Проблемы современной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть существующие проблемы современной семьи и необходимость их решения
Задачами являются:
-рассмотреть понятие семьи как социальный институт;
-выявить проблемы современной семьи;
-проанализировать практическое применение технологии социальной работы с семьями;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ………………………………………….7
1.1.Семья как социальный институт……………………………………………..7
1.2. Социальные проблемы современной семьи……………………………….11
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ…………………………………………………16
2.1. Основные направления социальной работы с многодетной семьей…….16
2.2. Особенности решения проблемы неполной семьи………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая работа по теории соц работы.docx

— 64.05 Кб (Скачать)

Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий потребности  семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста  стоимости жизни являются фактами, обуславливающими широкое распространение  бедности среди семей с несовершеннолетними  детьми10.

Таким образом, помощь людям, имеющим социально-экономические  проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим - это тупиковый путь. В настоящее время большая часть помощи многодетным осуществляется государством.

Так же особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей) среди неполных семей. Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее  время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда  или в сферу низкооплачиваемых  бюджетных учреждений. Необходимость  содержания и воспитания ребенка/детей  чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более  оплачиваемой работы или дополнительного  заработка11.

Социально-бытовые проблемы.

К данной группе относятся  проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в  структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты  бедности, с материальными трудностями  многодетных семей, государственной  системой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточно распространены и известны, поэтому нет необходимости  прибегать к примерам и статистическим данным12.

Социально-психологические  проблемы.

Эта группа включает самый  широкий спектр проблем: они связаны  со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждения в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Как показывает анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению, решение проблем  социально-психологического характера  сегодня осуществляется по двум основным направлениям:

1)оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;

2) социально-правовая работа  и социальная педагогика.

Статистика свидетельствует  о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских  отношений. Высока также доля обращений  с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом, наркоманией  и токсикоманией13.

Проблемы стабильности современной  семьи.

Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного  союза, ее социально-психологическая  характеристика.

Проблемы семейного воспитания.

В данной группе проблемы семьи  могут рассматривать состояние  семейного воспитания, типы семей  по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.

Проблемы семей «группы  риска».

Факторы, обусловливающие  социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств  к существованию14.

Таким образом, многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

Что же касается неполных семей, то здесь складывается следующая  ситуация. Социально-экономические  проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить  проще, чем социально-психологические  проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего  детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после  развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве  случаев неполные семьи - это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ

2.1. Основные направления социальной работы с многодетной семьей

Применительно к семьям различных  категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на:

1. экстренные, направленные  на выживание семьи (экстренная  помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи  детей, находящихся в опасности  или оставленные без попечения  родителей);

2. направленные на поддержание  стабильности семьи, на социальное  развитие семьи и ее членов15.

Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые  ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию  работы. Многодетную семью все  специалисты единодушно относят  к семье «группы риска». Как  правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех  случаях, когда родители (один или  оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье  физически или психически больные  дети, лечение которых требует  финансовых затрат. Чаще всего такие  семьи имеют плохие материально-жилищные условия.

Но хуже всего, когда в  такой семье воцаряется социально-психологическое  неблагополучие. Его причины и  признаки: потребление алкоголя, наркотиков, низкая общая и санитарно-гигиеническая  культура, неблагоприятный психологический  климат (неуважительные отношения между  членами семьи, использование насилия  как основного средства разрешения противоречий и т.п.). Такая семья  не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, рекреативной, коммуникативной, филицитологической (создание атмосферы счастья), регулятивной) и, естественно, становиться несостоятельной в воспитательном отношении, не оправдывая ожиданий общества16.

С такой семьей нужно вести  уже реабилитационную работу. Большинству  же семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы  они перечисленные выше функции  более успешно выполняли. Важно, чтобы помощь носила конкретный характер и давала ощутимые результаты. Ведь общепризнанным является, что семья, первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека, - базисная основа первичной социализации личности. В процессе формирования личности, ее самосознания, семья играет главенствующую роль. Именно с семьи начинаются процессы индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных  умений и навыков, опыта человеческого  взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его  отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому обществу не может быть безразлично, что происходит в семье, тем более – многодетной17.

С многодетной семьей специалист по социальной работе опирается на определенные принципы, способствующие формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи в решении собственных проблем: принцип гуманизма, принцип объективности, принцип системности, принцип толерантности, принцип позитивного образа семьи, принцип равной ответственности.

Для оптимизации жизнедеятельности  многодетной семьи социальным работником выполняются следующие функции:

- методическая - обеспечивает эффективность деятельности всех субъектов (детей, родителей, специалистов и самого работника);

- организационная - позволяет дополнить деятельность работника практическими формами, обеспечивающими усвоение знаний, опыта, навыков и умений;

- административная - анализ деятельности социальных педагогов, социальных работников; повышение их квалификации;

- информационная - информация для отдельной семьи или определенной категории семьи по разным вопросам18.

Что касается государства, то здесь мы видим, что оно всячески старается поддержать многодетные  семьи. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры: Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992 года (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250)были установлены льготы для этой категории семей:

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей  в условиях либерализации цен  постановляю установить:

- скидку в размере не  ниже 30 процентов установленной  платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией,  а для семей, проживающих в  домах, не имеющих центрального  отопления, - от стоимости топлива,  приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению  на данной территории;

- бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

- бесплатный проезд на  внутригородском транспорте (трамвай,  троллейбус, метрополитен и автобус  городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных  и внутрирайонных линий для  учащихся общеобразовательных школ; 
-прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; 
- бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; 
- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

- оказывать необходимую  помощь многодетным родителям,  желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия  и другие коммерческие структуры,  обеспечивать выделение для этих  целей земельных участков, а также  предоставлять льготы по взиманию  земельного налога и арендной  платы в виде полного или  частичного освобождения от налога  на определенный срок либо  понижения ставок налога; предоставлять  безвозмездную материальную помощь  либо беспроцентные ссуды для  возмещения расходов на развитие  крестьянского (фермерского) хозяйства;  предусматривать полное или частичное  освобождение от уплаты регистрационного  сбора с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью;

- обеспечить первоочередное  выделение для многодетных семей  садово-огородных участков в размере  не менее 0,15 га на семью);содействовать  предоставлению многодетным семьям  льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

- при разработке региональных  программ занятости учитывать  необходимость трудоустройства  многодетных родителей, возможность  их работы на условиях применения  гибких форм труда (неполный  рабочий день, неполная рабочая  неделя, работа на дому, временная  работ и т.д.); обеспечивать организацию  их обучения и переобучения  с учетом потребностей экономики  региона19.

Информация о работе Проблемы современной семьи