Современная наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 18:17, доклад

Краткое описание

Современная наука — сложное, многоплановое социальное явление. В эпоху научно-технической революции она активно вторгается во все сферы жизни общества. Идет интенсивный процесс «онаучивания» всей общественной жизни, превращения науки в непосредственную производительную силу. Однако этот процесс в различных социально-экономических системах наполняется конкретным социальным содержанием.

Файлы: 1 файл

Современная наука.docx

— 21.00 Кб (Скачать)

Современная наука — сложное, многоплановое социальное явление. В эпоху научно-технической революции  она активно вторгается во все  сферы жизни общества. Идет интенсивный  процесс «онаучивания» всей общественной жизни, превращения науки в непосредственную производительную силу. Однако этот процесс в различных социально-экономических системах наполняется конкретным социальным содержанием.

При всей многоплановости  содержания понятия науки нужно  помнить, что наука — явление  духовного характера. Когда говорят  о науке, то обычно имеют в виду определенную систему знаний о природной  и социальной действительности, о  внутреннем мире самого человека.

Разумеется, не всякое знание может быть отнесено к научному знанию. Не считаются научными так называемые житейские сведения, без которых, однако, невозможно обойтись в повседневной жизни, или религиозные идеи, основанные на вере в сверхъестественное. Под наукой понимается прежде всего знание законов, действующих в объективном мире и познании.

Научное знание есть продукт, результат интеллектуальной деятельности человека или, говоря словами К. Маркса, «духовного по природе своей оно  идеально. Однако содержание возникающих  в головах людей теоретико-познавательных образов, в которых воспроизводятся  законы действительности, невозможно передать от человека к человеку, от поколения к поколению непосредственно. Для того чтобы результаты науки  могли быть использованы в обществе и сами развиты далее усилиями других людей, они должны получить предметное воплощение в виде определенной знаковой системы. В настоящее время все  большее распространение получают символические языки, прежде всего  математическая, химическая, графическая  символика.

О содержании научной теории можно говорить только в том случае, когда эта теория понята, осмыслена. Иными словами, когда в сознании человека возникает идеальный образ, в котором воспроизводятся законы определенной сферы действительности, нашедшие ранее свое предметное воплощение в знаковой форме. Поэтому умелое применение научного знания в интересах  человека, предвидение ближайших  и отдаленных последствий активного  вмешательства в природу или  общественную жизнь в значительной мере зависит от глубины постижения заключенного в нем объективного содержания.

Научно-теоретическое знание лишено личностной окраски. Судьбы многих идей и их творцов, о чем свидетельствует  многовековая история науки, складывались драматическим, а порой и трагическим  образом. Однако собственно теория в  любой сфере научного знания никакой  информации об этом не содержит.

Наука, как и все другие формы освоения человеком действительности, возникает и развивается из необходимости удовлетворения потребностей общества. Роль и социальное значение науки не ограничиваются ее объяснительной функцией, констатацией существа тех или иных природных или социальных явлений. Конечная цель познания — практическое применение научных достижений.

Между науками о природе  и науками об обществе имеются существенные различия. Науки о природе, разумеется, не носят классового характера. Было бы нелепо говорить о пролетарской биологии, математике, астрономии и т. п. Однако чем более широкий характер носит отдельная частная естественная наука, тем многограннее ее связи с философскими принципами и обобщениями, тем сильнее они оказывают влияние друг на друга. Отсюда становятся понятными попытки, совершаемые буржуазными идеологами, использовать достижения естествознания для обоснования своих философских доктрин. Конечная цель последних — защита тем или иным способом интересов эксплуататорского класса. Нельзя не указать здесь и на стремление, ставшее в последние годы особенно явным в странах империализма, откровенно навязать естественным наукам (в первую очередь ядерной физике, генетике, психологии и др.) преступные цели и принудить ученых к их осуществлению. В этом таится огромная опасность, грозящая неисчислимыми бедствиями для всего человечества. Напротив, в условиях социализма гуманистическая сущность естественных наук раскрывается зримо и убедительно.

 

Науки об обществе в своей  совокупности представляют собой теоретически осмысленное выражение коренных интересов определенных классов  и потому носят партийный характер. Вместе с тем в них нашли  глубокое и всестороннее отражение ведущие тенденции исторического развития. Они не только объясняют широким трудящимся массам прошлое и настоящее человеческого общества, но и научно, достоверно предсказывают неотвратимость коренных социальных перемен в будущем, грядущую победу социализма и коммунизма во всемирном масштабе, намечают пути и средства, ведущие к достижению этой цели. Отсюда та постоянно растущая революционно-практическая значимость наук об обществе в современную эпоху.

Планшеты

Определяющее влияние  насущных потребностей общества на прогресс научного знания бесспорно. Однако эту  связь нельзя понимать вульгарно, то есть выводить каждую возникшую в  науке идею прямо и непосредственно  из нужд материального производства, состояния классовой борьбы и  т. п. В развитии науки, понимаемой как  производство человеческим разумом  духовных, идеальных продуктов, познавательных образов, имеет место относительная  самостоятельность. Внутренняя логика знания в какой-то отдельной научной  дисциплине может увести далеко за пределы сегодняшних потребностей.

 

Наука и техника относятся  к величайшим достижениям человечества. Они постоянно находятся в  развитии, которое, правда, протекает  неравномерно. Анализ показывает, что  закономерная связь непрерывности  и прерывности, единство эволюции и революции проявляется в процессе развития как науки, так и техники. В науке и технике на определенных исторических этапах эволюционные процессы уступают место коренным качественным изменениям, революционным переворотам.

Сегодня стало обычным  называть революционными такие фазы в научном развитии, когда происходит решительная и радикальная ломка  устаревших взглядов и теорий. Открытие принципиально новых явлений, закономерностей  влечет за собой не просто совершенствование, но коренное изменение всей системы  научных знаний. Именно такая ситуация имела место, например, в физике после  открытия частной и общей теории относительности. Подобного рода перемены в развитии науки могут быть вызваны  и благодаря использованию новых  средств познания. Это, в свою очередь, способствует появлению, с одной  стороны, новых эмпирических фактов, которые вызывают потребность в  их теоретическом осмыслении, а с  другой стороны, перед наукой открываются  новые области практического  применения ее достижений.

В развитии техники мы имеем  дело с революцией, если определенное техническое средство, не способное  больше удовлетворять быстро растущим общественным потребностям, заменяется другим техническим средством, действие которого основывается на другом принципе, радикально меняющем ситуацию в данной сфере (например, передача функции управления производственным процессом машине). Нужно отличать научные революции  в отдельных областях от революций, охватывающих целые области науки  или науку как целое. В области  техники также нужно отделять революции в развитии отдельных  средств или областей техники  от тех, в ходе которых техника  эпохи преобразуется коренным образом.

В отличие от революционных  преобразований в науке и технике  в прошлом, когда они лишь частично совпадали по времени и сравнительно слабо влияли друг на друга, теперь перевороты в науке и технике  сливаются в единый процесс и  взаимно обусловливают друг друга.

Наука и техника в течение  длительного периода в истории  человечества развивались в значительной мере изолированно друг от друга. Конечно, люди уже на ранних этапах своего развития использовали законы и явления природы  для производства простейших технических  средств, но это происходило стихийно, неосознанно. Техника ремесленного производства, а тем более простые  сельскохозяйственные орудия не вызывали необходимость в систематическом  изучении законов природы. И потому эта техника не оказала заметного  влияния на ход развития естествознания.

В позднее средневековье  начинается уже целенаправленное применение теоретического знания для создания первых механизмов, например для создания часов, водяных и ветряных мельниц, действие которых основывалось на познанных  законах механики и гидравлики. Лишь переход к машинной фабрике привел к возникновению объективной  потребности в сознательном применении науки для развития техники. Машинный способ изготовления материальных средств  достигает такой степени сложности, что умение, мастерство отдельного рабочего оказывается уже недостаточным для успешного выполнения всего комплекса работ. «Только при этом способе производства впервые возникают такие практические проблемы, которые могут быть разрешены лишь научным путем. Только теперь опыт и наблюдения — и настоятельные потребности самого процесса производства — впервые достигли такого масштаба, который допускает и делает необходимым применение науки» '.

Начавшись в XVIII веке, этот процесс  особенно быстро стал развиваться в XIX веке, но взаимодействие науки и  техники в то время было таково, что наука в основном следовала  за требованиями техники и при  этом получала от последней больше, чем могла дать ей.

На более высокой стадии развития как науки, так и техники складывается органическое их единство. Появившаяся во второй половине XIX века тесная связь между ними стала в XX веке, особенно в последние годы, одной из самых существенных черт всего прогрессивного движения и науки и техники. Поэтому мы называем прогресс на этой стадии научно-техническим прогрессом.

Коренное изменение взаимосвязи  техники и науки имеет ряд  причин. Важнейшие из них такие: 1) повысилась степень сложности технических  средств; 2) происходит все большее  внедрение технических средств в повседневную жизнь человека; 3) кроме традиционных физико-механических закономерностей все больше используются нефизические (например, биологические закономерности) для создания современной техники. В области науки также произошли значительные изменения. Она достигла нового уровня понимания природы и усовершенствовала техническую и методологическую стороны познания. Она приняла ясно выраженную социальную ориентацию и все более осуществляет свою функцию производительной силы.

Наука сама по себе не выступает  как производительная сила. Она, естественно, является и будет оставаться относительно самостоятельной сферой духовной деятельности человека. Но современные средства труда и технологические процессы представляют собой материализацию, опредмечивание научных знаний. В свою очередь, научные знания во все возрастающей мере становятся необходимыми условиями успешной деятельности каждого человека, занятого на производстве, и эти знания оказываются также воплощенными в создаваемых им материальных ценностях.

К преимуществам социализма относится, в частности, то, что здесь  устраняется антагонизм между физическим и умственным трудом и создаются  условия для постепенного преодоления  существенных различий между ними. Тем самым реализуется целевая  установка на все большее приобщение к науке всех трудящихся, непосредственно  занятых в сфере материального  производства.


Информация о работе Современная наука