Проблемы современной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально - экономические и культурные процессы.

Семья - группа связанных отношениями брака или родства, которое обеспечивает воспитание детей, и удовлетворить другие общественно значительные потребности.

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1.Эволюция социологии семьи...........................................................................4-7
2. Сущность семьи................................................................................................8-9
3. Основные социологические аспекты изучения семьи..............................10-11
4. Определение семьи......................................................................................12-13
5. Функции семьи.............................................................................................14-17
6. Типология семейных структур.........................................................................18
7. Проблемы современной семьи....................................................................19-21
8. Семейное право............................................................................................22-23
Заключение.............................................................................................................24
Список используемой литературы.......................................................................25

Файлы: 1 файл

соцсемьи.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

 В отечественной и зарубежной  социологии постоянно предпринимаются  попытки перебросить "мостик" между макро - и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий. И одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Среди социологов, пытавшихся совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса.

Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Определение семьи

 Существует множество дефиниций  семьи, выделяющих в качестве  семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву.

 Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается  легитимным признанием тех отношений  между мужчиной и женщиной, тех  форм сожительства или сексуального  партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер.

 Наличие трех отношений (семьи  в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны, примерно у 60-70 %. Из общего числа семей следует исключить "временно" бездетных молодоженов (15-20 %) и супругов, оставшихся бездетными (5-9 %). С другой стороны, внесемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных", форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", т. е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством либо родительством или супружеством. Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, - а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству и даже партнерству.

 

 

 

5. Функции семьи

Функции семьи - это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

- воспитательная функция - социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

- хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

- экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

- сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

- духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

- социально-статусная - предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

- эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

 

 

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственности, а также с неповторимо индивидуальным повторением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация - процесс, посредством которого индивидом устанавливаются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляются уникальность данного индивида как личности. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли - это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли - это действие, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.

В процессе принятия роли ребенком, важным моментом является наличие семьи. Семья является одним из наиболее важных агентов социализации. В семье происходит первоначальное становление личности. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он сознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающих отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение. Если ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных то, как показало изучение, восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире, они не имеют собственного Я. У них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

В семье ребенок, кроме того, усваивает модели поведения. Девочка, глядя на мать, усваивает поведение матери и члена семьи. Девочка играет в «дочки-матери» и отрабатывает различные роли. Роль матери, роль жены, роль члена семьи. Играми отрабатываются образы игры «в жизнь». Мальчик в семье усваивает соответственно роли отца, мужа. Родители обычно стараются, чтобы у ребенка присутствовали только положительные качества. Исходя из этого, они тщательно (если это благополучная семья) следят за тем, чтобы у ребенка четко сформировались на начальном этапе развития понятия о том, что хорошо, а что плохо.

Следовательно, если ребенок лишен семьи, если ребенок растет в детском доме, у ребенка не формируются соответствующие ему модели поведения. Этот ребенок находится под присмотром, но не достаточным для правильного восприятия общепринятых правил. Обычно для таких детей мораль и нравственность практически не существуют как принципы для руководства своими действиями. В период, когда ребенок задает много вопросов, ему никто не может на них ответить. Детей в детдоме много, а воспитателей мало. Среди вопросов, которыми задается ребенок, все чаще и чаще присутствуют и вопросы: кто я? и зачем я нужен на этом свете? За неимением ответов на эти вопросы, ребенок полагает, что раз он не нужен никому, его никто не замечает, значит, все, что он сделает, останется ненаказуемым. Маленькие шалости таких детей входят в привычку, и когда ребенок подрастает, у него уже сформированы четкие понятия о том, что нужно делать, чтобы безнаказанно обмануть, украсть, испортить. Эти дети самоутверждаются путем девиантного поведения. С достижение переходного возраста, детдомовцы часто привлекаются милицией. А затем рано или поздно получают срок в местах заключения. Но не всегда все дети проходят такой путь развития. Ребенок может достигнуть совершеннолетия и без привлечения к уголовной ответственности. Получит образование, а когда достигнет двадцати - двадцати пяти лет попытается создать свою собственную семью. Но так как в детстве ребенок не усвоил модели поведения родителей, возникают сложности в семейной жизни. Девушка не знает точно, у нее не отработано на бессознательном уровне, как должна вести себя жена, мать, родственница. Такие же трудности появляются у юноши. Процент благополучных семей подобного состава очень маленький.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Типология семейных структур

Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак - семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская, сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.).

А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные - от слова нуклеа - ядро); семьи - супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь, так как им того хочется (чаще - как сложится); сложные семьи (расширенные) - состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи - состоящие из трех и более супружеских пар. Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов - авторитарная или совместно равноправно - эгалитарная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Проблемы современной семьи

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.

И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения.

В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.

За последние полтора-два десятилетия произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в более позднем возрасте.

 

Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Для простого замещения поколения родителей их детьми необходимо, чтобы этот коэффициент составлял 2,15 -2,17. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Прогнозы специалистов показывают, что в ближайшие десятилетия действующая ныне тенденция уменьшения численности населения в России сохранится.

Информация о работе Проблемы современной семьи