Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Психологические особенности семейного воспитания………….5
1.1. Воспитание ребенка в семье…………………………………………….5
1.2. Родительские стили воспитания и установки…………………………..11
1.3. Общение родителей и детей как детерминанта развития ребенка……22
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................25
2.1. Диагностика детско –родительских отношений в семье……………...25
2.2. Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе детско–родительских отношений……………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...48
-боязнь физического наказания;
-страх остаться дома одному;
-отсутствие родительской ласки;
-крики родителей за проступки.
Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у 15 (50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.
По результатам данной
Для обследования родителей
Цель: выявить уровень знаний
и представлений у родителей
о воспитании ребёнка
Методика проведения:
Родителям было предложено
Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.
У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.
Таким образом, мы
Для выявления родительского
отношения к детям был
Цель: изучить выявление
Методика проведения:
Родителям были предложены
Основанием для оценки служил
ключ к опроснику, который
На наш взгляд, наиболее оптимальным
является такой уровень
К нейтральному уровню можно
отнести отношения по типу
“симбиоз” и “маленький
К отрицательному уровню
Проанализировав ответы
По
результатам этой методики мы видим,
что большинство семей
Сравнивая данные по этой
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Средний
уровень - характеризуется недостаточным
объемом знаний и представлений
родителя о воспитании ребенка. Родители
нарушают взаимоотношения с детьми,
ребенок чувствует себя одиноким,
они не предоставляют ему
Низкий
уровень – характеризуется незнанием
родителей о воспитании детей. Ребенок
не удовлетворен своим семейным положением,
испытывает повышенную тревожность. Родители
воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным,
неудачливым, испытывают по отношению
к ребенку раздражительность и обиду.
Результаты
обследований представлены в диаграмме
2.2.
Диаграмма 2.2
Условные обозначения:
- высокий уровень (9 детей
- средний уровень (15 детей)
- низкий уровень (6 детей)
Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
На наш взгляд, причинами, повлекшими
за собой возрастание
у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
в
семье – неблагоприятная
Для
преодоления тревожности у
2.2.
Коррекционная программа
по преодолению тревожности
у детей в системе детско–родительских
отношений
Для
преодоления тревожности у
Цель программы:
создание
психолого-педагогических условий
для преодоления тревожности
у детей через коррекцию
Задачи программы:
Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка шестого года жизни.
Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.
Коррекция
тревожности у детей в системе
детско-родительских отношений.
Содержание
психолого- педагогической
работы
Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Игоря М. вообще отказалась от игры.
Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное.
На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма «Шестилетка, каков ты?» вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами.
Проведенное родительское
Дети также принимали активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей. Большинство детей любят “Новый год” и “День рождения”. Руслан М. сказал: “Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца”.
На третьем этапе все родители
принимали активное участие в
дискуссии. Велось активное
Для выявления детских страхов,
На совместном детско-
В играх также участвовали
все с удовольствием. Только
маме Игоря Р. показалось, что
упражнения, которые выполняет ее
сын, слишком сложные, и она
отказалась от них, что
В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке.
На четвертом этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.
Папа Вадима К. сказал: “Мне
так понравились ваши занятия,
я открыл много нового для
себя, понял, в чём мы допускали
ошибки при воспитании своего
сына. Теперь у нас дома
Дети с большой любовью делали подарки в виде рисунков для своих родителей.
В результате мы провели
Все закончилось чаепитием.