Детско-родительские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Психологические особенности семейного воспитания………….5
1.1. Воспитание ребенка в семье…………………………………………….5
1.2. Родительские стили воспитания и установки…………………………..11
1.3. Общение родителей и детей как детерминанта развития ребенка……22
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................25
2.1. Диагностика детско –родительских отношений в семье……………...25
2.2. Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе детско–родительских отношений……………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...48

Файлы: 1 файл

детско- родительские отношения.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

    Анализ  сочинений «Мой ребенок», написанных родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, дает множество примеров разнообразных приписываний и инвалидаций [34,с.128] .

    Конечно, негативные высказывания родителей  о своих детях, по крайней мере частично, могут иметь под собой реальную «почву» в поведении или чертах характера ребенка, однако, транслированные в его самосознание в виде «называния вещей своими именами» родительских «приговоров», эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает против него борьбу.

    Явные, вербальные, внушающие воздействия  иногда противоречат косвенным воздействиям. Например, родитель может утверждать, что ребенок ему дорог и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обратное. В таком случае возникает ситуация, названная «двойной связью», имеющая отрицательные следствия для формирования самосознания ребенка.

    Родители  и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же как впоследствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ», если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения.

    Таким образом,   можно отметить, что  для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

      Как известно, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

    Противоречие  между остротой демографических  проблем, связанных  с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, рост  случаев жестокого обращения  с детьми и неразработанность программ социальной и психологической помощи  семье сформировали наш научно- исследовательский подход. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

    ПО  ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ  ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 

    2.1. Диагностика детско  – родительских  отношений в семье 

    Цель  исследования: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье

        Задачи  исследования:

      1. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.

      2. Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

      3. Выяснить родительское отношение к ребёнку.

         Методику  исследования составили  две группы методов. Первая  группа методов направлена на  изучение положения ребёнка в семье.

      При работе с детьми мы использовали следующие методы: рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс и С. Коуфман); методика “Неоконченные предложения”, анкетирование, тест  “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин).

      Исследование проводилось на базе УО «Государственный ясли- сад № 2 г. Витебска».

    Нами  было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

        Свою работу мы начали с  обследования детей. Для этого  использовали тест Р. Бернса  и С. Коуфмана “Кинетический рисунок семьи”.

        Цель: -  исследование межличностных  отношений в семье (глазами  ребёнка);

     -выявление отношений в семье,  вызывающих тревогу у ребёнка.

        Методика проведения:

        Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты.  Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

        Содержательными характеристиками  рисунка являются: изображение деятельности  членов семьи, их взаимное расположение  по отношению друг к другу  и к ребёнку, присутствие или  отсутствие членов семьи и  самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

        Анализ результатов рисунков  осуществлялся по следующим показателям:

      1.Наличие беспокойства у детей  об отношении к ним взрослых.

      2.Эмоциональное напряжение и  дистанция.

      3.Дискомфорт.

      4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

        На основании этих показателей  выявили уровни влияния семейных  отношений  на ребёнка.

        К высокому уровню детско-родительских  отношений относим рисунки, где  ребёнку комфортно в семье,  на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей;  изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

        Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

        Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

        Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

        Анализ рисунков показал, что  из 30 семей к высокому уровню  детско-родительских отношений можно  отнести только 9 семей (30 %).

        В качестве примера разберём  несколько рисунков. Настя С.  помещает себя в центр в  окружении папы и мамы. Изображает  себя и родителей весёлыми, счастливыми,  все линии чётко прорисовывает,  на рисунке много цветов. Всё  это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

        На рисунке Гали К. изображена  вся семья за ужином. На лицах  взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в  позах взрослых и ребёнка прослеживается  спокойствие. По рисунку видно,  что девочке в этой семье комфортно и уютно.

        К среднему уровню детско-родительских  отношений можно отнести 15 семей  (50 %).  В качестве примера рассмотрим  рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал  всю семью, все члены семьи  улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

        К низкому уровню детско-родительских  отношений мы отнесли 6 семей     (20 %). Рассмотрим в качестве примера   рисунок  Игоря Р. Мальчик  изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке  отсутствует.  Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

        После того, как дети нарисовали  семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили  нам выявить причины, вызывающие  у детей тревожность в системе детско-родительских отношений: физическое наказание; отсутствие общения с родителями; неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей); общение с ребёнком на повышенных тонах.

        Результаты теста представлены  в диаграмме 2.1.

      
 
 
 
 
 
 
 
 

    Диаграмма 2.1. 

    Условные  обозначения:

                 - высокий уровень детско-родительских  отношений (9 детей)

                 - средний уровень детско-родительских  отношений (15 детей)

                 - низкий уровень  детско-родительских  отношений ( 6 детей)

     

      По результатам этого теста  мы можем судить, что далеко  не во всех семьях царит  атмосфера положительных детско-родительских  отношений. В основном они носят  переменный характер.

        Итак, нами было выявлено 6 детей,  которые не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.

        В результате предшествующей  диагностики мы предположили, что  этих детей не устраивают взаимоотношения  с родителями.

       Методика “Неоконченные предложения”.

        Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.

        Методика проведения:

        Детям предлагается закончить  ряд предложений без предварительного  обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову (Приложение).

            Результаты этого обследования  помогли нам выявить отношения  детей к родителям. Позитивные  отношения наблюдаются у 9 детей  (30 %).

        Так, Света В. ответила: “Мой папа очень весёлый”, “Моя мама и я любим стряпать”; Серёжа А.: “Моя мама добрая”, “Мой папа и я играем в конструктор”; Стас В.: “Моя мама целует меня”.

        Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).

       Так, Вадим К. ответил: “Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь Р.:

       “Моя мама ругается”; Артём  А.: “Я чувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает”.

        В 50 % случаях дети иногда испытывают  эмоциональный дискомфорт в семье.  Так, Аня С. пояснила: “Мой папа  и я никогда не играем”,  “Мы с мамой любим гулять”.

        Хорошие взаимоотношения сложились  в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис  П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа  Б.

        Так, Денис П. сказал: “Когда  уходят из дома мама и папа, я скучаю”; Катя П.: “Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят”.

        В 21 семье (70 %) детей не устраивают  отношения с обоими родителями  или с одним из них. Руслан  М.: “Когда я шумно играю, папа  кричит на меня”; Аня К.: “Меня  мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком”; Игорь Р.: “Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один”.

        По результатам нашего исследования  нами были выявлены причины,  вызывающие тревожность у ребёнка:

Информация о работе Детско-родительские отношения