Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа
Мама, родившая второго ребенка, безотчетно «записывает» старшего во взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него понимания и помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды хоть немного облегчить себе жизнь. Мама может не избежать и еще одной психологической «ловушки» – противопоставить «хорошего» маленького «плохому» старшему. Однако «плохое – хорошее» играет в данном случае против самих родителей.
Введение…………………………………………………………………….……….3
1. Семья: понятие, функции, структура (родительская и детская
подсистема)…………………………………………………………………….........6
2. Братско–сестринские взаимодействия в семье (понятие «сиблинги», роли и функции в семье старших, средних, младших детей)……………………………..22
3. Характеристики традиционной и современной семьи………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………………..…………….41
2) Границы между подсистемами
диффузны, плохо структурированы,
власть в семье зачастую
3) Во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, так же, как отсутствуют они и во многих общественных институтах – детских садах, школах, университетах, больницах, поликлиниках, некоторых фирмах и банках, где главными действующими лицами являются женщины.
4) Несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родителями и прародителями, без надежды на приобретение собственного жилья.
5) Идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования. Из-за этого быт, поведение, духовные ценности напоминали те эпохи, когда человек забывал о собственном «Я»', о своих желаниях и потребностях, строя свое поведение так, чтобы оно было угодно Богу, или феодалу, или государству.
6) Разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогала
бы сплочению и обретению чувства принадлежности и защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, «чудесах» и т д.
Помимо традиционной и современной моделей семьи, существуют и другие. Так, например, социологи выделяют такие семьи, как:
1. Нуклеарная семья – состоит из родителей и детей, объединяет только два поколения. Сегодня это наиболее распространенная структура в западном обществе.
2. Расширенная семья – включает еще и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев), а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам.
3. Полная семья – соответствует нуклеарной, если включает отца, мать и ребенка/детей.
4. Неполная семья – если один из родителей отсутствует. Выделяют дополнительную категорию – так называемая функционально неполная семья. К ней относятся семьи с двумя родителями, однако профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для воспитания детей;
5. Большая семья – группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой патриарха или матриарха. Встречается в аграрных обществах; семьи этого типа имеют общую собственность на землю, скот и средства производства.
6. Семья-двор – также характерна для аграрных обществ прошлого. В этом случае живущая в одном месте семья объединяет несколько поколений. Кроме того, членами семьи являются люди, не связанные кровным родством, например, слуги и наемные работники, образующие в совокупности и социальное, и экономическое сообщество. Последнюю форму выделил отечественный психолог В.Н. Дружинин (2000).
В зависимости от характера воспитательного воздействия и возможности адаптации детей из семей в обществе М.Ю. Арутюнян (1988) выделяет следующие типы семьи:
1. Традиционная семья – в ней воспитывается уважение к авторитету
старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей.
2. Детоцентрическая семья – в ней главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. В целом семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от детей к родителям). В результате у детей формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но увеличивается вероятность конфликтов с социальным окружением за пределами семьи.
3. Супружеская семья – в ней главной целью является взаимное доверие, принятие и автономность ее членов. Воспитательное воздействие – горизонтальное, на равных: родители и дети. Как правило, у детей, воспитанных в таких семьях, отсутствуют навыки подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу (то есть практически ко всем современным социальным институтам).
В литературе очень мало исследований, посвященных анализу взаимоотношений братьев и сестер, и притом такая информация нередко оказывается весьма противоречивой.
Любовь и уважение друг к другу между братьями и сестрами возможны в том случае, если каждый из них занимает свое место в семейной системе, а родители не втягивают детей в свои конфликты.
Взаимоотношения
с братьями и сестрами очень важны,
поскольку оказывают
Как в традиционной, так и в современной семье старшие братья и сестры часто служат примером для младших, представляя собой некую модель мужчины или женщины. Именно старшими братьями и сестрами устанавливаются стереотипы характера и поведения. Старшие братья и сестры нередко выступают в роли суррогатных родителей, исполняя обязанности воспитателей, сиделок, учителей и исповедников.
Хорошие отношения между братьями и сестрами вносят свой вклад в развитие у младших чувства уверенности, сопричастности и доверия. Враждебные отношения могут породить глубоко укоренившуюся тревогу, неуверенность, сожаление и злобу.
Братья и сестры часто дарят друг другу настоящую дружбу, товарищество, удовлетворяют взаимную потребность в нежности, привязанности и глубоких взаимоотношениях. Дети становятся друг для друга доверенными лицами, помогают друг другу, делятся опытом и переживаниями. Разумеется, чем теснее отношения, тем более вероятно возникновение трений и конфликтов, но при общей атмосфере согласия в семье ссоры имеют свои положительные стороны, так как дают возможность на практике изучить способы примирения.
Таким образом, семья – это особый, очень значимый и эмоционально окрашенный тип партнерства, целью которого является воспитание детей. При этом предполагается, что в силу самоценности семьи каждая сторона этого партнерства должна идти ради ее интересов на определенные жертвы. Рассмотрев основные характеристики современной семьи, можно сделать следующие выводы: говоря о функциональных особенностях современной семьи, нужно отметить, что функции семьи так же изменились в последнее время в связи с изменением внешних обстоятельств, воздействующих на семью. Меняется не только внутреннее содержание функций, но и их количество.
Заключение
В ходе работы над курсовым проектом на тему «Сиблинговые взаимоотношения в современной семье» была выявлена цель: выявление особенностей взаимоотношении старших и младших детей в семье. Поставленные задачи исследования достигнуты:
1. Выявлено особенности
воспитания и развития нескольк
2. Проанализированы
взаимоотношения между
3. Рассмотрено проблема соперничество между детьми.
4. Выявлено значимость влияния пола и возраста на взаимоотношения между детьми.
Методы исследования: Анализ, синтез, обобщения.
В современной науке проблема сиблинговых отношений также является актуальной и перспективной. Само по себе наличие сиблинга в семье, является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Как в отечественной, так и зарубежной психологии сиблинговые отношения, оказывающие влияние на жизнедеятельность ребенка раскрываются через следующие ролевые позиции: единственный ребенок, старший ребенок в семье, младший ребенок в семье.
Одним из определяющих условий в жизни ребенка является его семья со своим колоритом и многообразием красок. Это емкое понятие включает множество аспектов, базовым среди которых является супружеские отношения.
Но семейные отношения не ограничиваются отношениями между партнерами, а в дальнейшем и отношениями родителей и ребенка, все изменяется с появлением еще одного члена семьи: второго ребенка. С этого момента появляется необходимость рассматривать еще один аспект семейных отношений – это детские отношения.
Адлера, А. Фромма, Г. Хоментаускаса о том, что порядок рождения
ребенка в семье обуславливает всю его дальнейшую жизнь.
Наша работа внесла свой вклад в изучение сиблинговых отношений, а именно половозрастной аспект, т.е. изучение гендерных особенностей взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами.
Основными факторами, определяющие сиблинговые отношения в семье выступают: разница в возрасте между сиблингами, возрастные и гендерные особенности детей, что определяет уровень соперничества старших и младших сиблингов. старшие дети более агрессивны, эгоистичны, тревожны и вероятность появления эмоционального нарушения у старшего ребенка несколько выше чем у младшего, особенно при адаптации к появлению второго ребенка, тогда как отсутствие этой ситуации у младшего характеризует его более спокойным и менее агрессивным ребенком.
В связи с улучшением
социально-экономического положения
в стране в последнее время
проявляется тенденция к
Особенности нашей личности во многом зависят от того, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Порядок рождения задает определенную модель, по которой мы развиваемся.
Есть две причины, по которым детям с разным «порядковым номером» свойственны разные типы поведения.
Во-первых, родители по-разному реагируют на появление первого и последующего ребенка и разного ожидают от них.
Во-вторых, место среди братьев и сестер во многом предопределяет
характер складывающихся между детьми отношений. Изучением влияния сиблинговой позиции на дальнейшую жизнь ребенка занимались многие отечественные и зарубежные психологи.
Первые дети - это нечто новое, непознанное и интересное для родителей,
"подопытные кролики". Эти дети с самого начала получают от взрослых громадную заботу и внимание. Их самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Как правило, родители многого ждут от первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают строже. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и реалистичнее.
Первенцы, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на интеллект и чаще получают высшее образование. Они более послушны. Детям, родившимся позже, приходится прилагать значительные усилия, чтобы наладить отношения со старшими сиблингами. Может быть, поэтому младшие обычно более популярны среди сверстников и легче переносят перемены в жизни.
Подтверждены факты, что на взаимоотношения детей друг с другом влияют семейная ситуация, материнская установка, качество привязанности (А. Я. Варга, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер, Н. А. Хаймовская, Г. Т. Хоментаускас). Полученные и рассмотренные нами данные и факты подтверждаются другими авторами, но не раскрываются в полном объеме. Таким образом, проблема детских взаимоотношений остается неизученной, особенно это касается взаимодействия сиблингов в двухдетной семье.
Данное исследование, с нашей точки зрения может быть полезно родителям, имеющим два или более детей для выработки рекомендаций в оптимизации детско–родительских отношениях, а также родителям, которые находятся в ожидании второго ребенка для профилактики конкурентных отношений между сибсами. Вместе с тем мы предполагаем необходимость нашей работы детям в выявлении конфликтных отношений между сиблингами, помощь в определении половозрастных особенностях сиблинговых отношений и выработка коррекционных программ по данной проблеме. Также необходимость полученных результатов важна педагогам,обучающим сиблингов для учета специфики их поведенческих характеристик в отношениях и учебной деятельности, например анализ снижения успеваемости ребенка, в связи с появлением младшего брата (сестры).
Таким образом, семья –это особый, очень значимый и эмоционально окрашенный тип партнёрства, с целью которого является воспитание детей.
Взаимоотношения детей всегда имели важную роль при формировании общей атмосферы в семье. Возраст, пол, временной разрыв – все это имеет значение для определения социальных ролей сестер и братьев, но будут ли они заботливыми по отношению друг к другу или останутся непримиримыми врагами, зависит, прежде всего, от родителей, от степени их участия в воспитании.
Список использованной литературы
1.Андреева, Т. В. Семейная психология [Текст] / Т. В. Андреева. – 2000. - №5.
2. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье [текст] / А. Н. Бардиан Психологические педагогические очерки. - М., 2007. – с.236
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [текст] / Л. И. Божович - М., 2005. – с.296
4.Варга А. Я. Типы неправильного родительского отношения [текст] / А.Я. Варга М., 2005.
5.Варга Д. Дела семейные[текст] / Д. Варга - М. Педагогика, 2006. – с.160
6.Вишневский А.Г. Трансформации традиционной семьи [текст] / А.Г. Вишневский – М., 2008.
7.Выготский Л.С. Избранные труды, [текст] / Л. С. Выготский 2006.
8.Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи [текст] / И. В. Гребенников 2006. – с.204
Информация о работе Сиблинговые взаимоотношения в современной семье