Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 12:30, контрольная работа
Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально - экономические и культурные процессы.
Семья - группа связанных отношениями брака или родства, которое обеспечивает воспитание детей, и удовлетворить другие общественно значительные потребности.
Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны.
Введение...................................................................................................................3
1.Эволюция социологии семьи...........................................................................4-7
2. Сущность семьи................................................................................................8-9
3. Основные социологические аспекты изучения семьи..............................10-11
4. Определение семьи......................................................................................12-13
5. Функции семьи.............................................................................................14-17
6. Типология семейных структур.........................................................................18
7. Проблемы современной семьи....................................................................19-21
8. Семейное право............................................................................................22-23
Заключение.............................................................................................................24
Список используемой литературы.......................................................................25
Контрольная работа
Социология
План
Введение......................
1.Эволюция социологии семьи...
2. Сущность семьи.........................
3. Основные социологические аспекты
изучения семьи.........................
4. Определение семьи.........................
5. Функции семьи.........................
6. Типология семейных структур......................
7. Проблемы современной семьи.........................
8. Семейное право................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально - экономические и культурные процессы.
Семья - группа связанных отношениями брака или родства, которое обеспечивает воспитание детей, и удовлетворить другие общественно значительные потребности.
Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны.
Семья - одним из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества раньше классов. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» жизни, воспитании детей.
Огромное значение в семье придается роли женщины, так как именно от ее действия зависит нравственная и социальная сила, которая является базовой основой семьи.
Составной частью семьи в большинстве случаев являются дети. И это образует еще одну группу взаимоотношений в семье.
1. Эволюция социологии семьи
В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов:
Первый этап - с античности до середины XIX века. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.
Второй этап - с середины XIX века до начала XX века. В этот период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.
Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня. Моногамный брак уступил место групповому браку. Активно изучаются различные системы родства. Теоретическая дискуссия разворачивается по вопросу о соотношении патриархата и матриархата.
Первым нанес по
Независимо от И. Баховена к открытию материнского права пришел шотландский адвокат Дж. Мак-Леннан (1827 -1881). Рассматривая развитие семейной организации, он ввел в науку такие фундаментальные понятия, как эндогамия и экзогамия. По схеме Мак-Леннана, семья прошла в своем развитии три ступени - от промискуитета через материнское право к отцовскому праву. Мак-Леннан предположил: превращение первоначальных тотемических групп в экзогамные матрилинейные группы объясняется недостатком женщин, который возник из обычая умерщвлять новорожденных девочек. Отсюда следовали два возможных результата: либо захват женщин в других группах, т. е. экзогамия, либо же полиандрия. В свою очередь многомужество (полиандрия) развивалось в двух вариантах: мужья могли быть либо соплеменниками, либо братьями (тибетский случай). При экзогамии, равно как и при тибетской форме полиандрии, женщина живет вместе с родней мужа (или мужей), т. е. оказывается в большей или меньшей степени подчиненной мужчине. А при наирском варианте брака счет родства возможен лишь по матери, отсюда ведет свое начало материнское право.
Представление о групповых формах брака было свойственно и Дж. Леббоку (1834-1913), который рассматривал "общинный" и "коммунальный" брак как самую раннюю форму брачных отношений. Из нее через похищение женщины возникла экзогамия.
Теория матриархата
Теория патриархата с тех
пор стала господствующей в
науке. По мнению Э. Гидденса, большинство
антропологических
Дюркгейма наряду с Ф. Ле
Пле и Э. Энгелем считают
Заметный след в социологии
семьи оставил французский
В первом типе - в патриархальной семье - индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Во втором типе - в корневой семье (сегодня ее называют нуклеарной) - все имущество переходит к одному наследнику, выбранному отцом. Остальные дети мигрируют, возвращаясь в родительское гнездо при жизненных неудачах. Третий тип - нестабильная семья - характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь. Предложенная им техника поиска индикатора для измерения и диагностики социальных отношений получила широкое развитие в современной социологии семьи. Согласно наиболее известной классификации Г. Кристенсена (редактора "Антология по браку и семье", 1967), первый период - до середины XIX века - назван периодом "социального дарвинизма". Г. Кристенсен считает, что первый период посвящен изучению семейных традиций фольклора, философской и художественной литературы, а второй - обобщению в исторической и социокультурной перспективе эволюции института семьи. На самом деле умозрительные схемы преобладали на первом этапе, а на втором ученые обратились к конкретно-историческим и социологическим проблемам. Третий период - первая половина XX века - назван Г. Кристенсеном периодом "спонтанной науки". В социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.). Появление спекулятивных работ свидетельствует о том, что конкретные факты не получили толкового теоретического осмысления. По мнению Уильяма Гуда, автора капитальной работы "Мировая революция и образы семьи" (1967), с момента опубликования книги Ф. Тенниса "Община и общество" (1887) и до настоящего времени никто из видных теоретиков не написал ни одной сколько-нибудь значительной работы по социологии семьи. Хотя Парсонс и Хоманс обратили на семью часть своей энергии, но никакой последовательной теории они не создали, полагая, что семья не поможет объяснить социальную структуру и другие институты общества.
Усилия социологов, особенно
американских, в первой половине
XX века были сосредоточены на
социальной инженерии и
2. Сущность семьи
По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.
Ее основные признаки: а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами; б) совместное проживание в одном помещении;
в) общий семейный бюджет.
Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием. И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.
Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.
Хорошая семья - один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.
Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям. Иными словами брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.
В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.
Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов - основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.
Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.
Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
- вступление в брак - образование семьи;
- начало деторождения - рождение первого ребенка;
- окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
- «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
- прекращение существования
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
3. Основные социологические аспекты изучения семьи
Семья представляет собой
сложное социальное
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро - и микроуровнях анализа. Но это не означает вовсе удвоения предмета - это разные аспекты единого поля деятельности.
При изучении семьи как
социально-психологической группы взаимосвязь личности
и общества рассматривается на уровне
первичных, межличностных отношений. Проводимые
в рамках данного подхода эмпирические
исследования взаимоотношений в семье
концентрируются на взаимодействиях членов
семьи в различных социальных и семейных
ситуациях, на организации семейной жизни
и факторах устойчивости семьи как группы.
В наибольшей мере развитию этой традиции
способствовали взгляды Э. Берджесса на
семью как "единство взаимодействующих
личностей". Изучение семьи как социального
института в своем развитии показало от
ударения на эволюцию, происхождение семьи
к интересу в области функций. В свою очередь,
институционально-