Сиблинговые взаимоотношения в современной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Мама, родившая второго ребенка, безотчетно «записывает» старшего во взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него понимания и помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды хоть немного облегчить себе жизнь. Мама может не избежать и еще одной психологической «ловушки» – противопоставить «хорошего» маленького «плохому» старшему. Однако «плохое – хорошее» играет в данном случае против самих родителей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……….3
1. Семья: понятие, функции, структура (родительская и детская
подсистема)…………………………………………………………………….........6
2. Братско–сестринские взаимодействия в семье (понятие «сиблинги», роли и функции в семье старших, средних, младших детей)……………………………..22
3. Характеристики традиционной и современной семьи………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………………..…………….41

Файлы: 1 файл

МИРОНОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ.курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим неблагополучные  ситуации развития ребенка в семье (ненадежный тип привязанности), поведение  матери в детском конфликте и то, каким образом это отражается на детских взаимоотношениях. При сформированной в раннем возрасте ненадежной привязанности старшего или младшего ребенка к матери отмечается непоследовательность поведения матери в конфликтных ситуациях.

Анализируя исследование Пашкова С. [15], можно сказать, что старший ребенок, по мнению матери, должен уступать и терпимо относиться к младшему (объективное поведение матери); мать может не занимать ничью сторону (наказывает обоих) либо защищает младшего ребенка, прощая и объясняя при этом его неправоту. При таком поведении матери детские отношения складываются следующим образом:

  • чувство ревности испытывает младший ребенок (с ненадежным типом привязанности), что проявляется в общении детей друг с другом (особенности изображения фигур, контур и штриховка, символизирующие страхи и тревоги);
  • во враждебности отношения младшего к старшему; в превознесении (превосходстве) младшего над старшим ребенком (воображаемом или реальном);
  • в соревновательных отношениях детей друг с другом (привлечении внимания);
  • в стремлении занять центральное место в семье.

О дисгармоничности детских взаимоотношений свидетельствует  проявление детьми чувства ревности. Ревность возникает в отношениях детей как стремление привлечь к  себе внимание родителей (от соревновательных тенденций борьбы за любовь матери до стремления занять центральное место в семейной иерархии, превзойти другого ребенка) либо провоцируется поведением матери в конфликтных ситуациях, где мать занимает позицию предпочитаемого ребенка (если таковой имеется). Предпочитаемый матерью ребенок не испытывает чувства ревности (в контексте соперничества с другим ребенком за любовь матери).

Тяготение или  предпочтительное отношение матери к кому-либо из детей может быть связано либо с похожестью ребенка на саму мать (по характеру или идентификация ребенка с матерью по положению в семье), либо с олицетворением ребенком желаний и стремлений самой матери, которые не реализовались в ее собственной жизни. Такие данные мы получили в результате анкетирования матери и исследования личности ребенка [23, стр. 16].

Автор настаивает, что разница в возрасте между детьми старший ребенок выражает чувство ревности по отношению к младшему при ощущении, что мать уделяет больше внимания младшему (старший не был подготовлен к появлению нового члена семьи – 24%, младший ребенок ревнует мать к старшему – 48%). Младший ребенок испытывает ревность к старшему тогда, когда старшего ставят в пример младшему; младшего наказывают чаще, чем старшего, как инициатора детских ссор; ребенок чувствует предвзятость родительского отношения и т.д.

Дисгармония отношений  выражается в детской конфликтности, в особенностях взаимоотношений  младшего со старшим, в обесценивании  другого ребенка, что отражается в соперничестве детей друг с  другом из-за любви и привязанности родителей, а также в поведении родителей и степени их вмешательства в детские отношения и определяет детско-родительские отношения [29, с. 88].

В первом случае младший ребенок чаще всего старается  отстоять свою индивидуальность и самоценность, нежелание быть похожим на старшего ребенка. В то время как старшим ребенком чаще всего движет стремление вернуть свое прежнее положение в семейной иерархии — положение единственного ребенка, желание добиться любви и признания, какие были у него прежде.

Причина конфликтности детских отношений – в стремлении и желании привлечь к себе внимание близкого взрослого (матери). Разница в возрасте между детьми задает форму и способы достижения цели. Маленькую разницу в возрасте можно рассматривать как количественную характеристику ориентации соревновательных отношений между детьми (преимущественное внимание и любовь матери к одному из детей). В то время как при большой разнице в возрасте (6-8 лет) конфликтные отношения выступают как качественные характеристики (оцениваются совершённые действия и поступки: кто лучше, а кто из детей хуже) [23, с. 28].

Соперничество между детьми за любовь родителей (чаще матери) выражается в проявлении детьми чувства ревности, враждебности по отношению детей друг к другу, агрессии (как защита против лиц, имеющих власть, принуждающих, либо как самозащита), в упрямстве, настойчивости в отношениях с другим ребенком (это касается как младшего, так и старшего), а также в стремлении занять центральное место в семье (младшим или старшим), желании стать на родительскую охраняюще–руководящую позицию по отношению старшего к младшему [26, с. 24].

Полоролевые различия в детских и детско-родительских отношениях не

были выделены нами в качестве специального предмета рассмотрения. Однако нами было выявлено предпочтение матерью одного из детей (32% – половина мальчиков и половина девочек). Для девочек как старшего ребенка в семье характерно ставить себя на последнее место в семейной иерархии, т.е. считать себя хуже всех.

Отношения матери с дочерью считаются конфликтными, когда мать воспринимается ребенком как отвергающая и нелюбящая. Трудности во взаимоотношениях с другим ребенком иногда провоцируются конфликтными отношениями с матерью, которые могут быть следствием предпочтения матерью другого ребенка, соперничества с матерью, желания занять ее место.

У девочек подобное поведение может быть связано  не только с отношениями с другим ребенком, но и с отцом, в 20% из рассмотренных  случаев. Чем больше мать отвергает  дочь, тем лучше дочь относится к отцу. Амбивалентное поведение матери более пагубно сказывается на девочках, особенно в семьях с разнополыми детьми [34, с. 47].

Мы разделяем  позицию Пашкова С. и согласны с его выводами:

  • тип привязанности ребенка к матери определяется поведением матери, что, в свою очередь, отражается на характере детских отношений и выражается в проявлении детьми чувства ревности;
  • напряженные отношения детей с матерью и между собой обусловлены неуверенностью в принятии ребенка матерью, что проявляется в конкурентных отношениях детей, главное в которых – привлечение внимания;
  • мать занимает в конфликтных ситуациях позицию предпочитаемого ребенка (если таковой имеется), с которым идентифицирует себя. При этом предпочитаемый матерью ребенок не испытывает чувства ревности (при соперничестве с другим ребенком за любовь матери);
  • чувство ревности провоцируется поведением матери в конфликтных ситуациях;
  • в ситуации конфликтности детских взаимоотношений разница в возрасте задает форму и способы достижения цели – стремление и желание привлечь к себе внимание близкого взрослого (в нашем исследовании – матери);
  • отсутствие чувства ревности у детей снимает остроту проблемы конфликтности детских взаимоотношений, в этом случае наблюдается смена ориентации во взаимоотношениях на сотрудничество и взаимоподдержку.

2. Братско-сестринские взаимодействия в семье (понятие «сиблинги», роли и функции в семье старших, средних, младших детей)

 

Сиблинги – это генетический термин, обозначающий потомков одних родителей; родных братьев и сестер, но не близнецов.

Старшему ребенку в  семье обычно больше других детей  свойственны ответственность, добросовестность, честолюбие. Он склонен брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших, особенно в случае болезни  или потери родителей. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение родовых традиций и часто развивает в себе лидерские качества.

Рождение следующего ребенка  приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью  матери и часто сопровождается ревностью к сопернику. Старшие дети, особенно мальчики, чаще других наследуют профессию отца и деда, и от них семья ожидает наибольших социальных успехов. Поэтому старшие дети живут в страхе не оправдать связанные с ними надежды. Им бывает трудно расслабиться и получать удовольствие от жизни [27, с. 99].

Характеры старших  различаются в зависимости от того, девочки за ними следуют в  семье или мальчики. Так, например, старший брат братьев не так легок  в общении, как старший брат сестер, предпочитает мужскую компанию, в которой ему нравится быть главным. Обычно он становится строгим и консервативным отцом. Старший брат братьев редко вступает с кем-то в близкие отношения. Он избегает эмоциональной близости, но ему нравится, когда женщины заботятся о нем. Лучшей парой для него может быть младшая сестра братьев, которая очень любит мужчин. Хуже всего, если он выберет старшую сестру сестер. Между ними могут возникнуть и сексуальные конфликты, и столкновения из-за старшинства. Так как каждый из них не имел опыта взаимоотношения с сиблингами противоположного пола в родительской семье, они могут плохо понимать потребности друг друга. Старший брат братьев считает, что жизнь удалась, занимая ответственный и важный пост, будучи политическим деятелем, законодателем, президентом компании, летчиком-испытателем или профессиональным военным.

Старший брат сестер предупредителен с женщинами  и неизменно внимателен к ним. Обычно отношения с женой для  него важнее, чем дети, хотя он хороший  отец – внимательный и не слишком строгий. Чем больше у него сестер, тем сложнее ему завязывать дружбу с мужчинами или оставаться с одной женщиной на протяжении всей жизни. Обычно он хороший работник, особенно если его окружают женщины: в театре, церкви, педиатрии, гинекологии, рекламе. Он любит быть лидером, но не авторитарен, легок в обращении, стремится, чтобы работа была выполнена, но не в ущерб отношениям [15, с. 32].

Старшая сестра сестер обычно бывает яркой, независимой  и сильной личностью. Она склонна  доминировать и с трудом принимает  советы или помощь от других. Обычно она старается угодить своим родителям хорошим поведением и аккуратностью. Чем больше у нее сестер, тем меньше шансов на удачный брак или даже вообще выйти замуж. Ее лучшим партнером будет младший брат сестер, который привык к влиянию сильных женщин. Она может заботиться о нем, не встречая с его стороны попыток бунта. Единственный сын может оказаться для нее иногда хорошей парой, так как не привык к общению на равных и принимает ее в роли матери. Когда у старшей сестры сестер появляются дети, она часто теряет интерес к мужу. Ее ближайшими подругами бывают обычно младшие и средние сестры.

Так как у  старших сестер обычно много общего, то они хорошо понимают друг друга  и прекрасно ладят до тех пор, пока не займутся каким-нибудь делом, где  между ними обязательно возникнет борьба за власть и влияние [28, с. 74].

Старшая сестра братьев гораздо больше, чем старшая  сестра сестер, ориентирована на взаимоотношения  с мужчинами. Если у нее было много  братьев, то ей бывает непросто остановиться на одном мужчине. Даже выйдя замуж, она предпочитает иметь много друзей мужского пола и опекать их. Она с радостью бросит работу, чтобы позаботиться о муже: она ставит ему жизненные цели, ведет хозяйство и заботится о детях. Старшая сестра братьев обычно хочет иметь детей. Они становятся для нее второй после мужа «любимой игрушкой», а если это мальчики, то иногда даже первой. На работе старшая сестра братьев может прекрасно действовать как посредник при разрешении конфликтов и оказывать тонкое влияние на своего шефа-мужчину. Если она занимает руководящее положение, то обычно выполняет свои обязанности с большим вниманием и тактом, распределяя работу между сотрудниками так, чтобы высвободить себе личное время [35, с. 87].

Средний ребенок может  обладать чертами, как младшего, так  и старшего ребенка или их комбинацией. Средний ребенок, если только это не единственная девочка и не единственный мальчик в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль и место в семье. Такие дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, кстати, сам будучи вторым сыном, отмечал, что второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон – борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший [29, с. 80].

Если в семье много детей, то черты характера средних детей определяются тем, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших, и какова разница в возрасте между ними. У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Средний ребенок, будь то второй из трех или один из средних  в большой многодетной семье, с трудом поддается описанию. Он в одно и то же время является старшим для тех, кто родился после него, и младшим для тех, кто родился прежде. Поэтому он часто затрудняется в самоопределении и формировании отчетливой личности. На него не накладывает отпечатка, как на ребенка, рожденного первым, привычка быть впереди, но он не может и остаться малышом, как рожденный последним (анализ литературы показал, что одно из исследований, проведенных на многодетных семьях, выявило, что старший и младший всегда являются любимцами семьи.)

Средний ребенок никогда не переживал безраздельного обладания своими родителями и не получал так много внимания, как первый. Хотя он и оказывается в более спокойной, расслабленной атмосфере, которая сопутствует повторным рождениям в семье, вскоре его также замещает новорожденный. Средний ребенок вынужден соревноваться как со старшим, более умелым, сильным, так и с младшим, беспомощным и более зависимым. В результате средний ребенок может колебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младенца, не имея твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности. Средние дети в зрелом возрасте менее способны проявлять инициативу и мыслить независимо. В общем, у них самая низкая мотивация к достижению, особенно в учебе, и их предпочтительно отправлять в колледж в последнюю очередь из всех остальных членов семьи.

Средний ребенок, поскольку  он лишен прав старшего ребенка и  привилегий младшего, часто чувствует  несправедливость жизни. В своих попытках почувствовать собственную значимость средние дети пытаются соревноваться с остальными и, если единственный способ утвердиться в семье, ориентированной на достижение результатов, – это стать разрушителем, они делают это. Они могут становиться саморазрушителями, например, пить и есть слишком, а могут стать социальными нарушителями, став членами гангстерских банд или малолетними преступниками (но редко крупными воротилами). Часто они могут просто сформировать надоедливые, привлекающие внимание привычки.

Информация о работе Сиблинговые взаимоотношения в современной семье