Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:48, курсовая работа
Человек может получать новое знание о действительности прежде всего непосредственно, т. е. без применения специальных познавательных средств, — путем восприятия и обыденного наблюдения. Однако в науке, как правило, используется опосредствованный способ постижения истины. Существуют три основных метода опосредствованного получения нового знания — операциональный, экспериментальный и логико-математический. Все остальные частные методы, как правило, представляют некоторую комбинацию этих трех. Рассмотрим два из них.
Введение…………………………………………………………………………..3
Операционный уровень……………………………………………………3
Экспериментальный уровень……………………………………………...5
Научное наблюдение…………………………………………………..6
Сравнение………………………………………………………………8
Измерение………………………………………………………………9
Эксперимент…………………………………………………………..11
Гносеологическая ситуация приборов……………………………....13
Абстракция и проблема адекватности…………………………………..18
Абстракция и структура реальности………………………………...18
Индукция…………………………………………………………………..21
Фальсификация……………………………………………………………26
Экстраполяция…………………………………………………………….28
Структура эмпирического исследования………………………………..29
Эксперименты и данные наблюдения……………………………….29
Систематические и случайные наблюдения………………………..32
Процедуры перехода к эмпирическим зависимостям и фактам…..33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………41
Министерство
Образования Российской
Федерации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Методы научного исследования
на
тему: «Эмпирические
методы исследования»
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Человек
может получать новое знание о
действительности прежде всего непосредственно,
т. е. без применения специальных познавательных
средств, — путем восприятия и обыденного
наблюдения. Однако в науке, как правило,
используется опосредствованный способ
постижения истины. Существуют три основных
метода опосредствованного
получения нового знания — операциональный,
экспериментальный
и логико-математический.
Все остальные частные методы, как правило,
представляют некоторую комбинацию этих
трех. Рассмотрим два из них.
На операциональном уровне используются такие процедуры, как систематическое наблюдение, сравнение, счет, измерение и некоторые другие. Принципиальная методологическая важность операциональной методики в развитии естественных наук была осознана лишь в первой четверти XX века в свете новаторских достижений ученых при создании теории относительности и квантовой механики. Прежде всего был ясно понят тот фундаментальный факт, что познавательные операции являются не только средством добывания знания о мире, но и важнейшим способом придания точного физического смысла научным понятиям. Отсюда возникла потребность заново, в свете новых фактов развития науки, проанализировать логико-методологический статус основных эмпирических в научном исследовании. Такая работа впервые была осуществлена Н. Кэмпбеллом (1920) и Р. Бриджменом (1927), положив начало методологии операционализма.
Поскольку многие ключевые понятия классической физики оказались непригодными для описания и объяснения новых экспериментальных фактов в области релятивистских скоростей и микропроцессов, появилось естественное желание проанализировать природу физических понятий вообще, структуру их «взаимоотношений» с экспериментом в частности. Имеются ли такие средства определения научных понятий, которые гарантируют их от «выбраковки» (как это было с понятием «эфира» в релятивистской механике) в случае обнаружения принципиально новых данных? Ответ на этот вопрос стали искать в различных способах формирования понятий и, в частности, таких, которые использовали создатели новых научных теорий. Например, в релятивистской механике значения временных переменных (в соответствующих уравнениях) для двух событий, происходящих в разных точках пространства, считываются по показаниям «синхронизированных» часов, расположенных вблизи соответствующих точек. Принципиально новым здесь оказывается понятие одновременности событий, которое определяется операционально, т. е. включает указания на последовательность операций, — действий наблюдателей — по синхронизации часов, расположенных в разных точках, и кроме того — для однозначного истолкования результатов этих операций, — указание на систему отсчета, в которой находятся приборы и наблюдатели.
Таким образом, очевидно, что эмпирическая процедура может выступать как средство выявления точного и однозначного физического смысла тех или иных ключевых понятий, для чего в их определение должен входить метод, позволяющий в каждом конкретном случае на основе (возможно мысленного) эксперимента решить, осмысленно (правильно ли) применение этого понятия в данной познавательной ситуации или нет. Иначе говоря, каждое такое понятие приобретает строгий смысл лишь в операциональном контексте, т. е. тогда, когда указана последовательность актуально (или потенциально) осуществимых операций (действий), фактическое выполнение которых (или мысленное их прослеживание) позволяет шаг за шагом выявить реальный смысл этого понятия и таким образом гарантировать его непустоту.
Обратимся теперь к рассмотрению экспериментального метода. При экспериментальном изучении действительности исследователь «задает» вопрос интересующему его объекту и «получает» на него ответ. При этом вопрос должен быть задан на языке, «понятном» природе, а ответ должен быть получен на языке, понятном человеку. Поэтому речь идет об особым образом организованном диалоге между человеком и природой. Такую деятельность в прошлые века было принято называть «испытанием природы», а самих ученых «естествоиспытателями». Искусство испытания заключается в том, чтобы научиться задавать природе внятные для нее вопросы. Не всякий понятный нам, людям, вопрос, обращенный к объекту, может найти у него отклик, и не всякий ответ на наши вопросы может быть рационально расшифрован человеком. Как бы ни были разнообразны формы конкретных естественно-научных экспериментов и отдельных экспериментальных процедур, в любом случае они заключают в себе некоторые общие черты: 1) в основе экспериментального способа получения нового знания лежит материальное взаимодействие, используемое в познавательных целях; 2) всякое специфическое воздействие при одних и тех же условиях его осуществления однозначно связано со специфической реакцией материальной системы (предмета исследования).
В истории опытных наук эксперимент как метод познания и эффективный способ получения фактуальной информации возникает в эпоху Ренессанса и перехода к Новому времени. Эксперимент входит в практику науки как следствие определенных социокультурных предпосылок.
Любой
факт науки имеет многомерную (в
гносеологическом смысле) структуру. В
этой структуре можно выделить четыре
слоя: 1) объективную
составляющую (реальные процессы, события,
структуры, которые служат исходной основой
для фиксации познавательного результата,
называемого фактом); 2) информационную
составляющую (информационные посредники,
обеспечивающие передачу информации от
источника к приемнику— средству фиксации
факта); 3) практическую
детерминацию факта (обусловленность
факта существующими в данную эпоху качественными
и количественными возможностями наблюдения,
измерения и эксперимента); 4) когнитивную
детерминацию факта (зависимость способов
фиксации и интерпретации фактов от системы
исходных абстракций теории, теоретических
схем, психологических установок и т. п.).
Научное наблюдение, в отличие от простого созерцания, предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к ее продукту (отчету о наблюдаемом). В реальной научной практике наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся не только на работу органов чувств, но и на выработанные наукой средства и методы истолкования чувственных данных. К научному наблюдению предъявляются жесткие требования:
■ обработка, осмысление и истолкование полученного массива данных.
Наблюдение — важнейший способ получения научных фактов.
Из всех средств познания, как в науке, так и в практической жизни, наблюдение, по-видимому, является наиболее простым. Будучи исходным звеном в познавательной деятельности человека, оно вместе с тем оказывается необходимым моментом и во многих более высших ее формах. Конечно, существует важное различие между наблюдением как средством научного познания и наблюдением, как оно выступает в донаучном или обыденном познании. Однако для того, чтобы это различие выявить, мы начнем наш анализ с наиболее простых случаев.
Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого объекта, практическое преобразование человеком предметного мира является необходимым условием и исторической предпосылкой наблюдения. Наблюдение фиксирует не только формы, цвета и звуки предметов, но и их отношения, взаимозависимость, изменение, давая тем самым объективные сведения о природе. Если мы зафиксируем результаты проведенного наблюдения средствами некоторого принятого языка (это может быть обыденный язык, либо язык физики, либо какой-нибудь еще), то мы получим так называемые эмпирические высказывания, например:
Каждое эмпирическое высказывание характеризуется следующими свойствами: во-первых, оно отражает некоторое, независимое от наблюдателя существующее событие и, следовательно, заключает в себе объективное содержание; во-вторых, оно способно выражать наблюдаемые события некоторым контролируемым способом. Вот почему, если принят один и тот же язык, то разные и независимые друг от друга наблюдатели выразят одно и то же наблюдаемое событие в идентичных ситуациях или в одной и той же системе отсчета однозначным образом.
Однако
прежде чем рассмотреть процесс
совершенствования наблюдения как средства
познания, необходимо отметить его самую
фундаментальную гносеологическую функцию,
заключающуюся в том, что с его помощью
мы переводим наблюдаемую объективную
ситуацию в область
сознания, превращаем
ее в нечто идеальное.
Этот перенос внешнего во внутренний план
является предпосылкой для различных
когнитивных операций, для превращения
исследуемого объекта в эмпирический
предмет нашего знания.
Сравнивать предметы можно только по какому-либо точному выделенному в них признаку, свойству или отношению, т. е. в рамках заданного интервала абстракции. Лишь то, что однородно, можно сравнивать, отождествлять или различать. Сведение к определенному единству является необходимым условием процедуры сравнения. Сравнение имеет смысл лишь в границах некоторого качества, а последнее всегда актуализировано лишь в том или ином контексте.
Но достижение единства как условия сравнения вовсе не есть некоторый чисто субъективный прием.
Процедура сравнения предполагает существование такого отношения, в котором сравниваемые предметы объективно выступают как качественно однородные, и никакие другие свойства данных предметов не играют для указанного отношения никакой роли.
Сравнивая, человек лишь использует подобные отношения, подбирая или воспроизводя их. Использование сравнения в качестве познавательной процедуры предполагает, что мы как-то уточнили ту объективную ситуацию, в рамках которой производится сравнение.
Это
значит, что: 1) мы выделили то отношение,
которое позволяет нам
Процедура
сравнения включает в себя, таким
образом, с одной стороны, способ, которым
может быть осуществлена операция сравнения,
с другой — соответствующую операциональную
ситуацию. Вот почему любое наше утверждение
о тождестве или различии каких-либо предметов
имеет определенный и точный смысл лишь
тогда, когда мы можем указать соответствующую
процедуру сравнения в рамках той или
иной познавательной позиции. Сравнение,
следовательно, не только повышает познавательную
ценность наблюдения, позволяя решать
более тонкие задачи, но и выполняет семантическую
функцию, то есть помогает выявить смысл
наших утверждений. Последнее обстоятельство
особенно важно в тех случаях, когда нам
приходится сравнивать свойства, которые
невозможно наблюдать непосредственно.