Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:27, курс лекций
Социальный факт (Дюркгейм)– это описанное в терминах социологической теории какое-то событие, о котором уже получены числовые характеристики. Дюркгейм разделял факты на две группы – морфологические, которые выражают материальную основу общества, и нематериальные факты, к которым он относил коллективные представления и их объективность. В современной социологии социальный факт - это: 1)совокупные систематизированные характеристики массового поведения, 2)совокупные массовые систематизированные характеристики массового сознания, 3)совокупные обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, как материальной, так и духовной, 4)феномелогическое ориентирование социологии в качестве социальных фактов рассматриваются отдельные события, случаи, которые подлежат интерпретации, экспозиции.
Социолог формулирует проблему не только из головы, но и изучая прессу, литературу.
Ошибки при формулировке проблем:
2. Объект и предмет исследования
Объект – это все то, что содержит проблемные ситуации, какая-то область социальной реальности. Объекты могут быть разными в зависимости от изучаемой сферы. Когда ученый выбирает объект – он ограничивает себя, он конкретизирует.
Предмет исследования: в каждом объекте социолог выбирает только определенные стороны, которые он будет изучать. Первый элемент программы – это выбор проблемы, исследование программы и выделение сторон для исследования.
Цели и задачи исследования
Цели и задачи исследования служат для того, что бы конкретизировать и сузить исследовательское поле.
Цель: цель может быть только одна - либо теоретическая, либо практическая. Далее ее развертываю задачи, на которые должны быть даны ответы. Формулируя их, следует выделить значимые элементы и учитывать свои способности.
Заключения: Два элемента программы конкретизируют
07.11. (продолжение предыдущей лекции) Уточнения и интерпретация основных понятий
Цель: рассмотреть третий элемент программы, который связан с преобразование понятий, чтобы его можно было использовать
Многие понятия употребляются в нескольких значениях, в различных смыслах. (1.Интилегенция – это работники квалифицированного, и высоко квалифицированного умственного труда; 2. Это все работники не физического труда). Выбирается в зависимости от объекта и понятий исследования. Во-вторых, в теории и на практике многие…. В-третьих, понятия имею абстрактного содержания. И поэтому оно не измеряется. Нужно свести абстрактное суждение к более частным. Частичность тоже зависит от целей и задач исследования.
Заключение: в процессе интерпретации понятий производится преобразование понятий в соответствии с целью и задачами исследования, для того, чтобы можно было провести измерения.
21.11. Системный анализ объекта исследования
Цель: Рассмотреть объект и следования на предмет его анализа
Под системой в науке понимается
упорядоченное множество
- зависимые системы –
- закрытые системы –
- открытые системы – элементы имеют связи друг с другом, но и с внешней средой
- саморегулирующиеся системы –
это системы с обратной связью.
Эти системы реагируют на
- самоприспосабливающиеся
- социальная система – это
сложно организованное
Поэтому, анализ объекта исследования в целом заключается в том, что социологи строит систему, для того чтобы выявить зависимости между существенными факторами. Анализ предмета исследования в целом составляет четвертый элемент программы. Когда социолог анализирует объект исследования в целом, он строит и использует различные группы факторов. Факторы – социальные условия и обстоятельства, которые составляют причину данного процесса. Выделяют несколько групп факторов
Первая группа: Факторы общие и специфические. Общие факторы отражают социально эконом, социально полит условия, которые определяю данную социальную ситуацию. А специфические факторы являются частными, конкретными условиями изучаемого мнения.
Вторая группа: факторы прямые, и косвенные – прочие. Кол-во студентов, преподавателей, финансирование – прямые.
Третья группа: объективные и субъективные факторы. Объективные факторы не зависят от сознания субъекта, а субъективные зависят.
Связывая эти факторы в
Группы факторов, которые они выделяли. Целостный анализ объекта исследования.
А
А1 – общие общественные факторы,
А2 – общие специфические факторы,
Б1 – функциональные характеристики рабочих (пол, возраст, образование, семейное положение, квалификация, принадлежность к общественным организациям,
Б2 – личностные характеристики (интересы, потребности, ценности,
С1 – субъективные факторы,
С2 – объективные факторы.
Альфа – стимулы (внешние побудители)
Бетта – усвоение ролей
Гамма – мотивы деятельности (внутренние побудители)
Блок А1 – производственные отношения, социальная структура общества, цели производства, социально экономическая природа труда, которая у них определялась (политическим строем общества), общественным состоянием
Блок А2 – специфический фактор – условия труда, организация труда, система оплаты труда, отношения в трудовом коллективе - это все специфические прямые факторы. Косвенные факторы – система семейного воспитания, система школьного воспитания и образования, воздействие средств массовой информации.
Блок С1. Отношение к труду – были выделены субъективные и объективные факторы
Объективные объекты отношения к труду:
Все это было связано с марксистской концепцией, что личность является объектом и субъектом общественного развития.
Понятие Концептуализация имеет несколько значений – она представляет процесс обобщения или возведение конкретного понятия в степень абстрактного. Например, текучесть кадров – это процесс неконтролируемого увольнения рабочих. Эту текучесть можно рассматривать как разновидность социальной мобильности. Можно рассматривать как элемент миграции. Можно рассматривать как вариант структурной не стабильности. Можно рассматривать как дисфункцию трудового процесса. Во-вторых, под концептуализацией именуют процедуру преобразования общей идее в систему конкретных понятий. В-третьих, под концептуализацией понимается метод теоретического мышления, построения концепций. Теория – совокупность идей и понятий, доказанных и проверенных. Концепция - совокупность идей и понятий, которая, как следует, не доказана, не проверена. Концептуализация – это выражение исходного понятия через теоретические признаки (которые могут принадлежать другой теории или дисциплине) и увязать их в логическую систему, вписать в общепризнанную теорию. Теория, как правило, общепризнается, а концепцию могут признавать, могут не признавать. Например, существует концепция этнического предпринимательства – это предприниматели, которые ведут свою деятельность среди членов данного этноса.
Литература:
Ядов (учебник)
Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Отв.ред. Г.В.Осипов// М: Норма, 2005
Теории и методы в социальных науках. Учебник для студентов гуманитарных факультетов. Под ред. С.И. Ларсона// М: Народный учитель, 2004
Добряков В.И, Кавченко А.И. Социология: учебник, М.: Инфра – М, 2006
Семинар:
Гипотеза – это основанные на базе ряда фактов предположение о структуре социальных объектов, о характере связей между объектами социальных явления и процессов. Гипотеза – это главны методологический инструмент и его методический раздел. Гипотеза – это вероятностное суждение, своего рода догадка ученого о существующей взаимосвязи. Гипотезы формируют положения с вероятностным суждение, истинность которых строго не доказана, и которые должны быть проверены. Основой выдвижения гипотез являются теоретические обобщения и предпосылки, имеющиеся знания, а иногда и просто здравый смысл.
Информация о работе Методы и методолгия социологических исследований