Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:48, курсовая работа
Человек может получать новое знание о действительности прежде всего непосредственно, т. е. без применения специальных познавательных средств, — путем восприятия и обыденного наблюдения. Однако в науке, как правило, используется опосредствованный способ постижения истины. Существуют три основных метода опосредствованного получения нового знания — операциональный, экспериментальный и логико-математический. Все остальные частные методы, как правило, представляют некоторую комбинацию этих трех. Рассмотрим два из них.
Введение…………………………………………………………………………..3
Операционный уровень……………………………………………………3
Экспериментальный уровень……………………………………………...5
Научное наблюдение…………………………………………………..6
Сравнение………………………………………………………………8
Измерение………………………………………………………………9
Эксперимент…………………………………………………………..11
Гносеологическая ситуация приборов……………………………....13
Абстракция и проблема адекватности…………………………………..18
Абстракция и структура реальности………………………………...18
Индукция…………………………………………………………………..21
Фальсификация……………………………………………………………26
Экстраполяция…………………………………………………………….28
Структура эмпирического исследования………………………………..29
Эксперименты и данные наблюдения……………………………….29
Систематические и случайные наблюдения………………………..32
Процедуры перехода к эмпирическим зависимостям и фактам…..33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………41
Конечно,
Поппер безусловно прав, подчеркнув важную
и самостоятельную роль фальсификации
как метода научного познания, как
средства отбраковки ложных эмпирических
гипотез и оказания предпочтения
наиболее содержательным из нефальсифицированных
гипотез. Однако, он не прав в своей излишней
ригористичности и в отношении возможности
модификации опровергнутых гипотез, и
в отношении оказания предпочтения всегда
«фактам» в случае их противоречия с конкретными
гипотезами, и в истолковании динамики
научного познания как «перманентной
революции», и в отрицании многофакторности
и социальной детерминированности процесса
принятия научных решений о наиболее предпочтительной
гипотезе. Все это не соответствует реальной
истории научного познания, ее эмпирическому
бытию, к достижению соответствия к которому
он сам настойчиво призывал при оценке
любых научных построений.
Экстраполяция — экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы. Например, закон теплового излучения Планка, согласно которому энергия излучения может передаваться только отдельными «порциями» — квантами, был экстраполирован А. Эйнштейном н другую область явлений; в частности, с помощью этого закона оказалось возможным исчерпывающим образом объяснить природу фотоэффекта и других сходных с ним явлений.
Пределы применимости любой естественнонаучной теории всегда должны выходить за рамки того опыта, на фундаменте которого она основывалась первоначально. Необходимость экстраполяции теории на новые области явлений коренится в самом ее назначении как инструмента познания. Вспомним, что покоряющая эффективность механики Ньютона с момента ее создания заключалась в ее способности к единообразному описанию таких казавшихся совершенно разнородными явлений, как, например, падение камня с высоты на землю и движение Земли вокруг Солнца.
Экстраполяция
— мощное эвристическое средство
исследования природы; оно позволяет
расширять познавательный потенциал
научных понятий и теорий, увеличивать
их информационную емкость, а также усиливает
предсказательные возможности теории
в обнаружении новых фактов. Сама способность
к экстраполяции той или иной гипотезы
есть мощное косвенное подтверждение
ее истинности.
Выделив
эмпирический и теоретический уровни,
мы получили лишь первичное и достаточно
грубое представление об анатомии научного
познания. Формирование же более детализированных
представлений о структуре
Как эмпирический, так и теоретический уровни имеют достаточно сложную системную организацию.
В них можно выявить особые слои знания и соответственно порождающие эти знания познавательные процедуры.
Рассмотрим
внутреннюю структуру эмпирического
уровня. Его образуют по меньшей
мере два подуровня: а) непосредственные
наблюдения и эксперименты, результатом
которых являются данные наблюдения;
б) познавательные процедуры, посредством
которых осуществляется переход
от данных наблюдения к эмпирическим
зависимостям и фактам.
7.1 Эксперименты и данные наблюдения
Различие
между данными наблюдения и эмпирическими
фактами как особыми типами эмпирического
знания было зафиксировано еще в
позитивистской философии науки 30-х
годов. В это время шла довольно
напряженная дискуссия
Если, например, проводился социологический опрос, то в роли протокола наблюдения выступает анкета с ответом опрашиваемого. Если же в процессе наблюдения осуществлялись измерения, то каждая фиксация результата измерения эквивалентна протокольному предложению.
Анализ смысла протокольных предложений показал, что они содержат не только информацию об изучаемых явлениях, но и, как правило, включают ошибки наблюдателя, наслоения внешних возмущающих воздействий, систематические и случайные ошибки приборов и т.п. Но тогда стало очевидным, что данные наблюдения, в силу того что они отягощены субъективными наслоениями, не могут служить основанием для теоретических построений.
В результате была поставлена проблема выявления таких форм эмпирического знания, которые бы имели интерсубъективный статус, содержали бы объективную и достоверную информацию об изучаемых явлениях.
В ходе дискуссий было установлено, что такими знаниями выступают эмпирические факты. Именно они образуют эмпирический базис, на который опираются научные теории.
Уже сам характер фактофиксирующих высказываний подчеркивает их особый объективный статус, по сравнению с протокольными предложениями. Но тогда возникает новая проблема: как осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим фактам и что гарантирует объективный статус научного факта?
Постановка
этой проблемы была важным шагом на
пути к выяснению структуры
Определенный
вклад в ее разработку был внесен
и позитивизмом, хотя нелишне подчеркнуть,
что его стремление ограничиться
только изучением внутренних связей
научного знания и абстрагироваться
от взаимоотношения науки и
Деятельностная
природа эмпирического
Предметная
структура экспериментальной
7.2 Систематические и случайные наблюдения
Научные
наблюдения всегда целенаправленны
и осуществляются как систематические
наблюдения, а в систематических
наблюдениях субъект
Но на
разных уровнях познания такие связи
изучаются по-разному. На теоретическом
уровне они отображаются "в чистом
виде" через систему соответствующих
абстракций. На эмпирическом они изучаются
по их проявлению в непосредственно
наблюдаемых эффектах. Поэтому глобальная
цель познания конкретизируется применительно
к каждому из его уровней. В
экспериментальном исследовании она
выступает в форме
Фиксация
предмета исследования в рамках экспериментальной
или квазиэкспериментальной деятельности
является тем признаком, по которому
можно отличить эксперимент и
систематические наблюдения от случайных
наблюдений. Последние суть наблюдения
в условиях, когда приборная ситуация
и изучаемый в опыте объект
еще не выявлены. Регистрируется лишь
конечный результат взаимодействия,
который выступает в форме
эффекта, доступного наблюдению. Однако
неизвестно, какие именно объекты
участвуют во взаимодействии и что
вызывает наблюдаемый эффект. Случайное
наблюдение способно обнаружить необычные
явления, которые соответствуют
новым характеристикам уже
В еще
большей мере это относится к
следующему слою эмпирического познания,
на котором формируются
7.3 Процедуры перехода к эмпирическим зависимостям и фактам
Переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и научному факту предполагает элиминацию из наблюдений содержащихся в них субъективных моментов (связанных с возможными ошибками наблюдателя, случайными помехами, искажающими протекание изучаемых явлений, ошибками приборов) и получение достоверного объективного знания о явлениях.
Такой
переход предполагает довольно сложные
познавательные процедуры. Чтобы получить
эмпирический факт, необходимо осуществить
по меньшей мере два типа операций.
Во-первых, рациональную обработку
данных наблюдения и поиск в них
устойчивого, инвариантного содержания.
Для формирования факта необходимо
сравнить между собой множество
наблюдений, выделить в них повторяющиеся
признаки и устранить случайные
возмущения и погрешности, связанные
с ошибками наблюдателя. Если в процессе
наблюдения производится измерение, то
данные наблюдения записываются в виде
чисел. Тогда для получения
Если
в процессе наблюдения применялись
приборные установки, то наряду с
протоколами наблюдения всегда составляется
протокол контрольных испытаний
приборов, в котором фиксируются
их возможные систематические
Поиск инварианта как условия формирования эмпирического факта свойствен не только естественнонаучному, но и социально-историческому познанию. Скажем, историк, устанавливающий хронологию событий прошлого, всегда стремится выявить и сопоставить множество независимых исторических свидетельств, выступающих для него в функции данных наблюдения.
Во-вторых, для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания.
Рассмотрим две конкретные ситуации, иллюстрирующие эту роль теоретических знаний при переходе от наблюдений к факту.