Детско-родительские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Психологические особенности семейного воспитания………….5
1.1. Воспитание ребенка в семье…………………………………………….5
1.2. Родительские стили воспитания и установки…………………………..11
1.3. Общение родителей и детей как детерминанта развития ребенка……22
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................25
2.1. Диагностика детско –родительских отношений в семье……………...25
2.2. Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе детско–родительских отношений……………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...48

Файлы: 1 файл

детско- родительские отношения.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

    -боязнь  физического наказания;

    -страх  остаться дома одному;

    -отсутствие  родительской ласки;

    -крики  родителей за проступки.

        Данные проявления наблюдались  в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из  них у 15 (50 %) – наблюдалось наличие  некоторых причин, вызывающих тревожность.  У 6 детей (20 %) были отмечены  все эти причины и лишь в  9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.

         По результатам данной методики  можно сделать вывод, что во  многих семьях дети испытывают  тревожность в отношениях с  родителями, между ними нет взаимопонимания.

        Для обследования родителей была  разработана анкета из 10 вопросов (Приложение).

        Цель: выявить уровень знаний  и представлений у родителей  о воспитании ребёнка шестилетнего  возраста.

        Методика проведения:

        Родителям было предложено ответить  на вопросы, которые позволили  нам выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30 родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение. 

        Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно  знаний о ребёнке, выделяют  ту или иную сторону в его  воспитании.

        У троих родителей (10 %) частичные,  отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.

        Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не  обладают достаточным уровнем  знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.

        Для выявления родительского  отношения к детям был предложен  тест-опросник родительского отношения  А.Я. Варга, В.В. Столина.

        Цель: изучить выявление родительского  отношения к детям.

        Методика проведения:

        Родителям были предложены бланки  с вопросами (61 вопрос). На каждый  вопрос предполагался либо положительный,  либо отрицательный ответ.

        Основанием для оценки служил  ключ к опроснику, который позволил  выявить уровень родительских  отношений.

        На наш взгляд, наиболее оптимальным  является такой уровень родительских  отношений, как кооперация –  это социально желаемый образ  родительского поведения. Родитель  высоко оценивает способности  своего ребёнка, испытывает чувство  гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

        К нейтральному уровню можно  отнести отношения по типу  “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка  младше по сравнению с реальным  возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

        К отрицательному уровню родительских  отношений мы отнесли такой  тип родительских отношений, как  отвержение и “авторитарная гиперсоциализация”.  Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

        Проанализировав ответы родителей,  мы получили следующую картину родительского отношения к детям:    Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %).    К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %). Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20 %).

    По  результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности  у детей.

      Сравнивая данные по этой методике  и результаты тестов, направленных  на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.

    Таким образом,  в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:

    • детские отношения к родителям;
    • знания родителей о воспитании ребенка;
    • родительские отношения к детям.

    Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

    Средний уровень - характеризуется недостаточным  объемом знаний и представлений  родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

    Низкий  уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду. 
 
 
 

     Результаты  обследований представлены в диаграмме  2.2. 

    Диаграмма 2.2

    Условные  обозначения:

                 - высокий уровень (9 детей

                 - средний уровень (15 детей)

               - низкий уровень  (6 детей)

       

    Результаты  проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в  развитии детско-родительских отношений  вызывают особое внимание, так как  в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

       На наш взгляд, причинами, повлекшими  за собой возрастание тревожности  у детей, является то, что:

    у родителей не сформировано полное представление  о воспитании ребенка;

    ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

    дети  растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

    в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

    Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на их коррекцию. 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Коррекционная программа по преодолению тревожности у детей в системе детско–родительских отношений 

    Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на их изменение.

    Цель  программы:

    создание  психолого-педагогических условий  для преодоления тревожности  у детей через коррекцию детско-родительских отношений.

       Задачи  программы:

    Формирование  знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка шестого года жизни.

Формирование  позитивных взаимоотношений между  родителями и детьми.

    Коррекция тревожности у детей в системе  детско-родительских отношений. 

    Содержание психолого- педагогической  работы 

       Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Игоря М. вообще отказалась от игры.

    Общее впечатление от занятия у родителей  и детей положительное.

      На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма «Шестилетка, каков ты?» вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами.

      Проведенное родительское собрание  помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих детей так же, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании.

       Дети также принимали активное  участие  в беседах. Все с  удовольствием рассказывали о  праздниках, которые они отмечают  семьей. Большинство детей любят “Новый год” и “День рождения”. Руслан М. сказал: “Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца”.

       На третьем этапе все родители  принимали активное участие в  дискуссии. Велось активное обсуждение  при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать своего ребенка.

       Для выявления детских страхов,  для развития умения говорить  о своих негативных переживаниях  открыто с детьми провели упражнение  “Расскажи свои страхи”. Сначала  дети не решались говорить, чего они боятся, но после рассказа ведущего о своих детских страхах дети включились в разговор и рассказали свои страхи. Только Руслан М. сказал: “Я не знаю, чего я боюсь!”. В рисовании своих страхов дети с удовольствием принимали участие.

       На совместном детско-родительском  занятии было изготовлено много  интересных поделок. Было видно,  что детям очень нравится совместная  работа с родителями. Очень красивую  птицу сделали Вадим К. вместе  со своим папой. После изготовления  поделок была организованна выставка.

       В играх также участвовали  все с удовольствием. Только  маме Игоря Р. показалось, что  упражнения, которые выполняет ее  сын, слишком сложные, и она  отказалась от них, что вызвало  негативную реакцию у ребенка.

       В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке.

    На  четвертом этапе родители делились впечатлениями о проведенных  занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения  с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.

       Папа Вадима К. сказал: “Мне  так понравились ваши занятия,  я открыл много нового для  себя, понял, в чём мы допускали  ошибки при воспитании своего  сына. Теперь у нас дома благоприятная  атмосфера и нашу семью можно назвать счастливой”.

       Дети с большой любовью делали  подарки в виде рисунков для  своих родителей. 

       В результате мы провели спортивный  праздник для детей и родителей,  который прошел в очень веселой  обстановке.

       Все закончилось чаепитием. Родители и дети делились своими положительными эмоциями. Мама Ани К. сказала: “Мы все стали одной большой дружной семьей”.  
 
 
 
 

Информация о работе Детско-родительские отношения