Детско-родительские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Психологические особенности семейного воспитания………….5
1.1. Воспитание ребенка в семье…………………………………………….5
1.2. Родительские стили воспитания и установки…………………………..11
1.3. Общение родителей и детей как детерминанта развития ребенка……22
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................25
2.1. Диагностика детско –родительских отношений в семье……………...25
2.2. Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе детско–родительских отношений……………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...48

Файлы: 1 файл

детско- родительские отношения.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

    5. Основным принципом психолого- педагогической работы с семьями является активность родителей, которые на занятиях обсуждают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно обдумывают и в ходе обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

    Изменение особенностей семейного воспитания в родительских группах предполагает реконструкцию эмоциональных аспектов семейного взаимодействия, повышает уверенность родителей в своих родительских ролях и воспитательных возможностях, повышает взаимопонимание между супругами.

    6. Подтверждена гипотеза, выдвинутая  в начале исследования: особенности  эмоционального состояния детей  дошкольного возраста  обусловлены уровнем родительского  отношения.

    Таким образом,  мы решили задачи, выдвинутые в начале исследования: мы изучили  особенности родительства на современном  этапе, выделили стили семейного  воспитания, исследовали  личностные особенности детей в связи с    семейной микросредой, разработали программу коррекции детско- родительских отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Бене, Е. Детский тест Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.
    2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 2000. – 400с.
    3. Бруменская, Г. В., Карабанова, О. А., Лидерс, А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: Педагогика, 2000. – 300с.
    4. Варга, А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. №4.
    5. Гипенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240с.
    6. Гозман, Л.Я., Шлягина, Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187.
    7. Голод, С.И. Стабильность семьи. – СПб.: Наука, 2000. – 136с.
    8. Гордон, Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 2001. 150с.
    9. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1998. – 40с.
    10. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб.: Нева, 2001. – 224с.
    11. Джайнотт, Х. Родители и дети // Знание. – 1996. - №4. – С. 17 – 29.
    12. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: Нева, 2005. –336с.
    13. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей подростков. М.: Педагогика, 2001.-190с.
    14. Клинические и организационные основы реабилитации психических больных/ Под ред. М.М.Кабанова, К. Вайзе - .М.: Проспект, 2001.-300с.
    15. Козловская, Г. В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста в условиях шизофреногенной семьи //Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. – М.: Проспект,2005.  - 214с.
    16. Костицкий, В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8. – С. 32.
    17. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь. – М.: Знание,2002. – 190 с.
    18. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Нева, 2000. – 150с.
    19. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М.: Академия, 2001. – 240с.
    20. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.
    21. Навайтес, Г. Семья в психологической консультации. – М.: Академия, 2000. – 224с.
    22. Овчарова , Р.В. Практическая психология для родителей. – М.: БЕК, 2005. – 360 с.
    23. Папп, П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М.: Независимая фирма «Класс», 2008.  – 288с.
    24. Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М.: БЕК, 2003. – 380с.
    25. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Педагогика, 200. –200с.
    26. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание. 2001. – 400с.
    27. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: БЕК, 2000. – 380с.
    28. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998. -672с.
    29. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. – М.: БЕК, 1999. – 160с.
    30. Психология. Учебник. – М.: Проспект, 12006. – 584с.
    31. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.
    32. Сатир, В. Как строить себя и свою семью. – М.: БЕК, 2005. – 300с.
    33. Сатир, В. Психотерапия семьи. – СПб.: Нева, 2000. – 283с.
    34. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 200. – 208с.
    35. Сидаренко, Е. А. Опыт реориентационного тренинга. – СПб.: Нева, 2005. – 205с.
    36. Столин, В.В. Самосознание личности. М.: Проспект,2000.-200с.
    37. Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2006. – 480с.
    38. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160с.
    39. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб.: Нева, 2006. – 365с.
    40. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М.: Педагогика, 2004. – 96с.
    41. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. –656с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  

    Методика  «Неоконченные предложения»

    Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей. 

    1. Моя мама...

    2. Мой папа...

    3. Я люблю, когда мама...

    4. Я не люблю, когда мама...

    5. Я люблю, когда папа...

    6. Я не люблю, когда папа...

    7. Я боюсь, когда мама...

    8. Я боюсь, когда папа...

    9. Мы вместе с мамой...

    10. Мы вместе с папой... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ

    УРОВНЯ  ЗНАНИЙ  О  РЕБЁНКЕ 

    1.Каков  Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный  и т.д.)

    2.Насколько  самостоятелен Ваш ребёнок?

    3.Замыкается  ли Ваш ребёнок после замечаний?

    4.Насколько  контактен с окружающими ваш  ребёнок?

    5.Является  ли Ваш ребёнок “кумиром семьи”?

    6.Что  в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

    7.Как  ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные “Почему”?

    8.Наказываете  ли Вы ребёнка, и как ребёнок  реагирует на это?

    9.Даёте  ли вы ребёнку возможность  высказаться, даже если рассуждения  кажутся Вам глупыми?

    10.Решаете  ли вы с ним его проблемы? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

    (А.Я.  ВАРГА, В.В. СТОЛИН)

     

          Инструкция: “Внимательно прочитайте  утверждения, против каждого поставьте  ответ “верно”, если оно совпадает  с вашим отношение к своему  ребёнку, или “не верно”, если  не совпадает.

    1.Я  всегда сочувствую своему ребёнку.

    2.Я  считаю своим долгом знать  всё, что думает мой ребёнок.

    3.Я  уважаю своего ребёнка.

    4.Мне  кажется, что поведение моего  ребёнка значительно отклоняется  от нормы.

    5.Нужно  подольше держать ребёнка в  стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

    6.Я  испытываю  к ребёнку чувство  расположения.

    7.Хорошие  родители ограждают ребёнка от  трудностей жизни.

    8.Мой  ребёнок часто неприятен мне.

    9.Я  всегда стараюсь помочь моему  ребёнку.

    10.Бывают  случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.

    11.Я  испытываю досаду по отношению  к своему ребёнку.

    12.Мой  ребёнок ничего не добьётся  в жизни.

    13.Мне  кажется, что дети потешаются  над моим ребёнком.

    14.Мой  ребёнок часто совершает такие  поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

    15.Для  своего возраста мой ребёнок  немножко незрелый.

    16.Мой  ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

    17.Мой  ребёнок впитывает в себя всё  дурное, как “губка”.

    18.Моего  ребёнка трудно научить хорошим  манерам при всём старании.

    19.Ребёнка  следует держать в строгих  рамках, тогда из него вырастет  порядочный человек.

    20.Я  люблю, когда друзья моего ребёнка  приходят к нам в дом.

    21.Я  принимаю участие в своём ребёнке.

    22.К  моему ребёнку “липнет” всё  дурное.

    23.Мой  ребёнок не добьётся ничего в жизни.

    24.Когда  в компании знакомых говорят  о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой  умный и способный, как бы  мне хотелось.

    25.Я  жалею своего ребёнка.

    26.Когда  я сравниваю своего ребёнка  со сверстниками, они кажутся  мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

    27.Я  с удовольствием провожу с  ребёнком всё свободное время.

    28.Я  часто жалею о том, что мой  ребёнок растёт и взрослеет,  и с нежностью вспоминаю его  маленьким.

    29.Я  часто ловлю себя на враждебном  отношении к ребёнку.

    30.Я  мечтаю о том, чтобы мой ребёнок  достиг всего того, что мне  не удалось в жизни.

    31.Родители  должны приспосабливаться к ребёнку,  а не только требовать этого  от него.

    32.Я  стараюсь выполнять все просьбы  моего ребёнка.

    33.При  принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

    34.Я  очень интересуюсь жизнью моего  ребёнка.

    35.В  конфликте с ребёнком я часто  могу признать, что он по-своему  прав.

    36.Дети  рано узнают, что родители могут  ошибаться.

    37.Я  всегда считаюсь с ребёнком.

    38.Я  испытываю к ребёнку дружеские чувства.

    39.Основная  причина капризов моего ребёнка  – эгоизм, упрямство и лень.

    40.Невозможно  нормально отдохнуть, если проводить  отпуск с ребёнком.

    41.Самое  главное, чтобы у ребёнка было  спокойное и беззаботное детство.

    42.Иногда  мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

    43.Я  разделяю увлечения своего ребёнка.

    44.Мой  ребёнок может вывести из себя  кого угодно.

    45.Я  понимаю огорчения своего ребёнка.

    46.Мой  ребёнок часто раздражает меня.

    47.Воспитание  ребёнка – сплошная нервотрёпка.

    48.Строгая  дисциплина в детстве развивает  сильный характер.

    49.Я  не доверяю своему ребёнку.

    50.За  строгое воспитание дети благодарят  потом.

    51.иногда  мне кажется, что ненавижу своего  ребёнка.

    52.В  моём ребёнке больше недостатков,  чем достоинств.

    53.Я разделяю интересы своего ребёнка.

    54.Мой  ребёнок не в состоянии что-либо  сделать самостоятельно, а если  и сделает, то обязательно не  так.

    55.Мой  ребёнок вырастет неприспособленным  к жизни.

    56.Мой  ребёнок нравится мне таким,  какой он есть.

    57.Я  тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

    58.Нередко  я восхищаюсь своим ребёнком.

    59.Ребёнок  не должен иметь секретов от  родителей.

    60.Я  невысокого мнения о способностях  моего ребёнка и не скрываю  этого от него.

    61.Очень  желательно, чтобы ребёнок дружил  с теми детьми, которые нравятся его родителям.

          Высокий тестовый балл интерпретируется  как:

      -отвержение;

      -социальная желательность;

      -симбиоз;

      -гиперсоциализация;

      -инфантилизация (инвалидизация). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КЛЮЧИ К ОПРОСНИКУ  ВАРГИ- СТОЛИНА 

    I. Принятие—отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

    II.  Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. Ш. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

    IV. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

    V. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. 

    ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ 

Информация о работе Детско-родительские отношения