Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:05, курсовая работа
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.
1Общая характеристика социологии О .Конта 3
1.1 Основные познавательные принципы 3
1.3 Социальная статика 6
1.4. Социальная динамика 11
2 Социология права 13
2.1 Определение предмета 13
2.2.Проблемы социологии права 16
2.3. Определение понятий социологии права 17
3. Выборочный метод в эмпирическом исследовании 18
3.1. Характеристика выборочного метода репрезентативность, ошибка выборки 19
3.2 Область применения выборочного метода 23
Список литературы 26
Объем выборочной совокупности зависит также от величины ошибки, которая допускается при ее формировании. Обычно исследователи исходят из того, что в каждой выборке содержится некоторая ошибка.
Какие величины ошибок допускаются? Величина ошибки может составлять 1, 3, 5 %. Если она превышает 5 %, то суждение не считается достоверным.
Чем меньшую ошибку допускаем, тем большим должен быть объем выборочной совокупности, и наоборот. В практике социологических исследований ученые решают противоречие между затратами сил и средств и допускаемой ошибкой.
Выборка бывает пропорциональная и непропорциональная. Пропорциональная отражает генеральную совокупность по основным изучаемым признакам. Довольно часто в социологических исследованиях применяется непропорциональная выборка.
Часто начинающие социологи задают вопросы: правда ли, что выборка должна составлять 5% от генеральной совокупности? На основе изложенного можно сделать вывод, что в одном случае достаточно опросить 5% населения, в другом случае это будет явно недостаточно, в третьем случае - слишком много. Например, 5% от 145 млн. населения страны составляет более 7 млн. человек. Физически обработать такой объем информации пока что невозможно.
Выборочное наблюдение широко используется для: 1) статистического оценивания и проверки гипотез; 2) решения производственных и управленческих задач; 3) отраслевых социально-экономических исследований; 4) решения задач в сфере предпринимательской деятельности.14
Первая группа задач чаще всего связана с решением общетеоретических проблем, проведением исследований и экспериментов для получения информации о генеральной совокупности на основе выборочного наблюдения. Такие исследования могут решать два основных вида задач:
- поиск наилучших выборочных параметров (оценок) для отображения интересующих нас свойств генеральной совокупности (например, выбор в качестве лучшей оценки – средней, моды, медианы или доли). Решения этих вопросов составляют суть статистического оценивания;
- выдвижение и формирование определенных гипотез о тех или иных свойствах генеральной совокупности и их последующая проверка с помощью результатов выборочного наблюдения. Изучением этих задач занимается теория проверки статистических гипотез.
Вторая
группа задач (производственные и управленческие)
связана с практическими
а) измерение параметров и создание системы показателей качества, контролируемых в производственном процессе;
б) установление номинального (производственного, технологического) режима, отклонение от которого должно статистически оцениваться и иметь следствием принятие определенных решений;
в) поиск оптимального режима, способов совершенствования процесса, альтернативных технологий на базе анализа производимых замеров;
г) управление по номиналу и допускам. Общая идея реализации перечисленных этапов состоит в проведении выборочных наблюдений на каждом этапе и анализе полученных результатов для принятия управленческих решений.
Задачи отраслевых социально-экономических исследований, проводимых с использованием выборочного наблюдения, чаще всего решаются с помощью системы органов отраслевого управления и государственной статистики. В промышленности - это, к примеру, изучение использования оборудования, рабочего времени, эффективности новых технологий; в сельскохозяйственном секторе – анализ продуктивности скота, урожайности, качества кормов; в торговле – выборочные исследования спроса на отдельные товары и степени его удовлетворения.
Большой опыт накоплен статистикой в области выборочных обследований населения. Выборочный метод позволяет значительно расширить программы переписей населения, используется для получения предварительных итогов переписей, при контроле качества заполнения переписных листов и других контрольных мероприятиях. Так же широкое распространение получают выборочные социально-демографические обследования, которые позволяют получить ряд важнейших социально-экономических характеристик в межпереписные периоды.
Широка область применения выборочного метода в социальной статистике, в частности в изучении доходов, потребления материальных благ и услуг, жилищных условий и других характеристик уровня жизни населения. Главным источником информации об уровне жизни стали выборочные обследования бюджетов семей, позволяющие получить показатели занятости, размера доходов различных групп населения, источников их формирования. Результаты бюджетных обследований дают возможность оценки дифференциации потребления продовольственных и непродовольственных товаров, одежды, обуви, мебели, предметов культурно-бытового назначения и других социальных характеристик (образовательного, профессионального статуса и др.)
Важнейшую социальную информацию дают выборочные обследования бюджета времени населения, представляющего многие параметры его образа и стиля жизни – культурный, образовательный, материальный уровень, характер использования рабочего и внерабочего времени, досуга и др. Все большую актуальность приобретают выборочные исследования перемещений, внутри- и межпоколенной мобильности, социальной стратификации, миграционных потоков, заболеваемости, контроля над рождаемостью и др.
Ещё одной областью использования выборочного наблюдения является сфера коммерции и бизнеса. Развитие этой области обусловлено недостаточностью объёмов и качества официальной информации (переписей предприятий, данных текущей торговой статистики и др.) для прогнозирования объёмов производства и продаж, необходимой для предпринимателей. Это порождает потребность в систематическом получении дополнительных сведений о рынке, товарах и потребителях.
Для
выяснения потребительских
Информация о работе Выборочный метод в эмпирическом исследовании