Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т. д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса, в которых она функционирует.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Личность родителя в системе отношений с ребенком……………...5
Личность родителя как субъекта отношений с ребенком…………….5
Этнокультурная вариативность личности родителей в русском и бурятском этносах………………………………………………………………21
Изучение представлений подростков об отношении к ним родителей
Глава 2. Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье…………………………………………………33
2.1. База и методы исследования……………………………………………..54
2.2. Особенности отношения родителей к ребенку в современной бурятской семье……………………………………………………………………………64
2.3. Особенности представления подростков об отношении к ним родителей в современной бурятской семье………………………………………………..73
Заключение…………………………………………………………………….75
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

DiploM_33_33_33_33_33_33_33_33_33_33.docx

— 407.85 Кб (Скачать)

Доминирование связано с принятием ответственности, обеспечением безопасности членов группы, сохранением нормальных отношений.

Следующая характеристика отношения к ребенку - это ответственность. Ответственность входит в категорию морального сознания. Личность может нести ответственность за себя, за отдельных членов группы. Природа родительской ответственности и стадии развития ответственного поведения родителей в настоящее время исследованы в психологи недостаточно, как и сама категория ответственности. К. Муздыбаев [181] определяет социальную ответственность, как качество характеризующее социальную типичность личности. Это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия. Отчужденность от социальных норм и неумение найти смысл жизни ослабляют социальную

ответственность.

В.Н. Дружинин солидарен с М. Мид в вопросе ответственности мужчины за семью как целое. У этой социальной обязанности нет биологических механизмов. Мужчина - наследник традиций, и во всем мире существует представление о долге и семье, за которую ответственен мужчина. В то время как материнская привязанность к ребенку природная, ответственность мужчины формируется, закладывается в результате социальных усилий, социального обучения мужчины.

Еще одной характеристикой осознаваемого родительского отношения является дистанция эмоциональной близости-отдаленности. Психологически она основана на мотивации аффилиации. Аффилиация в психологии (от англ. affiliation - соединение, связь) - потребность (мотивация) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви.

Рассмотрим звенья самосознания в аспекте системы отношений родителя с детьми. 1. Родитель приобретает свою социальную роль только в системеотношений с ребенком. 2. Ролевые функции мамы или папы определяются принятыми в данной культуре традициями полоролевого поведения. 3. Психологическое время исполняемой родительской роли - достаточно сложное понятие. Во-первых, можно выделить процесс формирования психокультурной готовности к исполнению роли родителя. В этот период человек выступает в роли потенциального родителя. Во-вторых; период непосредственного исполнения родительской функции. Самосознание родителя интенсивно меняется в связи с психическим развитием ребенка. Отношения, которые устанавливаются с ребенком, характер связи, определяются сложностью психической организации ребенка. Об этом много говорится в возрастной психологии, но недостаточно рассматривается в психологии личности, в частности, психологии личности родителя. В-третьих, период ослабления интенсивности отношений в связи с обретением ребенком самостоятельности и отделением его от родительской семьи достаточно сильно детерминирован этнокультурной составляющей. В зрелом возрасте человеком переживается «синдром пустого гнезда», что связано с осознанием своей родительской роли в прошлом. 4. Индивидуальность родителя проявляется в характере отношений, которые он сумел установить с ребенком. Здесь находят выражения, преломленные через требования этнокультуры: требовательное и ответственное отношение, оценочное отношение личности родителя к себе и своему ребенку.

Н.У. Токомбаева [260] доказывает необходимость взаимоотношений подростка и взрослого для личностного роста первого. Она выделяет неодинаковые роли в коммуникации партнеров разного возраста. Взрослые являются для подростка образцом, в то время как другие дети оказываются

примерно равными ему, и это облегчает ему сравнение себя с ними.

Таким образом, культурные детерминанты самосознания родителя могут быть определены в составляющих структурных компонентах системы  отношений с детьми.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

  1. Объективные отношения между родителем и ребенком складываются под влиянием представлений родителя о нормах отношений, выработанных в культуре конкретного этноса, и, интериоризируясь, они образуют систему психологических отношений родителя с ребенком.
  2. Система отношений личности родителя с детьми включает: 1) когнитивное отношение, в результате которого формируется образ ребенка; 2) конативное отношение, в результате которого устанавливается отношение доминирования-подчинения; 3) эмоциональное отношение, контролирующее устойчивость дистанции близость-отдаленность; 4) самоотношение родителя к самому себе как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «я»- родителя.
  3. Самосознание родителя может быть понято как осознание себя субъектом сложившихся компонентов системы отношений с ребенком, включенным в этиотношения, и поэтому все перечисленные компоненты системы будут являться компонентами самосознания родителя.
  4. Суждение о себе как о субъекте системы отношений с ребенком заимствуется родителем из установленных и диктуемых культурой аксиологических и деонтологических норм. Иерархия культурных норм отношения человека к человеку определяет степень выраженностикомпонентов системы отношений в структуре самосознания.
  5. Самосознание родителя производно от отношения к ребенку. Ребенок предстает как самоочевидная значимость и целостность, как ценность сама по себе воплощает в своей неповторимой форме все достоинства и красоту человеческого рода. В ребенке сосредотачиваются образы человечества. Отношение к ребенку как к самоценности есть ничто иное как проявление любви - высший из доступных человеку способов реализации отношения к другому. Самосознание родителя, приобщенное к родовой сущности, развивается в отношении к себе через отношение к ребенку. Отъединенное, замкнутое на самом себе самосознание родителя не имеет творческой силы.

Родитель, не имеющий единства с ребенком, отказывает ему в трансцендентности самого себя, своей любви.

    1. .Этнокультурная вариативность личности родителей в русском и бурятском этносах

На этапе математической обработки полученных данных и выдвижения статистических гипотез учитывались следующие общекультурные требования к родителям (Декларация прав ребенка, 1959):

  • уважение в ребенке его неповторимой индивидуальности;
  • признание его физического облика и наличного уровня умственного развития;
  • принятие его эмоциональных переживаний;
  • признание его права в вопросах самореализации и выбора жизненного пути.

В самосознании родителя исследовались следующие компоненты системы отношений с детьми: конативный, когнитивный, эмоциональный компоненты и самоотношение родителя к самому себе. Для выявления специфических особенностей в самосознании родителя по выделенным компонентам шкалы стандартизированных опросников ОРО Варга - Столина и методики PARI были перегруппированы.

Выводы работы основаны на статистическом анализе данных, который состоял в следующем: была произведена систематизация и обработка данных с целью их удобного представления и визуализации; построены статистические распределения частот, гистограммы и полигоны распределений, кумулятивные кривые (графики эмпирических функций распределения). Методы описательной статистики позволили сформулировать статистическую гипотезуо наличии общего и специфического в самосознании русских и бурятских родителей. Сравнительный анализ выборок был произведен на основе критерия х на принятом уровне значимости 0,05 (5% вероятность ошибки).

К индикаторам когнитивной компоненты самосознания родителей мы отнесли шкалы: «побуждение словесных проявлений, вербализаций», «развитие активности ребенка», «стремление ускорить развитие ребенка»,и др., из методики PARI;

По шкалам «побуждение словесных проявлений, вербализаций,суровости ,сверхавтономности, и т.д.», не было обнаружено каких либо существенных различий (рис. 1).

Рис. 1.1. Распределения частот по методике Pari(русские,западные буряты)

В самосознании родителей когнитивная компонента содержит представления о том, что для понимания ребенка, его помыслов, переживаний,  размышлений необходимо использовать речь.

Рис.№2Гисстограмма распределения частот по шкале  «Преодоление сопротивления»(Русские,западные буряты)

По шкале «преодаление сопротивления» Рис № 2 мы видим различия по тенденциям, у западных бурятских родителей показатель оказался выше чем у русскмх родителей, это значит что русские родители более лояльно относятся к воле ребенка. Должным образом поощряя сопротивление ребенка, родители тем самым помогают ему осознать собственный внутренний мир чувств, желаний и потребностей. В конечном счете это приводит к развитию у ребенка силы воли. Сила воли может стать тем фактором, который определит его победы иди неудачи в жизни. Люди с сильной волей преуспевают, а слабовольные легко пасуют перед любыми трудностями. Если с детства не готовить человека преодолевать неизбежно возникающие в жизни проблемы, он вырастает слабовольным.

Рис № 3Гисстограмма распределения частот по шкале  «чрезмерная забота»

По шкале «чрезмерная забота» рис№3 различия также по тенденциям, у западных бурятских родителей показатель на много выше чем у русских родителей, тем самым показывает, что западные бурятские родители чрезмерно заботятся о своих детях.

Рис № 4Гистограмма распределения частот по шкале «ограниченность,ощущение, семейный конфликт» по методике Pariсравнение (русские, западные буряты)

На рисунке №4 показано сравнение шкал «ограниченность, ощущение, семейный конфликт» у русских родителей, и у родителей восточных бурят, сравнение показало различие по тенденции

Шкала «сверхавтономность, раздражительность, преодоление сопротивление, подавление сексуальности рис № 5 показывает значимые различия.

Рис № 5 Гистограмма распределения частот по шкале «сверх.автономность, раздражительность, преодоление сопротивления, подавление сексуальности» по методике Pariсравнение (русские, западные буряты)

Рис № 6Гистограмма распределения частот по шкале «Чрезмерная забота»

 

Шкала чрезмерная заботана рис.№6 показывает различия по тенденции, тем самым определяет, что показатель у бурятских восточных родителей на много преобладает чем у русских родителей.

 По методике диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столина) мы провели сравнение между русскими родителями и родителями западных и восточных бурят.

Сравнение по шкале «Принятие-отвержение»

Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Рис № 7 Гистограмма распределения частот по шкале «Принятие -отвержение» (русские, западные буряты)

  На рис№7 мы видим сравнение  шкал «принятие – отвержение»  у русских родителей и у  родителей западных бурят, сравнение  показало значимые различия, у русских родителей показатель выше чем у западных бурятских родителей.

 

Рис № 8 Гистограмма распределения частот по шкале «Принятие -отвержение» (русские, восточные буряты)

 

В сравнении шкал «принятие – отвержение» у русских и у восточных бурятских родителей рис№8 показало так же значимые различия, и так же, как и в сравнении с западными бурятскими родителями, у русских родителей показатель выше.Тем самым сравнение показало: что русскому родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему и стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.

Рис № 9 Гистограмма распределения частот по шкале «Принятие -отвержение» (западные, восточные буряты)

На рис№9 показано сравнение шкалы «принятие - отвержение» восточных и западных бурятских родителей, сравнение показало значимые различия, у западных бурятских родителей показатель выше чем у восточных бурятских родителей.

Сравнение по шкале «Симбиоз, авторитарнаягиперсоциализация

Шкала симбиоз:

  Шкала отражает межличностную  дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой  шкале можно считать, что родитель  стремится к симбиотическим отношениям  с ребенком. Содержательно эта  тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Шкала авторитарная гиперсоциализация

Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами

Рис № 10 Гистограмма распределения частот по шкале «симбиоз, авторитарная гиперсоциализация»

 

На рисунке № 10 показано по шкале «авторитарнаягиперсоциализация» значимые различия у русских родителей и у родителей восточных и западных бурятских родителей. В сравнении родителей западных и восточных бурятских родителей нет значимых различий, у западных и восточных родителей показатель выше чем у русских родителей, а вот в сравнении по шкале «симбиоз» значимые различия у всех родителей, всех выше показатель у русских, чуть меньше у восточных бурят, затем у западных.

Сравнение шкал «Кооперация, отношение к неудачам»

Шкала симбиоз

  Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда

Информация о работе Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье