Детско-родительские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Психологические особенности семейного воспитания………….5
1.1. Воспитание ребенка в семье…………………………………………….5
1.2. Родительские стили воспитания и установки…………………………..11
1.3. Общение родителей и детей как детерминанта развития ребенка……22
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................25
2.1. Диагностика детско –родительских отношений в семье……………...25
2.2. Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе детско–родительских отношений……………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...48

Файлы: 1 файл

детско- родительские отношения.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

    Примечание: 1) использовать также содержание предыдущего  примечания; 2) важно в рефлексии затронуть взаимосвязь образа, изображаемого участником, с чувством, которое он при этом испытывал.

    «Красивый букет»

    Материал: лист тонированной бумаги, аппликативные формы: цветы, ваза, корзина, клумба.

    Содержание. Родители и дети сидят за круглым  столом. У каждой пары (родитель-ребенок) имеется необходимый для работы материал (см. материал). Руководитель группы предлагает составить большой букет и поставить его в «вазу» или «корзину». Может быть вариант: «высадить» цветы на «клумбе».

    «Необитаемый  остров»

    Материал: большой лист картона, краски, кисточки, пластилин, мелки.

    Содержание. Руководитель группы раскладывает картон в центре комнаты, раздает краски, кисточки, пластилин, мелки. Он обращается к группе: «Представьте себе, что  в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни в родном крае. Ваша задача - создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вы можете:

    • освоить остров, организовать на нем  хозяйство;

    • наладить на нем социальную жизнь;

    • установить правила и нормы совместной жизни».

    После выполнения задания все участники  садятся вокруг «острова». Предлагается каждому высказать собственное  впечатление о происходящем; проанализировать свои чувства во время организации жизни на «острове»; затем попарно (ребенок-родитель) участники рассказывают о восприятии поведения друг друга; что получилось и не получилось и почему.

    Предлагается  одному из участников сделать вывод  о том, смогла ли вся группа мирно  жить на «острове». Затем идет обсуждение, какие качества помогают человеку избегать конфликтов и способствуют мирному урегулированию вопросов в совместной деятельности. Примечание: эта игра может длиться до 1,5 часа. Психолого-педагогические  возможности   игр.  Диагностические: выявление способов контакта участников группы с людьми в совместной деятельности; изучение навыков восприятия, понимания себя и других людей в ситуации группового общения. Коррекционные: приобретение опыта совместной деятельности в диаде «родитель-ребенок» и в группе; выработка умений у родителей и детей справляться с проблемами совместно, разрешать конфликты.

    Занятия 9-10

    Цель: создание атмосферы праздника и  эмоционально благоприятного климата общения. «Подарки»

    Содержание. Дети и взрослые делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Взрослые образуют большой круг, а дети - миленький,  расположенный  внутри большого.  По  сигналу руководитель группы «пошел» родители в большом кругу идут по ходу часовой стрелки дети в маленьком кругу - в противоположном направлении. Сигнал «стон означает конец движения, он должен быть тогда, когда каждый ребенок стоит напротив своего родителя. Оказавшись, напротив друг друга, они образуют пары. Руководитель группы предлагает придумать подарок, который хочется получить каждому, а затем, нарисовав его в воображении преподнести партнеру. Каждый из партнеров должен угадать подарок.

    Примечание: целесообразно использовать мажорную музыку.

    «Пары наоборот»

    Материал: мягкие веревочки.

    Содержание. Группа разбивается на пары «родитель-ребенок». Предлагается поочередно двум-трем парам станцевать любой танец: вальс, «барыню», танго, чарльстон и др. При этом пары поворачиваются друг к другу спиной, их связывают мягкой веревкой (ноги и руки свободные).

    Примечание: обязательно необходима соответствующая музыка.

    «Оркестр»

    Материал: банки, расчески, ложки, кастрюли и прочее.

    Содержание. Тренер предлагает группе создать оркестр. Он сам выступает в качестве дирижера. Инструменты - предметы, которые могут стучать, звенеть, трещать. Участники усаживаются, изображая, оркестр. Звучит веселая мелодия, и группа пытается подобрать ритм музыки, изобразить его с помощью своих «музыкальных инструментов».

    Примечание: в качестве звукового фона звучит веселая, мажорная мелодия.

    «Ха-ха-ха»

    Содержание. Все садятся в круг. Первый участник начинает игру со слова «ха!». Второй за ним говорит «ха-ха!» (добавляя свое «ха»). Третий участник произносит «ха» три раза и т.д. Тот, кто сбился или рассмеялся, выходит из игры. Победителем остается самый стойкий участник.

    «Буги-вуги»

    Материал: магнитофон, аудиокассеты.

    Содержание. Группа располагается по кругу, тренер стоит в середине, показывает движение танца, Проговаривая слова:

    Руку  правую вперед,

    А потом ее назад,

    А потом опять вперед

    И немножко потрясем.

    Мы  танцуем «Буги-вуги»,                     

    Поворачиваясь в круге,

    И в ладоши хлопаем

    Вот так: раз-два.

    «Сердце»

    Материал: приготовить шаблоны сердечка из картона или бумаги.

    Содержание. Родители и дети разделяются на две  группы и, получив шаблоны-сердечки, разукрашивают их, пишут на них друг для друга пожелания, а затем обмениваются ими.

    «Чудо-дерево»

    Материал: большой лист бумаги (склеенные листы  ватмана или обои); клей, фломастеры, листья-лепестки (шаблоны); аудиокассета с записью стихотворения, магнитофон.

    Содержание. Ребята и родители сидят за круглым  столом. На нем лежат фломастеры, шаблоны лепестков-листьев, клей. Посредине  стола лежит нарисованное на большом  листе бумаги «чудо-дерево», оно  без листьев. Звучит на фоне музыки стихотворение:   

      Люблю я маму, папу и братика с сестричкой;      

    И я ее не дергаю за тонкие косички.

    И с братом я не ссорюсь уже почти  два дня, я дядю с бабушкой люблю, и любят все меня.

    И дедушка и бабушка, сестра, и брат, и я, и папа с мамой-ладушкой мы   дружная семья.

    Затем тренер предлагает ребятам и родителям  раскрасить лепестки в тот цвет, который им нравится, написать на листках  пожелания друг другу, родителям  и прикрепить их на «чудо-дереве».

    Примечание: на последнем занятии могут быть исполнены любимые песни каждой семьи (пары), предложены песни, объединяющие группу (по выбору группы или руководителя группы).

    Особое  место на занятиях занимает рефлексия. Она проводится как на каждом занятии, так и на последнем, заключительном. Варианты ее различны. Рефлексивный анализ всегда идет по кругу. Например, вариант «Откровенно говоря...». Каждый участник начинает свое выступление одной и той же фразой: «Мне понравилась...», «Я научилась...», «Мне было приятно...», «Мне хотелось, чтобы в следующий раз...» и т.д.

    В работе с детьми в качестве рефлексии может быть использован тест «Кинетический рисунок семьи» и другие проективные методики.

    При проведении программы следует отметить, что и родители, и дети откликались  на    предложенные задания, всегда выполняли домашние задания.

    Особой  популярностью пользовались телесно- ориентированные техники. 

      Некоторые  родители, в начале  испытывали дискомфорт, однако к  середине цикла занятий это  состояние прошло.

    Итак, можно  отметить, что    главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической  психологии. К. Роджерс назвал его «Личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

      Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно.

      Таким образом, коррекционные занятия позволили установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми,  способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

    На  наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так  как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга. 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Изучение  детско- родительских отношений  в  системе  родитель- ребенок детей дошкольного возраста является противоречивой проблемой.

    На  основании теоретико- практического  изучения  детско- родительских отношений  в системе  родитель- ребенок  детей дошкольного возраста можно  сделать выводы:

    1.  Ближайшим окружением ребенка является семья. Ни с чем не сравнимо ее влияние на развитие ребенка. Особое значение семьи, семейной микросреды для формирования развивающейся личности связано прежде всего с такими ее функциями, как эмоциональная, воспитательная, духовного общения. Ведь именно семья, прежде всего, призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. В процессе выполнения воспитательной функции родители удовлетворяют свою потребность в материнстве (отцовстве), реализуют себя в детях. Вместе с тем в ходе взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Ребенок идентифицирует себя с конкретными членами семьи, подражает им.

    К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом развитии ребенка, ведет к депривации в семье. Вот почему педагогу, психологу важно изучить семьи своих воспитанников. Это поможет глубже понять ребенка, причины и мотивы его поведения, выбрать наиболее оптимальные коррекционные формы и методы воздействия.

    2. Причины, ведущие к нарушению отмеченных выше семейных функций, к депривации, могут быть самые разные. Затруднения в реализации семейных функций могут быть связаны не только с внешними причинами, но и с внутренними, психологическими, которые, как правило, глубже и сложнее. В числе таковых - эмоциональная незрелость и отклонения в характере родителей, близких родственников (например, неуравновешенность матери, отсутствие достаточной теплоты  и нежности к ребенку, непонимание его потребностей, невротические, умственные и психические расстройства родителей и др.).

    К семейной депривации нередко приводит и отсутствие эмоциональной сплоченности супругов, интимности совместной жизни семьи. Имеет значение, с радостью встречают появление ребенка и семье, или же он является нежеланным.

    3.  Изучение семьи воспитанников важно еще и потому, что она косвенным путем оказывает влияние и на положение ребенка в "детском обществе". Выявлено, в частности, что у детей, занимающих благоприятное положение в системе межличностных отношений и детской группе, в семьях преобладает демократический стиль руководства; в семьях же малопопулярных, "изолированных", чаще доминирует авторитарный и колеблющийся стиль. Отмечена и такая особенность: родители "популярных" дошкольников охотнее и с большим удовлетворением общаются со своими детьми, проявляют заинтересованность в их деятельности, помогают преодолеть негативные эмоциональные состояния (страх, гнев, ревность и др.) отмечают их достоинства чаще, нежели родители неавторитетных среди сверстников дошкольников.

    4. Оптимизацию межличностных отношений детей со сверстниками трудно осуществить без знания их семейной микросреды. Для изучения ее широко используются наблюдение, проективные методики, опросы, анализ детского рисунка.

    Ценную  информацию о семейной микросреде можно получить с помощью рисовальных проб "Моя семья", "Кинетический рисунок семьи" (КРС). Используя их, не будем забывать, что детский рисунок - продукт творческой деятельности, в нем ребенок отражает не только свое восприятие, представление о семье, настоящее и прошлое, но и будущее. Рисование позволяет ему переосмыслить семейные отношения, решить ряд важных для него семейных проблем. И этим следует воспользоваться - педагог (психолог) может помочь ребенку понять свою ситуацию, вместе с ним поискать пути, средства решения волнующих ребенка проблем, связанных с оптимизацией его семейной микросреды.

Информация о работе Детско-родительские отношения