крестьяне в Европе и Америке». Эти исследование проводили глубинное интервью, они изучали целый ряд документов, письма, прессу эмигрантов. Качественные методы считаются основными, когда изучается своеобразие объектов.

При качественных методов индивиды принимаются как агенты социального  действия.Качественная социология обращает внимание на субъективность. Кач соц явля микросоциологией, т.к . она концентрирует внимание на мелких объектах общей реальности. Кач соц – понимающая, потому что рассм агенты действия, как имеющие смысл и «ориентированные на других». Подходы: символический интерракционизм (Д.Мид и др.).Взаимодействие людей с помощью языка, жестов, симоло. Феноменологическая традиция – мотивы поведения человека понимаются через его биографии. Этнометодология – выводы делаются наблюдая за рутиной.

Вывод: Определение стратегии и  тактики исследования, взаимосвязи  теоретического и эмпирического  в выборе социальных фактов в существенном различие количественной и качественной социологии.

 

 

31.10   Вводная часть программы социологического исследования

 

Цель: конкретизировать и разобрать 1-й и 2-й пункты программы исследования.

 

  1. Проблема исследования
  2. Объект и предмет исследования
  3. Цели и задачи исследования

 

Понятия: Социальная проблема, проблемная ситуация, социологическая проблема (проблемы исследований)

 

 

  1. Проблема исследования

 

Социальная проблема – реальное социальное противоречие между какими-то сторонами жизнедеятельности, либо социальных групп.

Классификация социальных проблем:

По сферам общественной жизни: в  экономической сфере, социальной сфере, политической сфере или духовной области;

По масштабам распространенности: глобальный характер, общенациональный, региональный характер, или местный  характер;

По времени действия: краткие, средние  и долгосрочные.

По глубине противоречий: одноплановые и системные;

По своему носителю: может затрагивать  интересы отдельных социальных групп, социальных институтов, учреждений и  т.д.

 

Проблемная ситуация

Социальная проблема может быть осознана и не осознана. Когда проблема осознается, она становится проблемной ситуацией. Она может осознаваться индивидами, социальной группой, странами и т.д. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться. Проблемная ситуация – это исходный пункт социального исследования. Проблемная ситуация имеет две стороны: гносеологическую и предметную. Гносеологическая сторона проявляется в фразе «знание о незнании». А предметная сторона обозначает реальное противоречие, которое лежит в общественной жизни между сторонами социальных объектов, институтов и т.д. Эти стороны связаны и они очень важны.

 

Социологическая проблема – это форма научного отображения проблемной ситуации.

 

Формальные требования к развернутому исследованию:

  1. Необходимость разграничить между неизвестным и известным
  2. Отделить друг от друга существенное и несущественное в общей проблеме
  3. Расчленить общую проблему на более частные элементы и выделить их по приоритету

Социологическая проблема в сфере  труда – нехватка квалифицированных  кадров. Осознание проблемной ситуации - предопределяет конечный успех исследования. 

Информация о работе Методы и методолгия социологических исследований