Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть существующие проблемы современной семьи и необходимость их решения
Задачами являются:
-рассмотреть понятие семьи как социальный институт;
-выявить проблемы современной семьи;
-проанализировать практическое применение технологии социальной работы с семьями;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ………………………………………….7
1.1.Семья как социальный институт……………………………………………..7
1.2. Социальные проблемы современной семьи……………………………….11
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ…………………………………………………16
2.1. Основные направления социальной работы с многодетной семьей…….16
2.2. Особенности решения проблемы неполной семьи………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
Низкий уровень заработной
платы, не обеспечивающий потребности
семьи по содержанию иждивенцев, отставание
размеров социальных выплат от роста
стоимости жизни являются фактами,
обуславливающими широкое распространение
бедности среди семей с
Таким образом, помощь людям,
имеющим социально-
Так же особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей) среди неполных семей. Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.
Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка11.
Социально-бытовые проблемы.
К данной группе относятся
проблемы, связанные с обеспечением
семей жильем, с условиями проживания,
а также потребительским
Социально-психологические проблемы.
Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждения в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.
Как показывает анализ реальной
практики центров психолого-
1)оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;
2) социально-правовая работа и социальная педагогика.
Статистика свидетельствует
о преобладании консультаций по проблематике
детско-родительских и супружеских
отношений. Высока также доля обращений
с друзьями, эмоциональных расстройств,
проблем общения и одиночества.
Особого внимания требуют запросы,
связанные с суицидальными
Проблемы стабильности современной семьи.
Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.
Проблемы семейного воспитания.
В данной группе проблемы семьи могут рассматривать состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.
Проблемы семей «группы риска».
Факторы, обусловливающие
социальный риск, могут иметь социально-
Таким образом, многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
Что же касается неполных семей,
то здесь складывается следующая
ситуация. Социально-экономические
проблемы присущи не всем неполным
семьям; во всяком случае, их разрешить
проще, чем социально-психологические
проблемы, присутствующие во внутриличностной
сфере и межличностных
Это, во-первых, обида, угнетенность
и чувство собственной
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ
2.1. Основные направления социальной работы с многодетной семьей
Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на:
1. экстренные, направленные
на выживание семьи (
2. направленные на поддержание
стабильности семьи, на
Любая деятельность начинается
с изучения исходного состояния,
анализа ситуации и проблем, которые
ее характеризуют. Без этого невозможно
успешно осуществить
Но хуже всего, когда в
такой семье воцаряется социально-психологическое
неблагополучие. Его причины и
признаки: потребление алкоголя, наркотиков,
низкая общая и санитарно-
С такой семьей нужно вести
уже реабилитационную работу. Большинству
же семей требуется социально-
С многодетной семьей специалист по социальной работе опирается на определенные принципы, способствующие формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи в решении собственных проблем: принцип гуманизма, принцип объективности, принцип системности, принцип толерантности, принцип позитивного образа семьи, принцип равной ответственности.
Для оптимизации жизнедеятельности многодетной семьи социальным работником выполняются следующие функции:
- методическая - обеспечивает эффективность деятельности всех субъектов (детей, родителей, специалистов и самого работника);
- организационная - позволяет дополнить деятельность работника практическими формами, обеспечивающими усвоение знаний, опыта, навыков и умений;
- административная - анализ деятельности социальных педагогов, социальных работников; повышение их квалификации;
- информационная - информация для отдельной семьи или определенной категории семьи по разным вопросам18.
Что касается государства, то здесь мы видим, что оно всячески старается поддержать многодетные семьи. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры: Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992 года (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250)были установлены льготы для этой категории семей:
В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановляю установить:
- скидку в размере не
ниже 30 процентов установленной
платы за пользование
- бесплатную выдачу лекарств,
приобретаемых по рецептам
- бесплатный проезд на
внутригородском транспорте (трамвай,
троллейбус, метрополитен и автобус
городских линий (кроме такси),
а также в автобусах
-прием детей в дошкольные учреждения
в первую очередь;
- бесплатное питание (завтраки и обеды)
для учащихся общеобразовательных и профессиональных
учебных заведений за счет средств всеобуча
и отчислений от их производственной деятельности
и других внебюджетных отчислений;
- бесплатное обеспечение в соответствии
с установленными нормативами школьной
формой либо заменяющим ее комплектом
детской одежды для посещения школьных
занятий, а также спортивной формой на
весь период обучения детей в общеобразовательной
школе за счет средств всеобуча либо иных
внебюджетных средств; один день в месяц
для бесплатного посещения музеев, парков
культуры и отдыха, а также выставок;
- оказывать необходимую
помощь многодетным родителям,
желающим организовать
- обеспечить первоочередное
выделение для многодетных
- при разработке региональных
программ занятости учитывать
необходимость трудоустройства
многодетных родителей,