Проблемы современной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть существующие проблемы современной семьи и необходимость их решения
Задачами являются:
-рассмотреть понятие семьи как социальный институт;
-выявить проблемы современной семьи;
-проанализировать практическое применение технологии социальной работы с семьями;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ………………………………………….7
1.1.Семья как социальный институт……………………………………………..7
1.2. Социальные проблемы современной семьи……………………………….11
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ…………………………………………………16
2.1. Основные направления социальной работы с многодетной семьей…….16
2.2. Особенности решения проблемы неполной семьи………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая работа по теории соц работы.docx

— 64.05 Кб (Скачать)

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ  СЕМЬИ………………………………………….7

1.1.Семья как социальный  институт……………………………………………..7

1.2. Социальные проблемы  современной семьи……………………………….11

ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ…………………………………………………16

2.1. Основные направления социальной работы с многодетной семьей…….16

2.2. Особенности решения проблемы неполной семьи………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента  его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются  первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов.

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

Так, многодетная семья в современных условиях не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный работник.

Общественно-политические и  социально-экономические кризисные  явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших  большинство семей. В наиболее сложном  положении оказались многодетные  семьи. Многодетность на большинстве  территорий Российской Федерации фиксируется  при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации - пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей.

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена  значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных  отношений условия жизни. Это  дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи  и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет  большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной  духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

В настоящее время растет число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

По данным Росстат 30% детей  в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек. Рождение вне брака понижает шансы  ребенка на полную семью в будущем.

Степень научной  разработанности: Проблемы современной семьи достаточно хорошо изучены. Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин объясняли семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социальные школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах семьи как социального института и малой группы. Затем эти представления о семье превратились в стереотипы, которые препятствуют выявлению новых тенденций и закономерностей в развитии института семьи1.

А в статье Т.В. Шеляг достаточно хорошо освящены проблемы многодетных семей2. В учебном пособии Шакуровой М.В. рассмотрены взаимоотношения родителей и детей в семье3.

Объект: семья на современном этапе

Предмет: социальные проблемы современной семьи

Гипотеза: решение проблем современной семьи требует государственной поддержки

Цель курсовой работы: рассмотреть существующие проблемы современной семьи и необходимость их решения

Задачами являются:

-рассмотреть понятие  семьи как социальный институт;

-выявить проблемы современной  семьи;

-проанализировать практическое  применение технологии социальной  работы с семьями;

-выявить особенности  и условия организации социально-педагогической  работы с многодетной семьей;

- изучить основные направления  решения проблем неполной семьи.

Структура курсовой работы: введение; Первая глава - в ней рассматриваются понятие семьи и общие проблемы современной семьи; Вторая глава – в ней рассматриваются более подробно технологии социальной работы с проблемами современной семьи; Заключение; Список использованной литературы.

Методы исследования:

- теоретические методы: теоретический  анализ литературы по проблеме  исследования, системный анализ;

- эмпирические методы: изучение  и обобщение опыта социально-педагогической  работы с многодетной семьей, а также изучение и обобщение основ социальной работы с неполной семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СУЩНОСТИ ПРОБЛЕМ СОВРМЕННОЙ СЕМЬИ

1.1.Семья как социальный  институт

Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве  малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением хозяйства, эмоциональной связью, взаимными  обязанностями по отношению друг к другу4.

Брак представляет собой  начало и ядро семьи. Характер супружеских  отношений зависит, прежде всего  от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие  на семью экономического базиса общества и всего социального бытия  в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как  санкционированную обществом социально  и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья - малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества - родительства - родства.

Согласно определению  из философского словаря: «Семья - это  ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между  мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими  родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья - это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:

1.     Семья - ячейка (малая социальная группа) общества.

2.     Семья - важнейшая форма организации личного быта.

3.     Семья - супружеский союз.

4.     Семья - многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство5.

В современном обществе наибольшее распространение получила нуклеарная семья. Она может быть:

- элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной (в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок) и неполной (семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей);

- составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.

Русский социолог А.Г.Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства» 6.

Но в последние два  десятилетия в области семейно-брачных  отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать  себя в полной мере. Они выражаются в следующем:

- уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;

-увеличение так называемых «легкомысленных», необдуманных браков;

- непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;

- рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;

- увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;

- рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;

- увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;

- рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;

- значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни 7.

В связи с этим, состояние  семьи как социального института  можно оценить как кризисное.

Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все  свое существование, неизменными остались две ее характеристики:

1)Семья как социальный институт общества. Общество заинтересованно в качестве семьи и организации этого социального института.

2) Семья как малая социальная  группа. Члены семьи заинтересованы  в ее организации на протяжении всей жизни8.

Итак, семья - это социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию9.

Можно сделать вывод о том, что положение института семьи в современном обществе очень нестабильно, т.к. происходит процесс дифференциации семьи и общества в целом. Изменения затрагивают все стороны общественной жизни, в том числе и брачно-семейные отношения. Меняется и роль семьи в обществе: семья начинает рассматриваться не как производственная ячейка, а как совокупность функционирования социально-экономического, воспитательного, духовного и других факторов, влияющих на жизнедеятельность человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Социальные проблемы современной семьи

Все множество проблем, связанных  с современной семьей, можно разделить  на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические  проблемы семей «группы риска».

Социально-экономические  проблемы.

К этой группе можно отнести  проблемы, связанные с уровнем  жизни семьи, ее бюджетом (в том  числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в  структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты  бедности, со специфическими нуждами  и потребностями многодетных  и молодых семей, государственной  системой материальной помощи.

Удельный вес семей  с несовершеннолетними детьми и  среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они  по-прежнему остаются основной группой  бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в ней. Например, среди многодетных неполных семей  с 3 и более детей доля семей  со среднедушевым денежным доходом  ниже прожиточного уровня составила 93,6%.

Информация о работе Проблемы современной семьи