Социальные
движения
Социальные движения
В широком
смысле все движения, происходящие
в обществе, могут быть названы
С. движениями, но в исторической науке
под этим словом разумеются лишь движения,
совершающиеся в известных общественных
классах, при этом вызывающиеся недовольством
их своим положением. В этом именно понимании
термина С. движения составляют такой
же особенный вид исторических движений,
как и те, которым даются названия движений
политических, национальных, религиозных
и т. д. В действительной жизни разные виды
исторических движений между собой переплетаются,
и в частности С. движения обыкновенно
очень тесно соединяются с политическими
или религиозными и т. п. Нередко С. движения
прямо составляют основу движений политических
или религиозных и даже национальных.
Историческая наука не всегда умела обнаруживать
С. движения там, где они были, если и обнаруживала
их, то относилась к ним как к явлениям
второстепенного значения. Так это делалось,
например, историками религиозной реформации,
которые видели в крестьянской войне 1524—25
гг. только движение побочное, притом еще
искажавшее реформацию. По мере того как,
с одной стороны, С. движения XIX в., в которых
основная сущность обнажалась от политических
или религиозных примесей, заставили практически
понять их значение, а с другой, в науке
выделилась, как особое направление, социальная
история (см.), доказывающая в настоящее
время и теоретическую их важность — взгляд
историков на С. движения стал меняться,
и они сделались предметом самостоятельного
изучения. С. движения зависят от тех социальных
состояний, которые их порождают, и являются
попытками разрешения социальных вопросов
своего времени. В обществах, где существовало
рабство или крепостничество, восстания
рабов или крепостных были С. движениями,
как в XIX в. имели то же значение все движения,
происходившие среди пролетариата. Каждая
эпоха имела свой социальный вопрос, в
зависимости от данного строя общества,
характер же С. движений в разные эпохи
определялся кругом идей, в котором вращались
умы. Например, наиболее важные С. движения
реформационной эпохи имели характер,
во-первых, крестьянский, во-вторых, религиозно-сектантский,
тогда как в С. движениях XIX в. участвуют
главным образом городские рабочие, а
идейная их сторона обуславливается учениями
социалистов, коммунистов и т. п. Так как
быть недовольными своим положением или
стремиться к его изменению могут разные
общественные классы, то и С. движения
могут происходить в разных классах общества.
Но естественно, что всего чаще возникают
С. движения в классах наименее обеспеченных.
Движения, происходящие в высших классах
общества, обыкновенно принимают политический
характер, вследствие чего социальная
их подкладка до известной степени стушевывается.
В то время как неимущие или несвободные
желают только улучшить свое социальное
положение, имущие классы стремятся сделаться
правящими или даже господствующими. Самое
стремление к господству имеет в основе
своей желание упрочить данное социальное
состояние, т. е. обеспечить известное
взаимоотношение социальных классов,
тогда как всякое С. движение так или иначе
стремится его разрушить. Вот почему С.
движения всегда направлены снизу вверх,
будет ли то, например, движением рабов
и крепостных против своих господ или,
как это тоже не раз случалось, мелкого
и среднего дворянства против высшей аристократии,
мелкой буржуазии против крупной и т. п.
Сами С. движения принимают разные формы,
начиная от стихийных взрывов народного
недовольства и кончая правильно организованными
партиями с более или менее ясно сформулированными
программами. Хотя С. движения и ставят
своей целью осуществление известных
политических или религиозных целей, но
последние в таких случаях являются лишь
средствами для переустройства общественной
жизни. Нередко С. движения совершаются
во имя идеализированной старины, когда
будто бы не было никаких общественных
зол, но чем больше вносится в жизнь элементов
сознания, тем все более С. движения принимают
характер стремления к лучшему будущему,
с совершенно новыми, никогда еще не осуществлявшимися
в действительности формами. Во всех периодах
всемирной истории встречаются С. движения.
В классической древности они имели форму
восстания рабов, из которых некоторые
принимали грозные размеры (см.). В средние
века С. движения выражались большей частью
в форме крестьянских бунтов, из которых
особенно замечательны жакерия (см.) во
Франции, восстание Вата Тэйлера (см.) в
Англии, оба в XIV веке, и крестьянская война
(см.) в Германии, в эпоху реформации. Революции
нового времени тоже имели характер С.
движений, в особенности французская революция
1789 г. и революция 1848 г., которой предшествовало
сильное брожение в рабочих классах общества.
Некоторые факты, относящиеся к этой области,
получили особое значение, как-то: коммунистический
заговор Бабефа (см.), в эпоху французской
революции, чартизм (см.) в Англии, коммунистические
и социалистические общества XIX в. и т.
п. См. Социалистические партии.
Типы социальных
движений
1. Социальные
движения отличаются друг от
друга по масштабам предполагаемых
изменений. Некоторые из них относительно
ограничены по своим целям и не ориентированы
на преобразования основных институциональных
структур. Они хотят преобразований внутри
структуры, а не ее самой. Мы называем их
реформистскими. Таковы, например, движения
за и против абортов, которые требуют соответствующих
изменений в законодательстве; движения
за права животных, которые призывают
запретить эксперименты над ними; движения,
которые выступают за ограничения скорости
на германских автострадах. Другие движения
стремятся к более глубоким- преобразованиям,
пытаются затронуть основы социальной
организации. Вследствие того, что под
их прицелом оказываются институты, занимающие
центральное, стратегическое положение,
изменения имеют гораздо более далеко
идущие последствия, чем предполагалось
изначально. В результате происходит преобразование
самого общества, а не внутри него. Такие
движения мы называем радикальными. К
ним относятся, например, движения за гражданские
права в США, против апартеида в Южной
Африке, за национальное освобождение
в колониальных странах. Когда предполагаемые
изменения охватывают все ключевые аспекты
социальной структуры (политический, экономический,
культурный) и направлены на тотальное
изменение общества, построение вместо
него «альтернативного» общества, тогда
мы говорим о революционных движениях.
К ним, в частности, относятся фашистское
и коммунистическое движения.
Другую формулировку
той же типологии дал Нейл Смелзер,
который различал движения, «ориентированные
на нормы» и «ориентированные на ценности».
Первые нацелены на утверждение разделяемой
всеми идеологии, которая предполагает
пересмотр норм; вторые — на пересмотр
ценностей (360; 9). Ценности, по Смелзеру,
включают в себя общечеловеческие стремления
к справедливости, знаниям, демократии,
свободе, а нормы представляют собой средства
достижения этих целей. Таковы, например,
дисциплина, образование, труд. «Нормы
имеют более специфический характер, чем
общие ценности, поскольку они уточняют
определенные регулирующие принципы,
необходимые для реализации ценностей»
(360; 27).
2. Социальные
движения различаются по качеству
предполагаемых изменений. Некоторые
стремятся создать новые институты, ввести
новые законы, внедрить новый образ жизни,
новые верования. Короче говоря, они хотят
сформировать общество, которое раньше
не существовало. Такие движения ориентированы
на будущее. Их можно назвать прогрессивными.
К ним можно отнести, например, движения
республиканцев, социалистов, движения
за освобождение женщин. Другие движения
обращены в прошлое, стремясь восстановить
институты, законы, образ жизни и верования,
которые когда-то существовали, но забылись
или были отброшены в ходе истории. Предлагаемые
ими изменения направлены в прошлое, и
основное внимание уделяется возрождению
традиции. Мы можем назвать их «консервативными»,
или «ретро-активными». Это и экологическое
движение; и фундаменталистские религиозные
движения, и движение «Морального большинства»
в США, призывающее вернуться к семейным
ценностям; и монархические движения,
выступающие за восстановление монархического
строя; и движение за этническое возрождение
в Восточной и Центральной Европе, которое
возникло после краха коммунизма. Различие
между прогрессивными и консервативными
движениями аналогично общему политическому
разделению на левых и правых. Левые чаще
прогрессивно ориентированы, правые обычно
консервативны.
3. Социальные
движения различаются по отношению
к целям предполагаемых изменений.
Одни сосредоточиваются на изменении
социальных структур, другие — на изменении
личности. Первые принимают две формы.
Социополитические движения (или, как
их называет Чарльз Тилли, «национальные
социальные движения») пытаются добиться
изменений в политике, экономике, вызвать
сдвиги в классовых и стратификационных
структурах. «Под национальным социальным
движением я понимаю настойчивый вызов
властям от имени населения, которое не
обладает властными полномочиями в государстве»
(404; 1). «Социо-культурные движения» стремятся
изменить убеждения, кредо, ценности, нормы,
символы (вспомним, например, битников,
хиппи, панков).
Движения, нацеленные
на изменения личности, также принимают
две формы. Первая — мистические или религиозные
движения, которые борются за спасение
своих членов и общее оживление религиозного
духа (религиозные движения в средние
века, исламские фундаменталистские движения,
евангелическое движение, объявленное
папой Иоанном Павлом II) и призывающие
к самосовершенствованию, душевному и
физическому комфорту. Движения, направленные
на изменения структуры, предполагают,
что достижение этой цели повлияет и на
личность. И наоборот, движения второго
типа предполагают, что люди, изменившиеся
к лучшему, будут постепенно формировать
более совершенные социальные порядки.
И все же одни движения ключевым считают
изменение структур, а другие — людей.
Сочетая критерий
цели с критерием диапазона, Давид
Аберль предложил четырехзвенную классификацию
социальных движений: преобразовательные,
направленные на полное изменение структур;
реформаторские, направленные на их частичные
изменения; движения спасения, преследующие
цель полностью изменить членов общества;
альтернативные, предполагающие их частичное
изменение (1).
4. Социальные
движения различаются «вектором»
изменений. Как я уже упоминал,
у большинства движений «вектор»
позитивен. Но может сложиться и противоположная
ситуация, когда люди объединяются не
для того, чтобы ввести в свою жизнь что-то
новое, а для того, чтобы воспрепятствовать
развитию тех или иных социальных тенденций.
В таких случаях мы говорим об отрицательном
«векторе». К данной категории принадлежат
многочисленные движения, выступающие
против современности, например, те, что
защищают местные культуры, борются с
глобализацией, пытаются возродить этнические
или национальные особенности, укрепить
фундаменталистские религиозные предписания.
Сюда же можно отнести экологические движения,
поскольку они протестуют против явлений
(загрязнения окружающей среды, истощения
ресурсов), вызванных индустриализацией.
Существуют движения, цель которых — приостановить
действие конкретных законов или решений
правительства, например, движение в США
против введенных методов расового объединения
в школах (434), движение «самозащиты» польских
крестьян против высоких налогов. Еще
одна, особая категория — альтернативные
движения. Иногда имеют место симметричные
пары: левые и правые, антисемиты и сионисты,
атеисты и фундаменталисты, демократы-реформаторы
и сторонники жесткой линии.
5. Социальные
движения отличаются по лежащей
в их основе стратегии, или
«логике» их действия (345). Одни следуют
«инструментальной» логике, стремясь
достичь политической власти и ее средствами
усилить предполагаемые изменения в законах,
институтах и организации общества. Их
первичная цель — политический контроль.
Если это удается, то такие движения превращаются
в группы давления или политические партии,
входят в парламенты и правительства.
Примеры недавнего времени — партия зеленых
в Германии и победоносная «Солидарность»
в Польше.
Другие следуют
«экспрессивной» логике, стремясь достичь
автономии, добиться равных прав, культурной
или политической эмансипации для своих
членов или более широких общностей. Таковы
движения за гражданские права, этнические,
феминистские, за права гомосексуалистов/Случайно
ли, что одно из самых мощных движений
последних десятилетий — за освобождение
женщин — так и не получило статуса политической
партии или парламентского представительства?
«Я полагаю, что движение женщин следует
в первую очередь экспрессивной логике,
в то время как экологическое движение
склоняется к инструментальной логике»
(345; 319).
6. Различные
типы движений действуют в
разные исторические эпохи. Для современной
истории наиболее характерны два типа.
Движения, характерные главным образом
для раннего периода современной эпохи
(так называемые «старые социальные движения»),
были ориентированы на экономические
интересы, причем их члены рекрутировались
из отдельных социальных классов жестким,
централизованным образом. Примеры —
тред-юнионы, рабочие и фермерские движения.
Со временем они постепенно устаревают.
В последние
десятилетия наиболее развитые капиталистические
общества, вступившие в стадию постмодернизма,
становятся свидетелями возникновения
другого типа, называемого «новыми социальными
движениями» (423; 319). В их числе экологическое
и феминистское движения, движение за
мир. Им свойственны три черты.
Во-первых, они
сосредоточиваются на новых темах,
новых интересах, новых участках
социальных конфликтов. Свою реакцию на
вторжение политики, экономики, технологии
и бюрократии во все сферы человеческого
существования они выражают в обеспокоенности
по поводу качества жизни, расширения
жизненного пространства, победы «гражданского
общества». «В противоположность старому
рабочему движению новые социальные движения
не выдвигают на первое место явно выраженных
экономических требований. Их гораздо
больше волнуют культурные проблемы, вопросы
самостоятельности, прав личности, а также
темы, связанные с новыми, невиданными
ситуациями риска, которому подвергаются
люди, независимо от их социального положения»
(222; 1079).
Во-вторых, члены
таких движений не являются представителями
какого-то одного определенного класса.
Можно говорить лишь о преобладании людей
образованных, а также тех, кто относится
к среднему классу, что объясняется, скорее
всего, более высоким уровнем сознательности
представителей этих слоев и тем, что у
них больше свободного времени, денег
и энергии (222; 1085-1089).
В-третьих, новые
социальные движения обычно децентрализованы
и не принимают формы жесткой, иерархической
организации.
7. В конкретном
обществе в конкретный исторический
момент всегда существует сложная, неоднородная
система социальных движений, включающая
различные типы, представленные выше.
При этом наблюдается ряд явлений. Во-первых,
наряду с движениями возникают «контрдвижения».
Они объединяются в «свободно связанном
конфликте», взаимно стимулируя и усиливая
качество (459; 1). Точнее говоря, «движения
любой степени видимости и плотности создают
условия для возникновения контрдвижений.
Ратуя за те или иные изменения, выступая
против утвердившихся, господствующих
интересов, предлагая одни символы и усиливая
значение других, они вызывают недовольство
и создают условия для организационного
оформления контрдвижения, для выработки
его целей и формулирования спорных вопросов»
(459; 1). «Тактика контрдвижения является
реакцией на структуру и тактику движения»
(459; 2).
Кроме того, Маккарти
и Залд вводят понятие «индустрия
социальных движений» (ИСД), содержание
которого составляют движения, имеющие
сходные или идентичные цели и защищающие
общие интересы (255; 1219). Например, движение
рабочего класса включает стихийные выступления
(типа луддитов), тред-юнионы, социалистические
организации и т.д.
Наконец, картина
деятельности социальных движений меняется
от одного общества к другому. Гарнер и
Залд определяют целостность, в пределах
которой они действуют, как «сектор социального
движения» (ССД). «Это структура антагонистических,
конкурирующих и кооперирующихся движений;
она, в свою очередь, является частью более
широкой структуры, включающей в себя
партии, государственно-административный
аппарат, средства информации, группы
давления, церкви и т.д.» (143; 1—2).
Уникальный характер
ССД обусловливает особую специфику
и задает общий тон деятельности
каждого составляющего его движения,
а также определяет уровень активности
в данном обществе. Общество, которое хочет
использовать весь свой творческий потенциал
и стремится изменить себя к выгоде всех
его членов, должно не только допускать,
но и поощрять социальные движения, что
приведет к возникновению богатого и разнообразного
ССД. Это — «активное общество» (118). Общество,
которое подавляет, блокирует или уничтожает
социальные движения, уничтожает собственный
механизм самоулучшения и самотрансцен-денции,
т. е. выхода за свои собственные пределы
(термин Гид-денса. — Ред.). Если ССД узок
или его просто нет, то общество становится
«пассивным», а его члены — невежественными,
безразличными и бессильными людьми, тогда
единственной исторической перспективой
являются застой и упадок.