Детско-родительские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Психологические особенности семейного воспитания………….5
1.1. Воспитание ребенка в семье…………………………………………….5
1.2. Родительские стили воспитания и установки…………………………..11
1.3. Общение родителей и детей как детерминанта развития ребенка……22
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................25
2.1. Диагностика детско –родительских отношений в семье……………...25
2.2. Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе детско–родительских отношений……………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...48

Файлы: 1 файл

детско- родительские отношения.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Психологические особенности семейного  воспитания………….5

   1.1. Воспитание ребенка в семье…………………………………………….5

   1.2. Родительские стили воспитания  и установки…………………………..11

   1.3. Общение родителей и детей как детерминанта развития ребенка……22

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................25

    2.1. Диагностика детско –родительских отношений в семье……………...25

    2.2. Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе     детско–родительских отношений……………………………………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..45

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...48

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

    Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

    Для маленького ребёнка семья – это  целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

    Казалось  бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

         Жестокое отношение к детям  сегодня превратилось в обычное  явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения  в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

    В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).

    Сегодня данными вопросами занимаются такие  исследователи, как Гозман Л.Я.,  Демьянов Ю.Г., Костицкий В.И., Кэмпбэлл Р., Марковская И.М. и многие другие.

    В их исследованиях описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.

    В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения  изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

         Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка. Роль семейного фактора по сравнению с остальными, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность темы данной работы.

    Объект  исследования – детско- родительские  отношения.

    Предмет исследования – стили семейного воспитания.

    Цель  исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие  ребенка.

    Задачи:

    1. Изучить и проанализировать литературу  по теме.

    2. Показать значение  семьи  в воспитании ребенка. 

    3. Охарактеризовать стили воспитания и выделить их сущность.

    4. Экспериментально показать  влияние качеств родителей на развитие ребенка.

    Гипотеза исследования: предполагается, что стиль семейного воспитания влияет на психическое развитие ребенка старшего дошкольного  возраста.

    База  исследования: УО «Государственный ясли- сад № 2 г. Витебска».

    Методы  исследования: теоретический анализ учебно- методической литературы; обобщение, рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс и С. Коуфман); методика “Неоконченные предложения”, анкетирование, тест  “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин).

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников,  приложения.

 

       ГЛАВА 1.  Психологические особенности семейного воспитания.  

                               1.1Воспитание ребенка  в семье. 

   Семья   -   это   сложное   социокультурное   явление.   Специфика   и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи   М. А. Галагузова и О. С. Осип условно выделили три взаимосвязанных блока отношений:

   1.  Природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные.

   2. Экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности.

   3. Духовно-психологические,    нравственно-эстетические,    связанные    с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения.

   По  мнению  В.М. Миниярова,   только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития [20,с.55].

   Сущность  семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие «функции семьи» отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

   Гребенников И.В. утверждает,  что к основным функциям семьи относятся воспитательная, хозяйственно-бытовая, психологической разрядки, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функции [9,с.24].

   Воспитательная  функция семьи состоит в том, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании.

    Хозяйственно-бытовая  функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, одежде, крове и т. д.), в содействии в сохранении их здоровья (восстановление затраченных в труде физических сил).

    Функция психологической разрядки состоит в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

    Функция духовного (культурного) общения несет в себе удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.

    Функция первичного социального  контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм.

    Сексуально-эротическая  функция заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей членов семьи.

    М. А. Галагузова рассматривает те функции семьи, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка [20,с.57]

    Репродуктивная  функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

    Демографическая ситуация сегодня складывается таким  образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости.

    Экономическая и хозяйственно-бытовая  функция. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

    Функция первичной, социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка.

    Обучение  ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей.

    Воспитательная  функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

    Воспитание  ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям [20,с.58]

    Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным      морально-психологическим      климатом,      здоровыми отношениями между ее членами [39,с.22]

    Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. [39,с.23]

    Выражение «мой дом - моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира- отдохнуть и восстановить свои силы.

    На   наш взгляд, более полная классификация, касающаяся семейной педагогики, принадлежит М. А. Галагузовой,  потому что она больше акцентирует внимание на воспитательных функциях семьи.  Однако  функции семьи заключаются не только в педагогическом  воздействии на детей, но как считает А.И. Захаров, основные проблемы семьи связаны с материально-экономическими трудностями, взаимоотношениями между членами семьи, и мы разделяем эту точку зрения.

Информация о работе Детско-родительские отношения