Методы и методолгия социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:27, курс лекций

Краткое описание

Социальный факт (Дюркгейм)– это описанное в терминах социологической теории какое-то событие, о котором уже получены числовые характеристики. Дюркгейм разделял факты на две группы – морфологические, которые выражают материальную основу общества, и нематериальные факты, к которым он относил коллективные представления и их объективность. В современной социологии социальный факт - это: 1)совокупные систематизированные характеристики массового поведения, 2)совокупные массовые систематизированные характеристики массового сознания, 3)совокупные обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, как материальной, так и духовной, 4)феномелогическое ориентирование социологии в качестве социальных фактов рассматриваются отдельные события, случаи, которые подлежат интерпретации, экспозиции.

Файлы: 1 файл

Методология социологических исследований.docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Формулировка гипотез должна находиться в тесной связи с решаемой проблемой  и предметом исследования; учитывать  уровень разработки проблемы; учитывать  теоретический и методический уровень  подготовки исследователей; учитывать  финансовые и исследовательские  возможности исследующего коллектива. В процессе исследования гипотезы либо подтверждаются, либо отвергаются. Для  чего нужны гипотезы? Гипотезы служат направлением дальнейшего хода исследования. Гипотеза способствует четской ориентации исследования и она помогают выделить наиболее ванжные ориентиры в неизвестной области. «Лучше руководствоваться плохой гипотезой, чем не иметь никакой».

  1. Виды гипотез

Классификация гипотез может проводиться  о разным основаниям:

-- по степени общности предположений.  Гипотезы - основания и гипотезы - следствие. 

-- по связям с задачами исследования: основные и не основные. Основные соответствуют основынм задачам исследованиям. Неосновные соответственно неосновным (если они имеются)

-- по степени разработанности:  первичные и вторичные . это отражает процесс работы социолога. Социолог основываясь на имеющемся материале выдвигает первичную гипотезу. Но в процессе исследования и умножении информации первичная гипотеза может стать вторичной, это все рабочие гипотезы.

-- по глубине собержания, предположения о предмете исследования: описательные и объяснительные. Описательные гипотезы естественно более слабые, так как они содержат суждения, только о существенных свойствах объектов, о характере связи между различными объектами, о степени тесноты связи.

Описательная – это количественные гипотезы. В них отмечаются количественные соотношения. Объяснительные гипотезы являются более сильными. Они содержат предположения о наличии причин наследственной связи. Пример описательной гипотезы. выдвинута гипотеза: женщины бывают политически активными реже, чем мужчины. Это гипотеза – основание. Ее трудно проверить. Исследователи сделали из нее гипотезу – следствие: женщины менее политически активны, чем мужчины, женщины меньше являются членами политических партий. Женщины меньше участвуют в общественно-политических мероприятиях. 2. Гипотеза – основание: Причины половых различий в общественно-политических действий, являются общей недостаточностью ресурсов у женщин. Гипотезы - следствие: женщины реже принимают участие в политике потому, что их так воспитали; мужчины чаще принимают участие в политике потому, что их больше волнует признание окружающих и потому, что они рассматривают политику, как средство для достижения признания. Примеры взяты из работы О. Хиевик «Социологический метод».

Выделяют ряд общих требований, которые необходимо соблюдать, чтобы  сформулировать хорошую научную  гипотезу.

  1. Гипотеза не должна включать ни одного не определенного понятия. Все понятия должны быть эмпирически интерпретированы. В противном случае гипотеза просто непроверяемая.
  2. Гипотеза по возможности не должна противоречить ранее установленным фактам. А если она им противоречит, то она должна содержать объяснение этого противоречия. Это требуется для того, чтобы социолог был в определенных рамках. Социолог может выйти за пределы имеющегося знания, и если он выходит за рамки, то он должен обосновать.
  3. Гипотеза должна быть простой. Это значит, что в ней должно быть меньше всяческих ограничений и допущений. Например, в исследовании труда молодых рабочих Ядова имело одно только ограничение при данных экономических положениях: чем труд более творческий, тем лучше отношение к труду.
  4. Гипотеза должна быть приложима без исключения ко всему кругу явлений, Которые она непосредственно объясняет.
  5. Гипотеза должна быть приложима к более широкому кругу явлений, чем непосредственно в наблюдаемом исследовании. Пример: Гипотеза: чем более разнообразен труд, тем более удовлетворенность работой. Она должна быть отброшена, так как она противоречит психологии. Все люди разные, не все люди склонны к творчеству. Некоторые склонны к стереотипной работе.
  6. Хорошая гипотеза должна подлежать проверке при современном уровне теории и методического аппарата, а так же учете практических возможностей социолога.
  7. В формулировке гипотезы должно содержаться четкое указание на способы проверки в конкретном социологическом исследовании.

 

«Содержание труда в будет ведущим  фактором, которое определяет отношение  к труду, фиксируемое в объективных  и субъективных показателях при  данных общих со условиях трудовой деятельности» – основная гипотеза исследовании Ядова.  Гипотеза – следствие: 1) чем выше творческие возможности работы, тем выше объективные показатели отношения к труду; 2) чем выше творческие возможности работы, тем выше субъективные показатели отношения к труду; 3) величина калиляции (теснота связи) между содержательностью труда по мере перехода от менее к более творческим профессиям с одной стороны и отношениям к труду по объективным субъективным данным с другой будет выше, чем величина калиляции увеличения размера заработной платы и теми же показателями отношения к труду. 4) Чем больше оплата, тем лучше отношение к труду. структура мотивов труда в зависимости от его содержания будет колебаться больше, нежели в зависимости от различия в заработках.

Эти гипотезы удовлетворяют заявленным требованиям, они простые, проверяемые, прилагались к широкому кругу  явлений. Кроме того все понятия были подвергнуты эмпирической интепретации. Важно чтобы гипотезы были логически связаны в систему логических доказательств. Выработан ряд правил, для повышения подтверждаемости гипотез. 1. Нужно стремиться к выдвижению большего числа взаимосвязанных гипотез. 2. Нужно стремиться указать для каждой гипотезы большее число ее ипирических индикаторов. Таким образом повышается вероятность обоснования гипотез. 3.Проверка истинности гипотез. На сколько гипотезы и их содержание истино. Критерием истины является практик Примеры. Стендфорская окружная тюрьма. Проводил исследование Зимбардо. Гипотеза: тюремная среда способна вызывать насилие. Социальный эксперимент подтвердил гипотезу. Не личность заключенных способствует начилию, а сама среда. Гипотеза Дэвиса: социальный протест и его крайняя форма – роволюция, вызывют не абсолютные а относительные решения. Значимыми оказываются противоречия между жизнью, которую ведут люди, и тем, как они хотели бы. Компоненты коолективных действий, которые способствуют революции

Организация

Мобилизация (овладение ресурсами)

Общие интересы

Благоприятные обстоятельства

 

Объективные факторы для революции  по Ленину: Низы не хотят жить по старому, а верхи не могут управлять  по новому. Субъективный -  наличие сольной революционной партии.

 

«Хотторнский эффект» Д. Мэйер.

 

Вывод: гипотезы завершают разработку методологического раздела программы  исследования и способствуют разработке методической части программы.

 

Методический  раздел программы (6-й пункт, принципиальный план)

Принципиальный план исследования определяет направленность разработки методик исследования. Принципиальный план определяется целями, задачами и  гипотезами исследования. Выделяют три  вида принцип плана:

  1. Формулятивный план (план-разведка). В результате исследования результаты разведки уточняются. Используется: изучение литературы, научных планов. Беседа с компетентными лицами. Полевое наблюдение (проводится на основе полученных данных).
  2. Описательный план. Этот план выдвигается на основе описательной гипотезы. Он позволяет более строго интерпретировать понятия, определить выборку, провести тщательные группировки полученного материала.
  3. Экспериментальный план. он выдвигается когда уже достаточно информации чтобы сформулировать соответствующую объяснительную гипотезу.

Выбор стратегии по социальному исследованию помогает перейти к разработке других политических программ.

 

 

 

Измерительная интерпретация в  социологическом исследовании

  1. Специфика измерения в социологическом исследовании
  2. Шкалы в социологическом исследовании
  3. Измерения в социологии- это процедура, при которой объекты исследования рассматриваются как носители определенных отношений и происходит сопоставление объектов измерения с определенной величиной которая принята за эталон. Объектом измерения может быть: факты поведения, факты сознания, условия труда, быта, массовые комуникации. Массовые элементы об жизни.

Основн понятия измерение: 1. Основое понятие теории имер это шкалы и ее теория основания. Шкала понимается как инструмент для измерения соц характеристик. 2. Осмысление измерения зависит от исходной теоретической концепции. 3. Большое значение имеет проблема взаимодействия объекта измерения и измерителя, которую надо читывать. Если социолог проводит опрос он может влиять на респондентов. Если социолог проводит наблюдение, он может подвергаться среде наблюдения и сам лиять на нее. 4. Измерению подлежат качественные и количественные свойства социальных объектов, в сязи с этим измерение ряда признаков довольно простое: измерение возраста, доходов и так далее. А качественные характеристики не имеют эталонов, например, мнение людей. Здесь приходится конструировать в зависимости с природой изучаемого объекта. 5. Способы измерения в социологии делятся на две категории:

1. Связана, сточки зрения пребывания объекта в пространстве и времени. Обекты могут быть расссосредоточены. И это ужно учитывать. Во времени измеряется частотой событий, на сколько они часты идлительны. Нужно учитывать временные интервалы.

  1. Количественная характеристика со стороны интенсивности выраженности свойств. Пример: ранжирование политической деятельности. Ее можно ранжировать как активная, нормальная или пассивная. Но мы можем уже как-то измерить. Измерение продуктов деятельности. Их можно разделить по качеству: лучше нормы, нормы, ниже нормы. Субъективные состояния: интенсивность мнений, интенсивность оценок и так далее.
  2. Требование к эталону измерения. Эталон измерения должен соответствовать определенным измерения отношения. Нескольким элементам реальности соответствует один элемент числовой системы. Эталон измерения долен удовлетворять требованиям надежности. Это проявляется в след моментах, эталон должен проявлять те свойствава которые планируются и не смешивать их с другими (принцип болитности). 2. Повторность измерения объектадолжна давать теже результаты, что и предыдущая – это требование устойчивости измерения. Степень выраженности свойства должна быть хорошо различима, это точность измерений. Если я измеряю соответствия работы уровня образования, у меня должна быть точность.

 

Шкалы в социологическом  исследовании.

в социологическом исследовании для  измерения социальных объектов используется инструмент, кот наз шкалы

. несколько тип шкал: более грубые, шкалы более тонкие. Шкалы были  разработаны и введены Стивенсом.

С помощью шкал можно измерять поведение, элементы сознания человека. В социологи  в качестве шкал выступает инструмент ответы респондентов. Четыре наиболее часто встречающиеся шкалы в  социологии:

- Номинальная шкала (шкала наименований). В этой шкале эмпирические  отношения между объектами выступают  только в качестве равенства  и не равенства. Разбираются  ответы на группы, в каждой  группе равный ответ. Каждому  элементу шкалы можно приписать числовое значение. Мы можем выделять здесь моду. Мы можем выделить дисперсию (разброс значения данных элементом. Так же можно выделить медиану – серединное наблюдение.

- Порядковые шкалы. Шкалы, в которых имеется определенная упорядоченность по какому-либо признаку (по статусу, по званию, по квалификации)

- Интервальные шкалы. Это шкалы,  в которых имеется отношение  равенства интервалов между изучаемыми  объектами. 

- Шкала пропорциональных оценок. Это идеальная метрическая шкала.  Отсчет начинается с определенной  точки и имеет установленную  нулевую точку. Но эти шкалы  используются в социологии редко.  Больше используются первые два  вида шкал. 


Информация о работе Методы и методолгия социологических исследований