Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа
Мама, родившая второго ребенка, безотчетно «записывает» старшего во взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него понимания и помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды хоть немного облегчить себе жизнь. Мама может не избежать и еще одной психологической «ловушки» – противопоставить «хорошего» маленького «плохому» старшему. Однако «плохое – хорошее» играет в данном случае против самих родителей.
Введение…………………………………………………………………….……….3
1. Семья: понятие, функции, структура (родительская и детская
подсистема)…………………………………………………………………….........6
2. Братско–сестринские взаимодействия в семье (понятие «сиблинги», роли и функции в семье старших, средних, младших детей)……………………………..22
3. Характеристики традиционной и современной семьи………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………………..…………….41
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра социальной педагогики
Сиблинговые взаимоотношения в современной семье
Курсовая работа
|
Исполнитель: Миронов Серей Викторович, студент БП-21zАЛ группы заочного отделения ______ ____________ дата подпись |
Научный руководитель: Казачихина Мария Викторовна, старший преподаватель Оценка: ______ _____________ дата подпись | |
|
|
Введение…………………………………………………………
1. Семья: понятие, функции, структура
(родительская и детская
подсистема)…………………………………………………
2. Братско–сестринские взаимодействия в семье (понятие «сиблинги», роли и функции в семье старших, средних, младших детей)……………………………..22
3. Характеристики традиционной и современной семьи………………………..32
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………..…………….
Введение
В настоящее время психология младших и старших детей в семье является значимой темой для родителей, учителей, воспитателей.
Становление ребенка как личности начинается в семье, выступающей первым и определяющим внешним условием в жизни ребенка. Это те близкие люди, которые осуществляют не только уход за ребенком, но и «вводят в культуру». В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней.
Первые люди, с которыми общается ребенок–родители. Но для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка. Начиная с поиска новых форм поведения у первенца, что может служить стимулом, толчком в развитии его личности и заканчивая механизмом идентификации младшего ребенка как с родителем, так и со старшим сибсом, который подчас превосходит по своему авторитету и родителей.
Наличие сиблингов в семье, их гендерные и возрастные особенности, являются особым фактором психического развития ребенка. Восприятие и интерпретация семейной ситуации с позиции сиблинга, позволяет в свою очередь понять, почему ребенок поступает так или иначе. Таким образом, необходимо выяснить, как он видит семью и интерпретирует происходящее.
Интерес многих современных исследователей к сфере детско–родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок – взрослый.
Именно рождение первенца делает взрослых мамами и папами. Сила первой любви к наследнику на время затмевает другие чувства и мысли, весь мир. Но почему-то когда ребенок был единственным, не так заметны промахи в его воспитании. Воспитание старшего ребенка – это всегда «плод ошибок трудных», трудный выбор, практический опыт и отчасти «первый блин».
Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда рождается следующий. Но может быть, оно просто переходит на качественно иной уровень? С рождением малыша старший некоторое время болезненно остро реагирует на «вторжение» на свою территорию. Его самая известная роль – страдальца: то и дело переспрашивает, кого больше любят, просит его поцеловать столько же раз, сколько и плачущего младенца, внимательно подсчитывая и «взвешивая» порции ласки. Но время бежит быстро, и вчерашние соперники будут дружно выставлять вас за дверь, чтобы вы не мешали их играм.
Мама, родившая второго ребенка, безотчетно «записывает» старшего во взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него понимания и помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды хоть немного облегчить себе жизнь. Мама может не избежать и еще одной психологической «ловушки» – противопоставить «хорошего» маленького «плохому» старшему. Однако «плохое – хорошее» играет в данном случае против самих родителей.
Взаимоотношения детей всегда имели важную роль при формировании общей атмосферы в семье. Возраст, пол, временной разрыв – все это имеет значение для определения социальных ролей сестер и братьев, но будут ли они заботливыми по отношению друг к другу или останутся непримиримыми врагами, зависит, прежде всего, от родителей, от степени их участия в воспитании.
Цель работы: выявить особенности взаимоотношений старших и младших детей в семье.
Объект исследования: взаимоотношения детей в семье.
Предмет исследования: особенности взаимоотношений детей в зависимости от порядка рождения.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности воспитания и развития нескольких детей в семье.
2. Проанализировать взаимоотношения между старшими и младшими детьми.
3. Рассмотреть проблему соперничества между детьми.
4. Выявить значимость влияния пола и возраста на взаимоотношения между детьми.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
1. Семья: понятие, функции, структура (родительская и детская подсистема)
Существует множество определений семьи. В социологии А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью [3, с. 13].
Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.
В современном обществе считается, что первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников [4, с. 55].
Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях «супружества – родительства – родства». Это основной тип семьи, насчитывает в России 60-70% из общего числа вступивших в брак; бездетные молодожёны – 15-20% и бездетные супруги – 10-15%. Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, sex-партнёрству или сожительству. Семья – не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми [19, с. 100].
Понятие семьи имеет социальный, а не юридический характер. В связи с этим в правовых актах понятие семьи связано с установлением круга лиц, образующих ее состав. Установление же круга членов семьи в свою очередь зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие «член семьи». Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права – семейном, гражданском, трудовом и т.д. Он различен и в разных правовых институтах одной отрасли права (например, в жилищном и наследственном праве).
В семейном кодексе Российской Федераций нет общего определения семьи по причине, указанной выше. В силу различного определения семьи в различных отраслях законодательства включение определения понятия «семья» в семейном кодексе Российской Федераций и установление исчерпывающего перечня членов семьи могло бы привести к нарушению их прав либо к необоснованному расширению круга членов семьи. Однако термины «семья», «член семьи» часто употребляется в семейном кодексе Российской Федераций [38, с. 40].
Термины «брак» и «семья», как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся рядом, что действительно правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья – не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи.
Семьёй называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию. Иными словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Создать семью – значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнёров, роль главы семейства и права и обязанности родственников.
Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой – нет.
Частично нижеперечисленные функции пересекаются, например воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален, поэтому их не следует смешивать. Универсальность семьи как института раскрывается в понятии функции семьи. Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. На каждом историческом этапе та или иная функция семьи обретала различную значимость – большую или меньшую. В то же время все функции постоянно находились во взаимосвязи, часто помогая одна другой, а иногда, впрочем, и мешая друг другу. Очень трудно разграничить одну семейную функцию от другой. Например, выполнение материальных функций оказывается в определённых условиях необходимым для осуществления семьёй духовных функций (обучение, воспитание детей), но реализация духовных функций является непременным условием осуществления материально-производственных функций.
Материальная
деятельность семьи на разных этапах
её развития выражалась через такие
функции, как организация
Функция, присущая семье с древнейших времён, – репродуктивная функция, то есть функция деторождения, воспроизводства населения. Прежде всего, естественно, биологического его производства. Собственно, даже внебрачное рождение женщиной ребёнка уже создаёт семью – пусть и неполную. Однако воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный момент, то есть не только рождение, но и воспитание, и обучение его.
Данная функция является функцией социализации. Новое поколение, приходящее на смену старого, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам. Именно в тёплой благоприятной атмосфере семьи ребёнок естественным образом получают первую социализацию своей личности, обретает основы собственной личности. Конечно же, ныне редко какая семья может дать своему ребёнку ту подготовку, какую может дать ему общество, социальные институты. И потому уже с шести-семи лет наш ребёнок уходит в школу, потом в техникум или в высшее учебное заведение. Но, как правило, тот нравственно-психологический потенциал, который заложен ребёнку семьёй, остаётся на долгие годы и играет заметную роль в дальнейшем профессиональном росте.
Следующая функция – регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должны вступать в половые отношения.
К функциям семьи относят воспитательную функцию. Она тесно связана с репродуктивной, когда речь идёт о социальном воспроизводстве населения. Семья прививает ребёнку основы определённых идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познаёт и осваивает нравственные нормы, здесь у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения. Да и фундамент физического здоровья и развития закладываются в семье. Это происходит, прежде всего, благодаря воспитательной деятельности семьи, т.е. целенаправленному воздействию на ребёнка с целью привития ему определённых заранее заданных качеств с учётом требований общества.
Информация о работе Сиблинговые взаимоотношения в современной семье