Исследование детских межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:25, реферат

Краткое описание

Для того чтобы узнать, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий, психологи традиционно используют метод социометрии. С тремя наиболее распространенными вариантами социометрического исследования и особенностями их проведения в ДОУ знакомит автор данной статьи.

Файлы: 1 файл

Исследование детских межличностных отношений.docx

— 34.56 Кб (Скачать)
 

   

Важно отметить, что данные третьего столбца таблицы  используются только для определения  участников исследования с двумя  последними социометрическими статусами (в нашем примере таковых не оказалось).

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных  отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском  коллективе.

Нередко понятие  социометрической “звезды” смешивается  с понятием лидера. Это неверно, так  как здесь не учитывается, что  “звездность” – показатель эмоциональной  притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. К примеру, ребенок может стать  социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а  не в силу личностных качеств, которые  ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же –  это процесс реального главенствования  одного над другим, показатель действительного  влияния того или иного члена  группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут  быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения  лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые  могут отсутствовать у “звезды”.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений  группы: низкий, средний или высокий. Высокий уровень благополучия взаимоотношений  фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией. Средний  уровень фиксируется тогда, когда  в двух первых и трех последних  группах число лиц примерно одинаково. Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные”  и “отвергаемые”).

При анализе  данных социометрии важным результатом  является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается  коэффициент сплоченности группы:

Коэфф. сплоченности (к.с.)  Сумма положит. взаимовыборов   X 100%. 
Сумма положит. выборов 
  

 

В нашем примере к.с.   2 + 3 + 0 + 2 + 2 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1  X 100%  14  100%.  
3 + 6 + 1 + 2 + 2 + 1 + 3 + 2 + 2 + 1  23 
  

 

Коэффициент сплоченности = 60%.

Высокий коэффициент  сплоченности может свидетельствовать  о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит  о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного  единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными  и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент  взаимности может свидетельствовать  о фактической разобщенности  группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит. 

Чтобы выявить  внутригрупповые союзы между  детьми, педагогупсихологу необходимо нарисовать специальную схему – социограмму, отражающую целостную картину взаимоотношений в коллективе. Социограмма может быть представлена поразному, но чаще всего используются вариант “мишень”.

В социограмме мальчики отмечаются треугольниками, а девочки – кругами. В соответствии с занимаемым статусом в группу детей распределяют по следующим областям социограммы:

n центральный круг занимают “популярные”, “звезды”;

n первый круг – “предпочитаемые”;

n второй круг – “пренебрегаемые”;

n третий круг – “изолированные” и “отвергаемые”.

В нашем примере  социограммы нет третьего круга, так как в ходе исследования не были обнаружены “изолированные” и “отвергаемые” дети (см. рисунок на с. 51).

Специальными  линиями в социограмме обозначаются типы отношений между членами группы.

Помогайте  
ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лидерства. 
 

Методика “Варежка”   

В данной модификации  социометрии (методика “Варежка”) дети работают парами. Им предлагается раскрасить по образцу контурные изображения  рукавичек так, чтобы они получились одинаковые. Таким образом, каждый из двух участников исследования раскрашивает одну варежку из пары. Исследование проводится педагогомпсихологом в специально отведенной комнате без посторонних лиц.

Целью методики является изучение отношения детей  друг к другу в ситуации вынужденных  уступок и сотрудничества.

Набор цветных  карандашей делится между детьми поровну, что вызывает естественную необходимость обмена карандашами  и проявления взаимных уступок сверстнику.

В процессе раскрашивания  детьми варежек педагогпсихолог отмечает следующие особенности их поведения:

n интерес к действиям сверстника и определенное отношение к ним;

n ответ ребенка на просьбу сверстника дать ему карандаши;

n реакция ребенка на поощрения и порицания партнера.

Эти показатели отражают наиболее существенные характеристики межличностных отношений: заинтересованность и доброжелательность, способность  помочь и уступить другому, разделить его успехи и неудачи.

Таблица 3

Наблюдение за поведением детей во время выполнения задания

 
п/п 
Фамилия,  
имя ребенка 
Критерии оценивания  
Интерес к действиям сверстника и определенное отношение к ним  Ответ ребенка на просьбу сверстника дать ему карандаш  Реакция ребенка на поощрения и порицания партнера 
Гордеев  
Виктор 
“Вот у меня как красиво, а у тебя какойто валенок, а не рукавичка!”, “Смотри, я тебя уже обогнал! Я быстрее и правильнее делаю, а у тебя все криво и косо...”  ”У, какая хитрая, сначала я все сам нарисую, а потом поменяемся”  ”Ты мне мешаешь, не подсказывай!” 
Дмитриева Юля  ”Как у тебя красиво выходит, совсем как на картинке!”   ”Ты мне желтый и коричневый, а я тебе красный”   ”Спасибо, наверно, лучше сделать так, как ты сказал”  
Итоговая характеристика поведения  Гордеев Виктор: в совместной деятельности преобладали эгоистические интересы: сделать быстрее и лучше, чем  партнер по заданию.

Отмечалось явно негативное оценивание результатов  работы сверстника. Отсутствовала ориентация на оказание помощи своему товарищу и  принятие от него помощи.

Дмитриева Юля: ребенок проявил доброжелательность к своему партнеру по заданию.

Оказал помощь в подборе необходимых карандашей для раскраски, поблагодарил за интересные советы и в целом стремился  сотрудничать со своим товарищем  при выполнении задания 

 

 

Образец заполнения таблицы наблюдения за поведением детей  во время выполнения задания представлен  в табл. 3.

Необходимо отметить, что эта методика имеет существенное практическое ограничение. Так как  задание дети выполняют по двое, педагогпсихолог не получает целостной картины взаимоотношений между всеми детьми группы, потому что исследуются только определенные пары воспитанников.

Необязательно данную методику проводить со всеми  детьми, так как чаще всего ее используют, чтобы изучить характер отношения между определенными  членами группы. Таким образом, при  помощи методики “Варежка” педагогпсихолог и воспитатель удостоверяются в том, какие реальные отношения существует между интересующими их детьми.

Подскажите  
ребенку один из секретов лидера – быть приветливым. Учите поддерживать хорошие отношения  
не только с тем,  
с кем дружит,  
но и с другими  
детьми. 
 

Методика “Выбор в действии”  

Перед проведением  исследования “Выбор в действии” (“У кого больше?”) необходимо подготовить  набор красочных “карточек”, которыми могут быть открытки, переводные картинки, фотографии и т. п. На каждого ребенка заготавливается игровой набор, состоящий из трех “карточек” и конверта. До начала выполнения задания дети не должны знать, в чем оно будет заключаться. Так же, как и в методике “Два домика” исследование проводят два человека: педагогпсихолог и воспитатель группы.

Педагог-психолог собирает детей вместе и говорит им следующее: “Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Чтобы играть в нее, надо хорошо запомнить, где кто сидит за партой”. Дети запоминают, где кто сидит, после чего воспитатель выводит их из комнаты. В дальнейшем те, кто участвовал в тестировании, и те, кому это предстоит, не должны общаться между собой, за этим следит воспитать, который обеспечивает дисциплину вне комнаты. После того как дети вышли из комнаты, педагогпсихолог раскладывает на партах конверты, по количеству участников игры.

После подготовительного  этапа детей по очереди приглашают войти в комнату. Во время проведения исследования в комнате находятся  только два человека – педагогпсихолог и ребенок, которому дается следующая инструкция: «Мы играем в игру “У кого больше?”». Вот тебе три карточки, ты можешь положить их по одной трем детям. Для этого вспомни, где они сидят в комнате, и положи карточки в их конверты. Класть карточку в свой конверт нельзя. Выиграет тот, у кого окажется больше всего карточек. Никто из ребят не будет знать, кому ты положишь карточки. Ребенок берет карточки и вкладывает их по одной в конверты, лежащие на партах.

Во время выполнения задания дети почти всегда вслух  говорят, кому они кладут карточку. По их репликам педагогпсихолог фиксирует в социоматрице сделанный выбор. Кроме того, это можно сделать после проведения наблюдения, для этого перед исследованием на карточках ставится порядковый номер, под которым каждый ребенок фигурирует в списке.

После того как  все члены группы осуществили  выбор, воспитатель приглашает детей  ознакомиться с результатами. Ребятам  разрешается посмотреть, сколько  карточек оказалось в их конверте. Педагогупсихологу в запасе всегда следует иметь несколько лишних карточек, чтобы положить по 1–2 карточки тем детям, которые не получили их от сверстников. Разумеется, это делается втайне от детей, до их прихода в комнату.

Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать чтото за него.

Развивайте умение искать варианты и возможности  
для действия – это  
отличительная черта  
лидера. 
 

Полученные данные обрабатываются и интерпретируются так же, как и в методике “Два домика”, за исключением двух моментов.

Вопервых, последняя методика не предполагает изучения антипатий членов группы (изза отсутствия в инструкции отрицательного выбора), поэтому по результатам ее проведения не выделяется социометрический статус “отвергаемые”.

И во-вторых, при построении иерархии группы отсутствует социометрический статус “изолированные”, потому что, как это указывалось выше, педагогпсихолог втайне от детей кладет в конверт по одной карточке тем из них, кто изначально не получил ни одного выбора.

В заключение стоит  отметить, что для исследования межличностных  отношений в группе можно обратиться ко всем известным играм: “Ручеек”, “Колечко”, “Каравай” и т. п. Конечно, эти игры не могут дать информацию о структуре группы, но вполне способны показать, кому дети симпатизируют  и кого отвергают в своем коллективе.

Таким образом, социометрическое исследование помогает воспитателю увидеть скрытую  от непосредственного наблюдения картину  межличностных взаимоотношений  в группе, определить для себя круг детей, оставшихся со стороны сверстников  без должного внимания и уважения, и которым необходима поддержка  и помощь в психологической адаптации  к детскому саду.

И последнее. Результаты социометрического исследования не должны разглашаться детям и родителям. Эта мера вызвана предупреждением  конфликтности и эмоциональной  напряженности в группе, которые  могут возникнуть в случае огласки  результатов социометрии. Педагог-психолог вправе предоставить информацию о характере межличностных отношений в группе только воспитателю детей, с которыми проводилось исследование.  
 

Информация о работе Исследование детских межличностных отношений