Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:48, курсовая работа
Человек может получать новое знание о действительности прежде всего непосредственно, т. е. без применения специальных познавательных средств, — путем восприятия и обыденного наблюдения. Однако в науке, как правило, используется опосредствованный способ постижения истины. Существуют три основных метода опосредствованного получения нового знания — операциональный, экспериментальный и логико-математический. Все остальные частные методы, как правило, представляют некоторую комбинацию этих трех. Рассмотрим два из них.
Введение…………………………………………………………………………..3
Операционный уровень……………………………………………………3
Экспериментальный уровень……………………………………………...5
Научное наблюдение…………………………………………………..6
Сравнение………………………………………………………………8
Измерение………………………………………………………………9
Эксперимент…………………………………………………………..11
Гносеологическая ситуация приборов……………………………....13
Абстракция и проблема адекватности…………………………………..18
Абстракция и структура реальности………………………………...18
Индукция…………………………………………………………………..21
Фальсификация……………………………………………………………26
Экстраполяция…………………………………………………………….28
Структура эмпирического исследования………………………………..29
Эксперименты и данные наблюдения……………………………….29
Систематические и случайные наблюдения………………………..32
Процедуры перехода к эмпирическим зависимостям и фактам…..33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………41
Известно,
что одним из важных физических открытий
конца XIX века было обнаружение катодных
лучей, которые (как выяснилось в
ходе дальнейших исследований) представляют
собой поток электронов. Экспериментируя
с катодными лучами, У. Крукс зарегистрировал
их отклонение под воздействием магнита.
Полученные в этом опыте данные наблюдения
были интерпретированы им как доказательство
того, что катодные лучи являются потоком
заряженных частиц. Основанием такой
интерпретации послужили
Не менее
показательным в этом отношении
является открытие в астрономии таких
необычных космических
Летом 1976 года аспирантка известного английского радиоастронома Э. Хьюиша, мисс Белл, случайно обнаружила на небе радиоисточник, который излучал короткие радиоимпульсы. Многократные систематические наблюдения позволили установить, что эти импульсы повторяются строго периодически, через 1,33 сек. Первая интерпретация этого инварианта наблюдений была связана с гипотезой об искусственном происхождении сигнала, который посылает сверхцивилизация. Вследствие этого наблюдения засекретили, и почти полгода о них никому не сообщалось.
Затем была выдвинута другая гипотеза о естественном происхождении источника, подкрепленная новыми данными наблюдений (были обнаружены новые источники излучения подобного типа). Эта гипотеза предполагала, что излучение исходит от маленького, быстро вращающегося тела. Применение законов механики позволило вычислить размеры данного тела - оказалось, что оно намного меньше Земли. Кроме того, было установлено, что источник пульсации находится именно в том месте, где более тысячи лет назад произошел взрыв сверхновой звезды. В конечном итоге был установлен факт, что существуют особые небесные тела - пульсары, являющиеся остаточным результатом взрыва сверхновой звезды.
Установление
этого эмпирического факта
В обоих
рассмотренных случаях факт был
получен благодаря
Установление факта, что катодные лучи являются электрически заряженными частицами, не является еще теорией, точно так же как факт обнаружения пульсаров не означал, что построена теория пульсаров.
Самое
важное, что такая теория ко времени
открытия пульсаров уже была создана.
Это была теория нейтронных звезд, построенная
нашим соотечественником, физиком
Л.Д.Ландау. Однако пульсары были обнаружены
независимо от этой теории, и сами первооткрыватели
нового астрономического объекта никак
не ассоциировали свое открытие с
теорией нейтронных звезд. Понадобилось
время, чтобы отождествить пульсары
с нейтронными звездами, и только
после этого новые факты
Но тогда
возникает очень сложная
Таким
образом, при исследовании структуры
эмпирического познания выясняется,
что не существует чистой научной
эмпирии, не содержащей в себе примесей
теоретического. Но это является не
препятствием для формирования объективно
истинного эмпирического
Заключение
Операциональный
и экспериментальный методы образуют
средства получения эмпирического
знания, включающего получение
При всей близости содержания чувственного и эмпирического знания благодаря различию их онтологии и качественному различию форм их существования (в одном случае — множество чувственных образов, а в другом — множество эмпирических высказываний) , между ними не может иметь место отношение логической выводимости одного из другого. Это означает, что эмпирическое знание неверно понимать как логическое обобщение данных наблюдения и эксперимента. Между ними существует другой тип отношения: 141 логическое моделирование (репрезентация) чувственно данных в некотором языке. Эмпирическое знание всегда является определенной понятийно – дискурсной моделью чувственного знания.
Необходимо отметить, что само эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырех уровней. Первичным, простейшим уровнем эмпирического знания являются единичные эмпирические высказывания (с квантором существования или без), так называемые «протокольные предложения». Их содержанием является дискурсная фиксация результатов единичных наблюдений; при составлении таких протоколов фиксируется точное время и место наблюдения.
Как известно, наука — это в высшей степени целенаправленная и организованная когнитивная деятельность. Наблюдения и эксперименты осуществляются в ней отнюдь не случайно, бессистемно, а в подавляющем большинстве случаев вполне целенаправленно: для подтверждения или опровержения какой-то идеи, гипотезы. Поэтому говорить о «чистых», незаинтересованных, немотивированных, неангажированных какой-либо «теорией» наблюдениях и, соответственно, протоколах наблюдения в развитой науке не приходится. Для современной философии науки — это очевидное положение. Вторым, более высоким уровнем эмпирического знания являются факты. Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это — обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Они утверждают отсутствие или наличие некоторых событий, свойств, отношений в исследуемой предметной области и их интенсивность (количественную определенность). Их символическими представлениями являются графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические модели.
Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания являются эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические и т. д.). Научные законы — это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Так же как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказываний с квантором общности: Vx(a(x)ob(x)). («Все тела при нагревании расширяются», «Все металлы — электропроводный, «Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам» и т. д. и т. п.) Научные эмпирические законы (как и факты) являются общими гипотезами, полученными путем различных процедур: индукции через перечисление, элиминативной индукции, индукции как обратной дедукции, подтверждающей индукции. Индуктивное восхождение от частного к общему, как правило, является в целом неоднозначной процедурой и способно дать в заключении только предположительное, вероятностное знание. Поэтому эмпирическое знание по своей природе является в принципе гипотетическим. В отношении естественных наук эту особенность четко зафиксировал в свое время Ф. Энгельс: «Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза».
Наконец, самым общим, четвертым уровнем существования эмпирического научного знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов (феноменологическая термодинамика, небесная механика Кеплера и др.). Являясь высшей формой логической организации эмпирического знания, феноменологические теории, тем не менее, и по характеру своего происхождения, и по возможностям обоснования остаются гипотетическим, предположительным знанием. И это связано с тем, что индукция, т. е. обоснование общего знания с помощью частного (данных наблюдения и эксперимента) не имеет доказательной логической силы, а в лучшем случае — только подтверждающую.
Различия
между уровнями внутри эмпирического
знания являются скорее количественными,
чем качественными, так как отличаются
лишь степенью общности представления
одного и того же содержания (знания о
чувственно-наблюдаемом).
Список литературы