Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Психологические особенности семейного воспитания………….5
1.1. Воспитание ребенка в семье…………………………………………….5
1.2. Родительские стили воспитания и установки…………………………..11
1.3. Общение родителей и детей как детерминанта развития ребенка……22
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................25
2.1. Диагностика детско –родительских отношений в семье……………...25
2.2. Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе детско–родительских отношений……………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...48
Содержание программы тренинговых занятий:
Занятия 1-2
Цель:
самораскрытие родителей и
Варианты игр «Цветик-семицветик»
Материал:
макет цветика-семицветика с
Содержание. Ребята вместе с родителями сидят на стульях по кругу, руководитель показывает цветик-семицветик и предлагает ребенку оторвать лепесток и рассказать о себе (имя, увлечение, любимое блюдо, скачка, игрушка, книга и т.д.). Затем ребенок передает лепесток матери или отцу, те рассказывают приятное о себе и о своем ребенке. Следующий лепесток передается другому ребенку и далее по кругу. Примечание: не затягивать игру. «Кто ты будешь?» Материал: мягкая игрушка, стулья.
Содержание. Вариант 1. Сидя по кругу на стульях, каждый участник (взрослый и ребенок) называет свое имя и, держа в руках игрушку, создаем небольшой рассказ о себе, в котором подчеркивает свои особенности. Примечание: не указывают явных признаков (лицо, одежда).
Вариант 2. Группа делится на пары (родитель - ребенок), которые рассаживаются на стульях напротив друг друга. В паре каждый называет себя и рассказывает о себе что-нибудь интересное. Затем все рассаживаются в круг и делятся только что услышанным. При этом каждый рассказывает не о себе, а о партнере.
Вначале родители садятся на «волшебные стулья», дети - напротив. Взрослый начинает рассказ о своих чувствах к ребенку. Потом меняются местами. Ребенку предлагается роль матери (отца): «Представь, что ты мама, а мама - твоя дочь. Что тебе нравится в твоем воображаемом ребенке?» Коррекция осуществляется через проговаривание вслух.
Психолого-педагогические
возможности игр. Диагностические:
влияние коммуникабельных способностей
участников, их психологических комплексов;
уровня взаимопонимания в диаде «родитель
- ребенок». Коррекционные: игры позволяют
детям и родителям открыть новое в каждом
из них, вести иное общение в игровой ситуации.
Занятия 3-4
Цель: оптимизация отношений между родителями и детьми; понимание эмоционального состояния друг друга. «Пробуждение» Материал: ковер или стулья.
Содержание. Руководитель предлагает разделиться всем на две группы: родители и дети. Члены первой группы (дети) укладываются на ковре (усаживаются на стулья) поудобнее и представляют, что они спят. Закрывают глаза. Члены второй группы (родители) ходят и будят детей. Дети не хотят вставать, им хочется поспать. Задача родителей - разбудить детей так, чтобы у них было хорошее настроение. Потом роли меняются. «Сложная ситуация» Материал: стулья.
Содержание. Руководитель предлагает всем разбиться на «тройки» (мама (папа), врач, ребенок). Задача родителей: они должны уговорить ребенка пойти на процедуру (зуб лечить, делать уколы). Сделать так, чтобы ребенок согласился. Все «тройки» по очереди показывают варианты группе, идет обсуждение.
Примечание: в качестве родителей должны быть выбраны дети. «Ситуация по выбору»
Содержание. Участники игры сидят за столом. На столе лежат карточки. На них описаны самые разные ситуации (знакомство, обида, просьба, поручение, жалоба, отказ, обмен, ссора, критика). Пары создают мини-сюжет (для начала можно использовать сказочных героев). Проигрывая ситуацию за сказочных героев, участники пытаются достигнуть взаимодействия и понимания, вести переговоры. Особенно важна обратная связь: умение принять критику, сказать «нет», конструктивно вести диалог. Затем идет обсуждение, где особое внимание уделяется моделям конструктивного поведения.
Примечание: позже можно создавать более сложные ситуации. «Ситуация»
Материал: различные ситуации из реальной жизни.
Содержание. Руководитель группы предлагает для всех участников (они сидят на стульях за столом по кругу) ситуацию: «Сейчас я расскажу вам историю (по выбору), которая произошла в одной семье ...» Затем каждый из участников оценивает поведение ребенка и взрослого в ситуации. Важно, чтобы прозвучала не только оценка, но и аргументация оценки.
Примечание: ситуации построены на проблемах общения взрослых и детей.
«Приятный эпизод из жизни нашей семьи»
Материал:
лист бумаги из альбома, простой карандаш,
цветные фломастеры или карандаши,
ластик.
Содержание. Руководитель группы предлагает вспомнить приятный эпизод из жизни (сообща родители и ребенок) семьи, нарисовать всей группе (представлять рисунок должен ребенок).
«Комплимент»
Материал: стулья, свечи, музыка тихая, спокойная (по выбору).
Содержание. Родители и дети сидят на стульях по кругу. Каждый участник говорит соседу справа приятные слова о нем, следующий продолжает.
Психолого-педагогические
возможности игр. Диагностические
игры помогают определить барьеры во
взаимодействии взрослых и детей, выявляют
возможности общения в диадах, а также
особенности их речи и воображения, фантазии.
Коррекционные: игры обучают приемам межличностного
взаимодействия, обеспечивают психологическую
поддержку и диадах и группе; развивают
коммуникативные и эмпатические способности
участников диалога; умение управлять
собой и ситуацией во время контакта.
Занятия 5-6
Цель: коррекция взаимодействия с окружающими; познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми. «Игрушка»
Материал: стулья
Содержание. Родители и дети, сидят на стульях парами, напротив друг друга. Тренер предлагает подумать, какой игрушкой они хотели бы стать и почему. Участники отгадывают «образ-игрушку» друг друга и обмениваются впечатлениями.
«Угадай, кто это»
Материал: листки с надписью «самохарактеристика»; 2 ручки; большой лист бумаги и фломастер.
Содержание. Тренер предлагает каждому из участников (родитель и ребенок) составить подробную самохарактеристику (письменно), которая состоит не менее чем из 12 предложений, каждое из них начинается словом «я» и содержит характерные признаки каждого участника. Затем тренер забирает листки, смешивает. Достает любую самохарактеристику наугад, и члены группы пытаются узнать, чья это самохарактеристика. На первом этапе этой игры-упражнения проводится дискуссия с целью выявления коллективного мнения (взрослых и детей) о качествах личности, важных для общения. На втором этапе все вместе заполняют общий лист (фломастером): на нем обозначены качества, которые, по мнению членов группы, наиболее важны любому человеку в межличностном общении. Все оценивают проявление этих качеств у себя, используя шкалу от «О» до «6» баллов. Затем оценочными листками обмениваются пары «родители - дети», делятся впечатлениями.
«Волшебный базар»
Материал: листы белой бумаги, 10 маленьких карточек-визиток, фломастеры и булавки.
Содержание.
Руководитель группы говорит о сложностях,
которые возникают при
«Расскажи мне»
Материал: стулья.
Содержание. Родители и дети сидят на стульях попарно, напротив друг друга. Тренер предлагает детям рассказать о своих проблемах, неудачах, тревогах родителям. Задача родителей - уметь выслушать, в конце рассказа попытаться предложить свой выход из ситуации, свою помощь, а потом (через 5-10 минут) обменяться ролями. Затем все садятся по кругу и тренер задает вопросы: Трудно ли было слушать рассказ? Трудно ли удержаться от оценочных суждений? Трудно ли давать советы, утешать? Как чувствовал себя каждый участник после выступления, получив совет, утешение?
Психолого-педагогические
возможности игр. Диагностические:
выявляют умение оценивать себя адекватно;
умение рассказывать и слушать; выявляют
внутреннее эмоциональное состояние участников.
Коррекционные: игры позволяют устранить
замкнутость, сделать участников более
открытыми и раскованными; развивают коммуникативные
способности участников.
Занятия 7-8
Цель: формирование навыков совместной деятельности и конструктивного взаимодействия в диаде «родители - дети».
«Рукавички»
Материал: белые листы бумаги для аппликации, краски, кисти, сосуды для воды, карандаши, фломастеры, клей.
Содержание. Все участники сидят за столом, перед каждым - лист белой бумаги, краски, клей, фломастеры, карандаши (по выбору). Руководитель группы предлагает детям и родителям обрисовать свою руку (одному, а затем вместе разукрасить рукавички, на каждой из них написать пожелания друг другу.
«Свободное рисование»
Вариант 1.
Материал: бумага, краски, цветные карандаши, мелки. Содержание. Тренер обращается к группе: «Прислушайтесь вес к себе. Что вы сейчас чувствуете, ощущаете, какое у вас настроение? Перо несите все это на бумагу, не стараясь быть художниками. Рисуйте разно образные цветные линии и формы, говорящие, на ваш взгляд, о вашем внутреннем состоянии. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент».
Затем
рисунки выставляются, и члены
группы совместно делятся
Примечание: все устраиваются рисовать там, где им удобно (за сто лом, на полу, на подоконнике).
Вариант 2.
Материал: большой лист бумаги (обои или несколько листов ватмана, склеенных вместе).
Содержание. Руководитель группы предлагает всем вместе нарисовать общий рисунок на темы «Наша группа», «Настроение нашей группы», «Мы (родитель и ребенок) и наша группа». Если они сложные, то тема может быть выбрана группой.
Примечание: важно, чтобы получился целостный рисунок. «Живая картина»
Материал: в качестве реквизита могут быть использованы различные имеющиеся в данный момент предметы, растения.
Содержание. Тренер предлагает группе нарисовать картину без красок и карандашей. Всем необходимо вообразить сцену и приготовиться ( изобразить какой-либо предмет, животное (по желанию). Каждый следующий участник пристраивается к уже стоящим, дополняет композицию так, чтобы получилась законченная картина (именно картина, а не набор отдельных сюжетов). Запомнить необходимо свое место, позу, жесты и мимику. Придумать название своей картины.
Примечание: роль режиссера может выполнять тот, кого выберет группа.
«Ожившая картина» (продолжение игры «Живая картина»).
Содержание. После того, как картина в предыдущей игре «нарисована» и каждый запомнил место в ней, необходимо подумать, как она оживет. По сигналу персонажи должны двигаться, разговаривать. Все это участники группы делают согласованно и подчиняют свои действия единому замыслу. Действие длится 1-2 минуты. По сигналу участники замирают в новой позе, придумывают название картине. Затем следует рефлексия.