Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Психологические особенности семейного воспитания………….5
1.1. Воспитание ребенка в семье…………………………………………….5
1.2. Родительские стили воспитания и установки…………………………..11
1.3. Общение родителей и детей как детерминанта развития ребенка……22
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................25
2.1. Диагностика детско –родительских отношений в семье……………...25
2.2. Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе детско–родительских отношений……………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...48
5. Основным принципом психолого- педагогической работы с семьями является активность родителей, которые на занятиях обсуждают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно обдумывают и в ходе обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.
Изменение особенностей семейного воспитания в родительских группах предполагает реконструкцию эмоциональных аспектов семейного взаимодействия, повышает уверенность родителей в своих родительских ролях и воспитательных возможностях, повышает взаимопонимание между супругами.
6.
Подтверждена гипотеза, выдвинутая
в начале исследования: особенности
эмоционального состояния
Таким
образом, мы решили задачи, выдвинутые
в начале исследования: мы изучили
особенности родительства на современном
этапе, выделили стили семейного
воспитания, исследовали личностные
особенности детей в связи с
семейной микросредой, разработали программу
коррекции детско- родительских отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика «Неоконченные предложения»
Цель:
Получить дополнительные сведения об
отношении родителей к детям и детей к
родителям, выявить причины, вызывающие
тревожность у детей.
1. Моя мама...
2. Мой папа...
3. Я люблю, когда мама...
4. Я не люблю, когда мама...
5. Я люблю, когда папа...
6. Я не люблю, когда папа...
7. Я боюсь, когда мама...
8. Я боюсь, когда папа...
9. Мы вместе с мамой...
10.
Мы вместе с папой...
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
УРОВНЯ
ЗНАНИЙ О РЕБЁНКЕ
1.Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
2.Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?
3.Замыкается
ли Ваш ребёнок после
4.Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?
5.Является
ли Ваш ребёнок “кумиром семьи”
6.Что
в Вашем ребёнка вас
7.Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные “Почему”?
8.Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
9.Даёте
ли вы ребёнку возможность
высказаться, даже если
10.Решаете
ли вы с ним его проблемы?
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
(А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)
Инструкция: “Внимательно прочитайте
утверждения, против каждого
1.Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2.Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
3.Я уважаю своего ребёнка.
4.Мне
кажется, что поведение моего
ребёнка значительно
5.Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6.Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
7.Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
8.Мой ребёнок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
12.Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
14.Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
15.Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
16.Мой
ребёнок ведёт себя плохо
17.Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как “губка”.
18.Моего
ребёнка трудно научить
19.Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я
люблю, когда друзья моего
21.Я
принимаю участие в своём
22.К моему ребёнку “липнет” всё дурное.
23.Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
25.Я жалею своего ребёнка.
26.Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время.
28.Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я
часто ловлю себя на
30.Я
мечтаю о том, чтобы мой
31.Родители
должны приспосабливаться к
32.Я
стараюсь выполнять все
33.При
принятии семейных решений
34.Я
очень интересуюсь жизнью
35.В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребёнком.
38.Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
39.Основная
причина капризов моего
40.Невозможно
нормально отдохнуть, если
41.Самое
главное, чтобы у ребёнка было
спокойное и беззаботное
42.Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43.Я
разделяю увлечения своего
44.Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
45.Я
понимаю огорчения своего
46.Мой ребёнок часто раздражает меня.
47.Воспитание
ребёнка – сплошная
48.Строгая
дисциплина в детстве
49.Я не доверяю своему ребёнку.
50.За
строгое воспитание дети
51.иногда
мне кажется, что ненавижу
52.В
моём ребёнке больше
53.Я разделяю интересы своего ребёнка.
54.Мой
ребёнок не в состоянии что-
55.Мой
ребёнок вырастет
56.Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
58.Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
59.Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
60.Я
невысокого мнения о
61.Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Высокий тестовый балл
-отвержение;
-социальная желательность;
-симбиоз;
-гиперсоциализация;
-инфантилизация (инвалидизация).
КЛЮЧИ
К ОПРОСНИКУ ВАРГИ-
СТОЛИНА
I. Принятие—отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
II. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. Ш. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
IV. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
V.
«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54,
61.
ПОРЯДОК
ПОДСЧЕТА ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ