Исследование детских межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:25, реферат

Краткое описание

Для того чтобы узнать, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий, психологи традиционно используют метод социометрии. С тремя наиболее распространенными вариантами социометрического исследования и особенностями их проведения в ДОУ знакомит автор данной статьи.

Файлы: 1 файл

Исследование детских межличностных отношений.docx

— 34.56 Кб (Скачать)

Исследование  детских межличностных отношений

Для того чтобы  узнать, как члены коллектива относятся  друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий, психологи  традиционно используют метод социометрии. С тремя наиболее распространенными  вариантами социометрического исследования и особенностями их проведения в  ДОУ знакомит автор данной статьи. 

Без преувеличения  можно сказать, что в каждой группе детского сада воспитатели наблюдают  сложную и порой драматическую  картину межличностных отношений  детей. Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразный: они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, – и все это протекает  естественным образом, без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при  этом эмоциональная напряженность  и конфликтность в сфере детских  отношений значительно выше, чем  у взрослых.

Вы говорите:  
дети меня утомляют.  
Вы правы. Вы поясняете:  
надо опускаться до их понятий.  
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться  
на цыпочки, тянуться.  
Чтобы не обидеть.              
 

Я. Корчак  

Условия для  использования диагностических  методик  

Изучение особенностей отношения ребенка к своим  сверстникам является достаточно сложной  и тонкой областью практической психологии. Использование диагностических  методик может дать достаточно надежные и достоверные результаты только при соблюдении следующих условий:

n методики должны использоваться в комплексе (не менее трехчетырех), так как ни одна из них в отдельности не может дать достаточно полной и надежной информации. Использование методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или специально созданных проблемных ситуациях (к примеру, как себя дети поведут при самостоятельном распределении коробки конфет);

n диагностику лучше проводить в помещении, где ничто не отвлекает ребенка от решения предложенной задачи (например, в игровой или комнате для проведения подготовительных занятий к школе); присутствие посторонних может существенно повлиять на поведение и на ответы, исказив реальную картину отношений;

n все диагностические процедуры должны представлять собой доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым;

n диагностическое обследование должно проводиться в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы, при этом недопустимы какиелибо адресованные в сторону ребенка оценки, порицания или поощрения;

n результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции диагноста, не сообщаются ребенку и его родителям.

Уже в средней  группе детского сада у ребят формируются  достаточно прочные избирательные  отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства  своих товарищей, а другие – менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

Цели применения социометрических исследований  

Традиционно для  исследования эмоциональных отношений  внутри малой группы используется метод  социометрии. Термин “социометрия”  происходит от латинских слов “socius” – друг, товарищ и “metrum” – измерение, мера. Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий.

Целями применения социометрической процедуры являются:

n измерение степени сплоченностиразобщенности в группе;

n выявление “социометрических позиций”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования;

n обнаружение внутригрупповых “союзов”.

Одним из ключевых условий проведения данной методики является личное знакомство ее участников. Также стоит обратить внимание на то, что проводить социометрическое исследование можно только тогда, когда  члены недавно возникшей группы достаточно хорошо узнали друг друга. Как показывает практика, лучше всего  социометрию проводить в группе с численностью до 25 человек, что  облегчает процесс обработки  полученных данных.

Особенности социометрических исследований в ДОУ  

При классической процедуре социометрии участнику  исследования предлагается письменно  ответить на социометрические вопросы (к примеру, “С кем во время спортивной эстафеты вы хотели бы оказаться в одной команде?” и “С кем бы вы не хотели пойти в совместный поход?”). Учитывая возрастные особенности дошкольников, способы и приемы проведения данной методики в детском саду существенно отличаются от изначального варианта. Вопервых, в силу недостаточной сформированности у детей дошкольного возраста навыков письма, ответ на социометрический вопрос дается ими устно. Вовторых, процедура проведения исследования в большей степени напоминает игру. Такой вариант проведения социометрии позволяет, вопервых, заинтересовать ребят данной методикой и вызвать у них желание поучаствовать в новой “игре”, и, вовторых, завуалировать истинную цель применения методики, что способствует спонтанным и искренним ответам участников исследования.

Психологической основой изучения взаимоотношений  социометрическим методом является тот факт, что тяготение одного человека к другому выражается в  стремлении быть ближе к объекту  привязанностей, например, сидеть рядом  с ним за одной партой. Следует  подчеркнуть, что в ходе социометрического  исследования у детей спрашивают не об их взаимоотношениях, а об их желании  участвовать в определенной деятельности вместе с другими сверстниками. Это  связно с тем, что как дошкольники, так и школьники не всегда хотят  рассказывать исследователю о своих  взаимоотношениях, поэтому прямые вопросы  типа “Кто ваши лучшие друзья?”, “Кто больше всех нравится?” часто не достигают цели. Кроме того, ребенок  может не осознавать своего отношения  к сверстнику.

В работе с детьми используются различные варианты и  модификации социометрического  исследования. Наиболее распространенным является ”Выбор в действии” (“Два домика”, “Варежка” и “У кого больше?”).

Так как дети неохотно выполняют требования незнакомого, социометрическое исследование должен проводить человек, который вызывает у них доверие, к которому они привыкли. Как правило, социометрия проводится вдвоем: педагогомпсихологом, которому отводится ведущая роль, и воспитателем группы, который помогает организовывать и проводить исследование.

Методика “Два домика”  

Для проведения методики “Два домика” необходимо приготовить лист бумаги, на котором  нарисованы два дома. Один из них  – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного  цвета.

В процессе исследования педагогпсихолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

В начале исследования педагогпсихолог показывает ребенку обе картинки и говорит: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”. Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Ответы детей  заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят  расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается  порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического  исследования (табл. 1).

Таблица 1

Образец социоматрицы

 
п/п 
Кто

выбирает

Кого выбирают  Сделанные выборы 
10  ”+”  ” 
Гордеев Виктор    (+)    (+)  []         
Дмитриева Юля  (+)      (+)        []    (+) 
Зайцева Лиза          []       
Иванов  Илья    (+)              (+)     
Кузин Андрей   (+)            (+)    [] 
Кузнецова Таня  []    []          (+)     
Петрова Катя        (+)           
Попов Сергей     []        (+)         
Романов Егор    (+)             
10  Смирнов Петр    (+)      []         
Полученные

выборы

”+”   
”        
Взаимовыборы   ”+”   
”        
                             
 

 

Условные обозначения:

+ – положительный  выбор (ответ на первый вопрос)  

– отрицательный  выбор (ответ на второй вопрос)  

() – положительный  взаимовыбор

[ ] – отрицательный  взаимовыбор

Сумма отрицательных  и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить  его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие типы социометрического  статуса:

1. “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в  2 раза больше положительных выборов  от средней суммы положительных  выборов.

2. “Предпочитаемые”  – дети, получившие среднее и  выше среднего значения положительного  выбора (до уровня показателя  “звезды”).

3. “Пренебрегаемые”  – дети, получившие меньше среднего  значения положительного выбора.

4. “Изолированные”  – дети, не получившие ни положительных,  ни отрицательных выборов (то  есть остаются незамеченными  своими сверстниками).

5. “Отвергаемые”  – дети, получившие только отрицательные  выборы.

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (с.с.п.в.) 
которая является своеобразным ориентиром распределения мест  
в иерархии коллектива:    
 
 
 
 

Для получения  наглядной информации о соотношении  в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение социометрических статусов в группе

Фамилия,  
имя ребенка 
Количество  
положительных выборов  
Количество  
отрицательных выборов 
Социометрический статус  
в группе 
Дмитриева Юля  ”Звезда” 
Петрова Катя  –  “Предпочитаемые”  
Гордеев Виктор 
Иванов  Илья  – 
Романов Егор  – 
Кузин Андрей 
Попов Сергей 
Смирнов Петр  “Пренебрегаемые”  
Зайцева Лиза 
Кузнецова Таня 
 
 
    “Изолированные”  
 
 
    “Отвергаемые”  

Информация о работе Исследование детских межличностных отношений