Современная семья и ее проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование. Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В некотором отношении каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.
Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин.

Файлы: 1 файл

современная семья и ее проблемы.docx

— 175.82 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ»

 

    Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование. Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В некотором отношении каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.

       Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин.

      В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня, даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, это происходит потому, что семейные связи становятся менее прочными, сосредотачиваются в рамках семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности. Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга. Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.

       Проблема семьи занимает центральное место в ее изучении. Родители должны уметь максимально прилагать усилия для того, чтобы сформировать у своих детей стремление быть коллективистами, патриотами, гражданами своей Родины. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив - семья. Первая причина особой роли семьи заключается в воспитании устойчивости, постоянства, долговременного семейного влияния. Вторая – ее разносторонность. Семья - настоящий университет человеческих отношений. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.  Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую социальную группу. Целью данной работы является изучение семьи как объекта исследования с определением на теоретическом уровне ее основных проблем. Для этого необходимо: рассмотреть основные понятия семьи и изучить особо значимые проблемы современного брака.

 

 Семья как социальный институт

 

       Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, а также реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей. На всех этапах общественного развития семья обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

       С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак – это официально оформленные супружеские отношения; это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи, а также составляет первооснову семьи.

        Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

        Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются:                                       1) вступление в брак – образование семьи;                                                                                                     2) начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание  деторождения – рождение последнего  ребенка;

4) «пустое  гнездо» – вступление в брак  и выделение из семьи последнего  ребенка;

5) прекращение  существования семьи – смерть  одного из супругов.

       На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

 

 Функции семьи

      У семьи несколько  социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.

      Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше, чем родителей. К сожалению, в настоящее время население России ежегодно сокращается примерно на 750 тыс. человек.

       Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей всего один ребенок. Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения. По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50%семей имело троих детей.

 

 

                    Динамика рождаемости и смертности

 

         Суммарный коэффициент рождаемости в России в период с 1950 по 2009 год

 

 

         Общественная ценность семьи состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей (воспитательная функция). Воспитание детей в семье – большой ежедневный труд, и физический (например, уход за малышами), и умственный (например, духовное развитие детей). Благодаря семье, ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: помощь по дому, определенные правила поведения, забота о родителях.

       Важнейшее средство воспитания ребенка – личный пример родителей. Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребенка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Жизнь каждой семьи определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.

        К другим функциям семьи относятся:

1) хозяйственно - бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

2) экономическая  – получение материальных средств  одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних  и нетрудоспособных членов общества;

3) сфера  первичного социального контроля  – моральная регламентация поведения  членов семьи в различных сферах  жизнедеятельности, а также регламентация  ответственности и обязательств  в отношениях между супругами,  родителями и детьми, представителями  старшего и среднего поколений;

4) духовного  общения – развитие личностей  членов семьи, духовное взаимообогащение;

5) социально - статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

6) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

7) эмоциональная  – получение психологической  защиты, эмоциональной поддержки,  эмоциональная стабилизация индивидов  и их психологическая терапия.

        В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так для молодой семьи в числе приоритетных – репродуктивная функция, для пожилой – функция духовного общения.

       Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости, в первую очередь, на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дедушка, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи.

       В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличению уровня смертности.

        Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Каждая семья – это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, определенных ценностях, чувствах и эмоциях.

 

 Семья как малая группа.

 

       Семья в современном обществе является особой малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

       Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство – любовь (сначала супружеская, затем родительская). Основанные на эмоциональной близости семейные отношения способствуют заботе о самых незащищенных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем самых слабых – детей и стариков.

      Во-вторых, в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.

      В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т.е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Добрые семейные традиции – источник стабильности и гуманности общества.

      Выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений:

- попустительский;

- авторитарный;

- демократический.

       Попустительский стиль отношений обычно проявляется в семье как отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений. В такой семье царят отстраненность, отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого. Такая семья лишь формально считается чем-то целым, на деле же в ней все мертво и безжизненно.

      Два других стиля представляют собой два полюса: на одном– бесцеремонный диктат, жестокость, жестокость, агрессивность по отношению друг к другу; на противоположном полюсе – подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств.

 

Молодая семья

       Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Уровень нравственного сознания молодых людей – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в понимании молодыми людьми значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в уважении к будущему мужу (жене).

      Основным мотивом для создания семьи является любовь. Но помимо этого должны присутствовать и готовность к самостоятельности, чувство ответственности, готовность к рождению и воспитанию детей.

      Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, процессом приобретения жизненного опыта. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Информация о работе Современная семья и ее проблемы