Сиблинговые взаимоотношения в современной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Мама, родившая второго ребенка, безотчетно «записывает» старшего во взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него понимания и помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды хоть немного облегчить себе жизнь. Мама может не избежать и еще одной психологической «ловушки» – противопоставить «хорошего» маленького «плохому» старшему. Однако «плохое – хорошее» играет в данном случае против самих родителей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……….3
1. Семья: понятие, функции, структура (родительская и детская
подсистема)…………………………………………………………………….........6
2. Братско–сестринские взаимодействия в семье (понятие «сиблинги», роли и функции в семье старших, средних, младших детей)……………………………..22
3. Характеристики традиционной и современной семьи………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………………..…………….41

Файлы: 1 файл

МИРОНОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ.курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

2) Границы между подсистемами  диффузны, плохо структурированы,  власть в семье зачастую принадлежит  прародителям – бабушкам и дедушкам.

3) Во многих семьях  в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, так же, как отсутствуют они и во многих общественных институтах – детских садах, школах, университетах, больницах, поликлиниках, некоторых фирмах и банках, где главными действующими лицами являются женщины.

4) Несколько поколений  зависят друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родителями и прародителями, без надежды на приобретение собственного жилья.

5) Идеология тоталитарного  общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования. Из-за этого быт, поведение, духовные ценности напоминали те эпохи, когда человек забывал о собственном «Я»', о своих желаниях и потребностях, строя свое поведение так, чтобы оно было угодно Богу, или феодалу, или государству.

6) Разрушение прежней  идеологии и отсутствие новой,  которая помогала

бы сплочению и обретению  чувства принадлежности и защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, «чудесах» и т д.

Помимо традиционной и современной моделей семьи, существуют и другие. Так, например, социологи выделяют такие семьи, как:

1. Нуклеарная семья – состоит из родителей и детей, объединяет только два поколения. Сегодня это наиболее распространенная структура в западном обществе.

2. Расширенная семья – включает еще и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев), а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам.

3. Полная семья – соответствует нуклеарной, если включает отца, мать и ребенка/детей.

4. Неполная семья – если один из родителей отсутствует. Выделяют дополнительную категорию – так называемая функционально неполная семья. К ней относятся семьи с двумя родителями, однако профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для воспитания детей;

5. Большая семья – группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой патриарха или матриарха. Встречается в аграрных обществах; семьи этого типа имеют общую собственность на землю, скот и средства производства.

6. Семья-двор – также характерна для аграрных обществ прошлого. В этом случае живущая в одном месте семья объединяет несколько поколений. Кроме того, членами семьи являются люди, не связанные кровным родством, например, слуги и наемные работники, образующие в совокупности и социальное, и экономическое сообщество. Последнюю форму выделил отечественный психолог В.Н. Дружинин (2000).

В зависимости от характера  воспитательного воздействия и возможности адаптации детей из семей в обществе М.Ю. Арутюнян (1988) выделяет следующие типы семьи:

1. Традиционная семья – в ней воспитывается уважение к авторитету

старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Итогом социализации ребенка  в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей.

2. Детоцентрическая семья – в ней главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. В целом семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от детей к родителям). В результате у детей формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но увеличивается вероятность конфликтов с социальным окружением за пределами семьи.

3. Супружеская семья – в ней главной целью является взаимное доверие, принятие и автономность ее членов. Воспитательное воздействие – горизонтальное, на равных: родители и дети. Как правило, у детей, воспитанных в таких семьях, отсутствуют навыки подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу (то есть практически ко всем современным социальным институтам).

В литературе очень  мало исследований, посвященных анализу взаимоотношений братьев и сестер, и притом такая информация нередко оказывается весьма противоречивой.

Любовь и  уважение друг к другу между братьями и сестрами возможны в том случае, если каждый из них занимает свое место  в семейной системе, а родители не втягивают детей в свои конфликты.

Взаимоотношения с братьями и сестрами очень важны, поскольку оказывают существенное влияние на ребенка и оставляют в его жизни глубокий след, определяя его личные качества во взрослой жизни и ту роль, которую он будет играть в обществе.

Как в традиционной, так и в современной семье  старшие братья и сестры часто служат примером для младших, представляя собой некую модель мужчины или женщины. Именно старшими братьями и сестрами устанавливаются стереотипы характера и поведения. Старшие братья и сестры нередко выступают в роли суррогатных родителей, исполняя обязанности воспитателей, сиделок, учителей и исповедников.

Хорошие отношения  между братьями и сестрами вносят свой вклад в развитие у младших  чувства уверенности, сопричастности и доверия. Враждебные отношения могут породить глубоко укоренившуюся тревогу, неуверенность, сожаление и злобу.

Братья и  сестры часто дарят друг другу  настоящую дружбу, товарищество, удовлетворяют  взаимную потребность в нежности, привязанности и глубоких взаимоотношениях. Дети становятся друг для друга доверенными лицами, помогают друг другу, делятся опытом и переживаниями. Разумеется, чем теснее отношения, тем более вероятно возникновение трений и конфликтов, но при общей атмосфере согласия в семье ссоры имеют свои положительные стороны, так как дают возможность на практике изучить способы примирения.

Таким образом, семья – это особый, очень значимый и эмоционально окрашенный тип партнерства, целью которого является воспитание детей. При этом предполагается, что в силу самоценности семьи каждая сторона этого партнерства должна идти ради ее интересов на определенные жертвы. Рассмотрев основные характеристики современной семьи, можно сделать следующие выводы: говоря о функциональных особенностях современной семьи, нужно отметить, что функции семьи так же изменились в последнее время в связи с изменением внешних обстоятельств, воздействующих на семью. Меняется не только внутреннее содержание функций, но и их количество.

 

Заключение

 

В ходе работы над  курсовым проектом на тему «Сиблинговые взаимоотношения в современной семье» была выявлена цель: выявление особенностей взаимоотношении старших и младших детей в семье. Поставленные задачи исследования достигнуты:

1. Выявлено особенности  воспитания и развития нескольких детей в семье.

2. Проанализированы  взаимоотношения между старшими  и младшими детьми.

3. Рассмотрено  проблема соперничество между  детьми.

4. Выявлено значимость  влияния пола и возраста на  взаимоотношения между детьми.

Методы исследования: Анализ, синтез, обобщения.

В современной науке  проблема сиблинговых отношений  также является актуальной и перспективной. Само по себе наличие сиблинга в  семье, является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Как  в отечественной, так и зарубежной психологии сиблинговые отношения, оказывающие влияние на жизнедеятельность ребенка раскрываются через следующие ролевые позиции: единственный ребенок, старший ребенок в семье, младший ребенок в семье.

Одним из определяющих условий  в жизни ребенка является его семья со своим колоритом и многообразием красок. Это емкое понятие включает множество аспектов, базовым среди которых является супружеские отношения.

Но семейные отношения  не ограничиваются отношениями между  партнерами, а в дальнейшем и отношениями  родителей и ребенка, все изменяется с появлением еще одного члена семьи: второго ребенка. С этого момента появляется необходимость рассматривать еще один аспект семейных отношений – это детские отношения.

Адлера, А. Фромма, Г. Хоментаускаса  о том, что порядок рождения

ребенка в семье обуславливает всю его дальнейшую жизнь.

Наша работа внесла свой вклад в изучение сиблинговых  отношений, а именно половозрастной аспект, т.е. изучение гендерных особенностей взаимоотношений родителей и  детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами.

Основными факторами, определяющие сиблинговые отношения в семье  выступают: разница в возрасте между  сиблингами, возрастные и гендерные  особенности детей, что определяет уровень соперничества старших  и младших сиблингов. старшие дети более агрессивны, эгоистичны, тревожны и вероятность появления эмоционального нарушения у старшего ребенка несколько выше чем у младшего, особенно при адаптации к появлению второго ребенка, тогда как отсутствие этой ситуации у младшего характеризует его более спокойным и менее агрессивным ребенком.

В связи с улучшением социально-экономического положения  в стране в последнее время  проявляется тенденция к увеличению количества детей в семьях. Однако вопрос сиблинговых отношений в  семье недостаточно изучен в современной психологии. Поэтому данная проблема является актуальной и нуждается во всестороннем исследовании.

Особенности нашей  личности во многом зависят от того, являемся ли мы старшим, младшим, средним  или единственным ребенком в семье. Порядок рождения задает определенную модель, по которой мы развиваемся.

Есть две  причины, по которым детям с разным «порядковым номером» свойственны разные типы поведения.

Во-первых, родители по-разному реагируют на появление  первого и последующего ребенка и разного ожидают от них.

Во-вторых, место  среди братьев и сестер во многом предопределяет

характер складывающихся между детьми отношений. Изучением влияния сиблинговой позиции на дальнейшую жизнь ребенка занимались многие отечественные и зарубежные психологи.

Первые дети - это нечто новое, непознанное и интересное для родителей,

"подопытные  кролики". Эти дети с самого  начала получают от взрослых  громадную заботу и внимание. Их самочувствие и поведение  постоянно волнуют окружающих. Как  правило, родители многого ждут от первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают строже. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и реалистичнее.

Первенцы, как  правило, показывают более высокие  результаты в тестах на интеллект  и чаще получают высшее образование. Они более послушны. Детям, родившимся позже, приходится прилагать значительные усилия, чтобы наладить отношения со старшими сиблингами. Может быть, поэтому младшие обычно более популярны среди сверстников и легче переносят перемены в жизни.

Подтверждены  факты, что на взаимоотношения детей  друг с другом влияют семейная ситуация, материнская установка, качество привязанности (А. Я. Варга, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер, Н. А. Хаймовская, Г. Т. Хоментаускас). Полученные и рассмотренные нами данные и факты подтверждаются другими авторами, но не раскрываются в полном объеме. Таким образом, проблема детских взаимоотношений остается неизученной, особенно это касается взаимодействия сиблингов в двухдетной семье.

Данное исследование, с нашей точки зрения может быть полезно родителям, имеющим два или более детей для выработки рекомендаций в оптимизации детско–родительских отношениях, а также родителям, которые находятся в ожидании второго ребенка для профилактики конкурентных отношений между сибсами. Вместе с тем мы предполагаем необходимость нашей работы детям в выявлении конфликтных отношений между сиблингами, помощь в определении половозрастных особенностях сиблинговых отношений и выработка коррекционных программ по данной проблеме. Также необходимость полученных результатов важна педагогам,обучающим сиблингов для учета специфики их поведенческих характеристик в отношениях и учебной деятельности, например анализ снижения успеваемости ребенка, в связи с появлением младшего брата (сестры).

Таким образом, семья –это особый, очень значимый и эмоционально окрашенный тип партнёрства, с целью которого является воспитание детей.

Взаимоотношения детей всегда имели важную роль при  формировании общей атмосферы в  семье. Возраст, пол, временной разрыв – все это имеет значение для определения социальных ролей сестер и братьев, но будут ли они заботливыми по отношению друг к другу или останутся непримиримыми врагами, зависит, прежде всего, от родителей, от степени их участия в воспитании.

 

Список  использованной литературы

 

1.Андреева, Т. В. Семейная психология [Текст] / Т. В. Андреева. – 2000. - №5.

2. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье [текст] / А. Н. Бардиан Психологические педагогические очерки. - М., 2007. – с.236

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [текст] / Л. И. Божович - М., 2005. – с.296

4.Варга А. Я. Типы неправильного родительского отношения [текст] / А.Я. Варга М., 2005.

5.Варга Д. Дела семейные[текст] / Д. Варга - М. Педагогика, 2006. – с.160

6.Вишневский А.Г. Трансформации традиционной семьи [текст] / А.Г. Вишневский – М., 2008.

7.Выготский Л.С. Избранные труды, [текст] / Л. С. Выготский 2006.

8.Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи [текст] /  И. В. Гребенников 2006. – с.204

Информация о работе Сиблинговые взаимоотношения в современной семье