Методы и методолгия социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:27, курс лекций

Краткое описание

Социальный факт (Дюркгейм)– это описанное в терминах социологической теории какое-то событие, о котором уже получены числовые характеристики. Дюркгейм разделял факты на две группы – морфологические, которые выражают материальную основу общества, и нематериальные факты, к которым он относил коллективные представления и их объективность. В современной социологии социальный факт - это: 1)совокупные систематизированные характеристики массового поведения, 2)совокупные массовые систематизированные характеристики массового сознания, 3)совокупные обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, как материальной, так и духовной, 4)феномелогическое ориентирование социологии в качестве социальных фактов рассматриваются отдельные события, случаи, которые подлежат интерпретации, экспозиции.

Файлы: 1 файл

Методология социологических исследований.docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Социолог формулирует проблему не только из головы, но и изучая прессу, литературу.

 

Ошибки при формулировке проблем:

  1. Отождествление темы исследования с проблемой (проблема не должна повторять тему исследования). При формулировке проблемы не нужно давать чрезмерно широких и абстрактных определений, а нужно конкретизировать.
  2. Проблема исследования отождествляется с социальной проблемой в целом.
  3. Отождествление проблемы с задачами исследования.

 

 

2. Объект и предмет  исследования

 

Объект – это все то, что содержит проблемные ситуации, какая-то область социальной реальности. Объекты могут быть разными в зависимости от изучаемой сферы. Когда ученый выбирает объект – он ограничивает себя, он конкретизирует. 

Предмет исследования: в каждом объекте  социолог выбирает только определенные стороны, которые он будет изучать. Первый элемент программы – это  выбор проблемы, исследование программы  и выделение сторон для исследования.

 

Цели и задачи исследования

 

Цели и задачи исследования служат для того, что бы конкретизировать и сузить исследовательское поле.

Цель: цель может быть только одна - либо теоретическая, либо практическая. Далее ее развертываю задачи, на которые должны быть даны ответы. Формулируя их, следует выделить значимые элементы и учитывать свои способности.

 

Заключения: Два элемента программы конкретизируют

 

 

 

07.11.   (продолжение предыдущей лекции) Уточнения и интерпретация основных понятий

 

  1. Необходимости интерпретаций и понятий
  2. Теоретическая интерпретация
  3. Эмпирическая интерпретация  

 

Цель: рассмотреть третий элемент программы, который связан с преобразование понятий, чтобы его можно было использовать

 

 

  1. Необходимость интерпретаций и понятий. Интерпретация очень важна. Каким образом это достигается: во-первых,  это достигается рядом социологических процедур. Для чего нужна интерпретация, для того, чтобы сделать фундамент нашего исследования. Мы разрабатываем инструментальное исследование. В дальнейшем понятия использую для построения социологических моделей и  исследования. Встает вопрос, а для чего нужно проводить эту операцию в каждом исследовании? Интерпретацию можно проводить не всегда.

Многие понятия употребляются  в нескольких значениях, в различных  смыслах. (1.Интилегенция – это работники  квалифицированного, и высоко квалифицированного умственного труда; 2. Это все работники не физического труда). Выбирается в зависимости от объекта и понятий исследования. Во-вторых, в теории и на практике многие…. В-третьих, понятия имею абстрактного содержания. И поэтому оно не измеряется. Нужно свести абстрактное суждение к более частным. Частичность тоже зависит от целей и задач исследования.

 

  1. Теоретическая интерпретация. Она помогает уточнить значение понятий, раскрыть их смысл, создать предпосылки для того, чтобы эти понятия можно было использовать в исследованиях. Вот, для чего она необходима. Интерпретация включает теоретически и эмпирический аспект. Теоретическая заключается в том, что нам нужно найти место данного понятия в какой-то больше системе понятий, и раскрыть значения понятия данного процесса. Теоретическая интерпретация – это логический анализ, для создания теоретической модели в которую входит данное понятие. Она включает три типа процедур: 1. Дескриптивная (описательная) интерпретация, которая должна дать описание. 2. Структурная интерпретация, которая включает упорядочивание понятий. 3. Факторная интерпретация – установление связи между исходными понятиями и определениями. Есть субъективные факторы, зависящие от самого работника. Разделяются на факторы сферы сознания и сферы поведения. Факторы в сфере поведения: дисциплинированность, интенсивность работы, качество работы,  инициативность, выработка плана. Структурная факторная интерпретация отражает предварительное мнение исследователя, его представление о предмете исследования.

 

  1. Эмпирическая интерпретация. Она состоит в разложении данного понятия на такие элементы, которые могут быть измерены. Операционализация – указываются правила фиксирования данных эмпирических признаков. Пример: рабочие – абстрактное понятие. Характеризуется через его выработку, поведение, дисциплину, инициативу и другие признаки. Эти понятия можно измерить. Мы провели эмпирическую интерпретацию. Операционализация – указать правила, как можно измерить эти вещи (методом наблюдений, методом анкетного опроса и т.д.).

 

Заключение: в процессе интерпретации понятий производится преобразование понятий в соответствии с целью и задачами исследования, для того, чтобы можно было провести измерения.

 

 

 

 

21.11. Системный  анализ объекта исследования

 

 

Цель: Рассмотреть объект и следования на предмет его анализа

 

  1. Анализ объекта исследования в целом
  2. Концептуализация объекта исследования
  3. Операционализация концептуальных понятий исследования

 

 

  1. Анализ объекта исследования в целом

Под системой в науке понимается упорядоченное множество элементов, которые взаимосвязаны между  собой и образуют некоторую целостность, единство. Системы бываю разные. Основные виды:

- зависимые системы – контролируются  из вне;

- закрытые системы – взаимодействуют  между собой, но не имеют  контактов с внешней средой

- открытые системы – элементы  имеют связи друг с другом, но и с внешней средой

- саморегулирующиеся системы –  это системы с обратной связью. Эти системы реагируют на внешние  и внутренние изменения для  сохранения своего состояния  или динамического развития.

- самоприспосабливающиеся системы  – это такие системы, которые  автоматически изменяются изменяют свое функционирование с целью сохранения оптимального состояния при изменении внешних условий.

- социальная система – это  сложно организованное упорядоченное  целое, которое включает отдельных  индивидов и социальные общности  в которых есть разнообразные  связи и взаимодействия которые объединяют эту систему в целом.

Поэтому, анализ объекта исследования в целом заключается в том, что социологи строит систему, для  того чтобы выявить зависимости  между существенными факторами. Анализ предмета исследования в целом  составляет четвертый элемент программы. Когда социолог анализирует объект исследования в целом, он строит и  использует различные группы факторов. Факторы – социальные условия  и обстоятельства, которые составляют причину данного процесса. Выделяют несколько групп факторов

Первая группа: Факторы общие и специфические. Общие факторы отражают социально эконом, социально полит условия, которые определяю данную социальную ситуацию. А специфические факторы являются частными, конкретными условиями изучаемого мнения.

Вторая группа: факторы прямые, и косвенные – прочие. Кол-во студентов, преподавателей, финансирование – прямые.

Третья группа: объективные и субъективные факторы. Объективные факторы не зависят от сознания субъекта, а субъективные зависят.

Связывая эти факторы в систему  упорядочивая их, социолог строит теоретическую  предположительную систему(модель) изучаемого социального процесса. Построение этой теоретической системы позволяет социологу охватить социальный объект. При анализе объекта исследования происходит систематизация знаний социолога об изучаемом явлению. Главное не упустить каких-то существенных связей. Потому что связей великое множество, и социолог должен выбрать существенные связи, но и самому не утонуть в этом множестве связей. Характер этих связей и отношений определяется на основе предыдущих целей и программ. Рассмотри пример отношения рабочих к труду – это пример, который разработала группа профессора Ядова и Здравомыслова. Они исследование молодых рабочих.

 Группы факторов, которые они  выделяли. Целостный анализ объекта  исследования.

 

 

                      А                                                        Б                                                        С


 

                                                   α                             β                          γ



 

 

 

 

 

А1 – общие общественные факторы,

 А2 – общие специфические факторы,

Б1 – функциональные характеристики рабочих (пол, возраст, образование, семейное положение, квалификация, принадлежность к общественным организациям,

Б2 – личностные характеристики (интересы, потребности, ценности,

С1 – субъективные факторы,

С2 – объективные факторы.

Альфа – стимулы (внешние побудители)

Бетта – усвоение ролей

Гамма – мотивы деятельности (внутренние побудители)

 

Блок А1 – производственные отношения, социальная структура общества, цели производства, социально экономическая природа труда, которая у них определялась (политическим строем общества), общественным состоянием

Блок А2 – специфический фактор – условия труда, организация труда, система оплаты труда, отношения в трудовом коллективе   - это все специфические прямые факторы. Косвенные факторы – система семейного воспитания, система школьного воспитания и образования, воздействие средств массовой информации.

 

Блок С1. Отношение к труду – были выделены субъективные и объективные факторы

  1. Понимание общественной значимости труда
  2. Степень удовлетворенности работой и специальностью
  3. Структура и динамика мотивов трудовой деятельности

 

Объективные объекты отношения  к труду:

  1. Производительность труда
  2. Качество работы
  3. Степень инициативности
  4. Уровень ответственности
  5. Трудовая дисциплина

 

Все это было связано с марксистской концепцией, что личность является объектом и субъектом общественного  развития.

 

  1. Концептуализация объекта исследования

Понятие  Концептуализация имеет  несколько значений – она представляет процесс обобщения или возведение конкретного понятия в степень абстрактного. Например, текучесть кадров – это процесс неконтролируемого увольнения рабочих. Эту текучесть можно рассматривать как разновидность социальной мобильности. Можно рассматривать как элемент миграции. Можно рассматривать как вариант структурной не стабильности. Можно рассматривать как дисфункцию трудового процесса. Во-вторых, под концептуализацией именуют процедуру преобразования общей идее в систему конкретных понятий. В-третьих, под концептуализацией понимается метод теоретического мышления, построения концепций. Теория – совокупность идей и понятий, доказанных и проверенных. Концепция -  совокупность идей и понятий, которая, как следует, не доказана, не проверена. Концептуализация – это выражение исходного понятия через теоретические признаки (которые могут принадлежать другой теории или дисциплине) и увязать их в логическую систему, вписать в общепризнанную теорию. Теория, как правило, общепризнается, а концепцию могут признавать, могут не признавать. Например, существует концепция этнического предпринимательства – это предприниматели, которые ведут свою деятельность среди членов данного этноса.

 

Литература:

Ядов (учебник)

Социология. Основы общей теории. Учебник  для вузов. Отв.ред. Г.В.Осипов// М: Норма, 2005

Теории и методы в социальных науках. Учебник для студентов  гуманитарных факультетов. Под ред. С.И. Ларсона// М: Народный учитель, 2004

Добряков В.И, Кавченко А.И. Социология: учебник, М.: Инфра – М, 2006

 

 

 

Семинар:

    1. Концептуализация объекта исследования
    2. Выявить концепцию исследований по книге «Россия и новая социальная реальность. Бедные, богатые, средний класс». Под ред. М.Горшкова, Москва, 2004
    3. Переменные в социологическом исследовании (пример; посмотреть СоцИс за этот, год найти статью)
    4. Переменные по книге Горшкова «…»

 

 

 

    1. Гипотезы и принципиальный план исследования

 

  1. Гипотезы и их особенности
  2. Вид гипотез
  3. Принципиальный план социологического исследования

 

Гипотеза – это основанные на базе ряда фактов предположение о  структуре социальных объектов, о  характере связей между объектами  социальных явления и процессов. Гипотеза – это главны методологический инструмент и его методический раздел. Гипотеза – это вероятностное суждение, своего рода догадка ученого о существующей взаимосвязи. Гипотезы формируют положения с вероятностным суждение, истинность которых строго не доказана, и которые должны быть проверены. Основой выдвижения гипотез являются теоретические обобщения и предпосылки, имеющиеся знания, а иногда и просто здравый смысл.

Информация о работе Методы и методолгия социологических исследований