Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:00, курсовая работа
Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т. д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса, в которых она функционирует.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Личность родителя в системе отношений с ребенком……………...5
Личность родителя как субъекта отношений с ребенком…………….5
Этнокультурная вариативность личности родителей в русском и бурятском этносах………………………………………………………………21
Изучение представлений подростков об отношении к ним родителей
Глава 2. Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье…………………………………………………33
2.1. База и методы исследования……………………………………………..54
2.2. Особенности отношения родителей к ребенку в современной бурятской семье……………………………………………………………………………64
2.3. Особенности представления подростков об отношении к ним родителей в современной бурятской семье………………………………………………..73
Заключение…………………………………………………………………….75
Библиографический список……………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Личность родителя в системе отношений с ребенком……………...5
Глава 2. Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье…………………………………………………33
2.1. База и методы исследования…………
2.2. Особенности отношения
родителей к ребенку в
2.3. Особенности представления
подростков об отношении к
ним родителей в современной
бурятской семье………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..77
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т. д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса, в которых она функционирует.
Анализ исследований и наши наблюдения позволяют выделить две тенденции в детско-родительских отношениях: с одной стороны, наблюдается утрата национальных традиций и обычаев, рост малочисленных семей, ослабление влияния со стороны старшего поколения на воспитание ребенка, с другой стороны, рост этнического самосознания, активизация интереса к истории, культуре своего народа, попытка возрождения традиционных, исторически сложившихся детско-родительских отношений. В современных условиях политического и социально-экономического кризиса, когда этнические общности попадают в экстремальные ситуации и оказываются аварийными группами, возрастает потребность в знаниях по психологии детско-родительских отношений. Семьи, погруженные в иноэтническую среду, трансформируются по следующим моделям: они вынужденно интегрируются, адаптируются, сепарируются или маргинализируются; погружение в иноэтнические условия всегда вызывает выраженное напряжение, что неизбежно приводит к выбору позиции семьи по отношению к окружению.В современной России миграции приобретают массовый характер, поэтому процессы, происходящие в семье, и, в том числе, в детско-родительских отношениях имеют особую значимость.Нами исследовались бурятские семьи, проживающие на исконной территории и в диаспоре.
Объект исследования: система отношений родителя с ребенком.
Предмет исследования: родитель в системе отношений с ребенком.
Проведенный теоретико-методологический анализ основ кросс-культурного исследования самосознания родителей в системе отношений с детьми позволяет выдвинуть следующую гипотезу:
Система психологических отношений родителя с ребенком регулируется общезначимыми аксиологическими и деонтологическими нормами, принимаемыми в культуре определенного этноса, поэтому можно предположить, что в самосознании личности родителя существуют инвариантные компоненты, детерминированные общезначимыми человеческими нормами, и, кроме того, вариативность компонентов определяется психологической культурой отношений с детьми, сформированной в конкретном этносе.
Задачи исследования.
1 Выявить особенности отражения традиционной
культуры в детско-родительских отношениях
2 Изучить специфику детско-родительских
отношений у бурят, проживающих в условиях
исторической родины, и у бурят, проживающих
в диаспоре
3 Проанализировать характер взаимоотношений
подростков бурят с родителями в Республике
Бурятии и в Бурятском автономном округе
Методы исследования:
1 Тест-опросник «Измерение родительских
установок и реакций» PARI
2 Тест-опросник детско-родительских отношений
Варга-Столина
3Тест – опросник взаимодействие родитель
– ребенок Марковская
4 Тест опросник подроски о родителях Вассерман;Торькова;Ромицына
Научная новизна
состоит в том, что в работе впервые экспериментально
исследовались детско-родительские отношения
в семьях, проживающих в условиях традиций
своего этноса, так и за ее пределами -
в условиях диаспор внутри титульного
этноса
Выявлено различие в структуре семейного
воспитания у представителей бурятского
этноса, проживающих в едином геоисторическом
пространстве (пУсть-Орда Бурятского автономного
округа) и на территории титульного этноса
в Республике Бурятия
Прикладное значение.
Полученные данные об особенностях детско-родительских
отношений в бурятском этносе могут быть
использованы в организации психологической
помощи по вопросам семьи, брака и семейного
воспитания молодежи
Методологической
основой исследования является идея
о становлении личности путем присвоения
"материальной и духовной культуры
общества", а также концепция структуры
самосознания личности В С Мухиной Автор
концепции понимает самосознание как
универсальную, исторически сложившуюся
и социально обусловленную психологическую
структуру, присущую каждому социализированному
индивиду, состоящую из звеньев, которые
составляют содержание ключевых переживаний
личности и выступают внутренними факторами
рефлексии ее отношения к самой себе и
окружающему миру Согласно В С Мухиной,
структуру самосознания составляют идентификация
с собственным телом и именем, притязание
на
признание, половая идентификация, психологическое
время личности, социальное пространство
личности Каждый этнос является носителем
своего, исторически обусловленного содержания,
конструирующего качественное наполнение
звеньев Содержательное наполнение звеньев
самосознания зависит от характеристик
этнической среды, в рамках которой происходит
становление личности
Структура диплома.
Диплом состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы,
приложений
Глава 1. Личность родителя в системе отношений с ребенком
1.1. Личность родителя как субъекта отношений с ребенком
Этимологический анализ понятия «родители» указывает на то, что оно имеет в своей основе понятие «род» как основную общественную организацию, объединенную кровным родством. Два слова: «родитель» - отец, мужчина по отношению к своим детям, - и «родительница» - мать, женщина по отношению к её детям, - использовались в разговорной речи и в настоящее время являются устаревшими. Русское слово «родители» используется только во множественном числе, что указывает на общественную природу воспитания ребенка, что, с одной стороны, не противоречит философскому пониманию социальной природы личности, а, с другой, указывает на необходимость решения проблемы индивидуальной ответственности за становление личности отдельно взятого ребенка, следовательно, отдельно рассматривать личность отца, матери, других значимых взрослых. В случае обсуждения отношений в семье целесообразно избрать термины «отец» и «мать», в то время как при обсуждении брачных отношений - «муж» и «жена».
А. Адлер и его последователь Р. Дрейкурс, Э.Берн и его последователи Т. Харрис, М. Джеймс, Д. Джонгвард [278, с.40 - 54] в своих работах затрагивали проблему родительского самосознания.
Э Берн [31, с. 176] отмечает, что ребенок рано усваивает скрипт (англ.script- сценарий), в значительной степени продиктованный его родителями. Скрипт не«бессознателен»: его легко обнаружить. Однако, пишет Э. Берн, большинство людей сопротивляются тому, чтобы признать существование такогo жизненного плана и предпочитают демонстрировать независимость посредством игр - игр, которые сами диктуются их скриптами. Игры удерживают людей в относительном благополучии или привычной беде, подтверждая Родительское программирование. Существует несколько типов скриптов, структурирующих время всего жизненного пути индивида. Шесть основных классов - Никогда, Всегда, Пока Не, Но Потом, Снова и Снова и Открытый конец. Смысл этих скриптов Э. Берн раскрывает метафорически на примерах из греческой мифологии.
В английской психологии Дж. Шоттер и Дж. Ньюсон воспользовались понятием «психологический симбиоз» для описания феномена отношений матери и ребенка. В основе «психологического симбиоза» лежит акт содействия между матерью и ребенком, в результате которого матери наделяют младенца мыслями и чувствами и общаются с ним как с подлинным обладателем этих чувств и мыслей. По мере взросления ребенок берет на себя все большее число психологических функций.
Э. Шефер и Р. Белл предложили двухфакторную модель родительского отношения. В ней основными факторами являются эмоциональный (любовь - ненависть или принятие- отвержение) и поведенческий (автономия -контроль).
В теории привязанности Д. Боулби и М. Эйнсворт защита и безопасность, создаваемые матерью для ребенка, обеспечивают ему условия для инициативности, активного познания мира и даже стремления к риску.
Психоаналитическая традиция рассматривала объектные отношения, акцентируя внимание на ребенке как субъекте этих отношений и его ранних переживаниях. (Дж. Боулби, М. Кляйн, М. Малер, Р. Спитц, 3.Фрейд, А. Фрейд и др.)
К Г. Юнг выделил интересные в контексте нашего обсуждения архетипы коллективного бессознательного: «Архетип Матери» и «Архетип Духа».Комментируя один восточный текст, он пишет, что понятие «коллективного бессознательного» оказывается как бы европейским эквивалентомbuddhi, просветленного разума (mind), «высшего» сознания, в то время как психологи называют его «темными задворками сознания». Нет необходимости рассуждать о том, что для восточной ментальности означают вышеназванные архетипы бессознательного. «Так как бессознательное является маточным разумом(мatrixmind), с ним связывается свойство креативности. Бессознательное – месторождения форм мысли, такое же, каким наша традиция считает Мировой Разум (UniversalMind)», - писал К.Г. Юнг [299, с.518].
Культура для человека является не только регулятором его собственного поведения, она задает каноны отношений человека к человеку. Об этике отношений родителей к детям в различных контекстах культур в свое время говорили и писали К. Хорни (материнские конфликты), В. Райх (вытеснение сексуальности), Э. Фромм (искусство любви, отчуждение).
Интересны идеи Британской школы, в частности, педиатра, взрослого и детского аналитика Д. Винникота. Он настаивал на том, что любые теоретические высказывания о младенце должны быть и высказываниями о матери. Привязанность младенца должна рассматриваться наряду с эмоциональным вкладом «достаточно хорошей матери». Он высказывал мысль о том, что диодные отношения более важны, чем роль каждого из партнеров и что транзиторный объект помогает установить связь «я и не-я» тогда, когда младенец осознает разлуку. Д, Винникот [314] показал связь между жестокостью родителей и отвержением их самих в детстве, повторяемость разводов в нескольких поколениях, влияние низкой самооценки матери на формирование заниженной самооценки у ребенка. Идея Винникота о транзиторных феноменах породила массу исследований далеко не только о младенчестве, но и творчестве.
Психоисторик Ллойд де Моз, утверждает: традиционный человек стоит гораздо ближе к шизоидному типу, а современный - к счастью и целостности. «Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным» [89, с. 5]. Вопреки представлениям о традиционной семье как о сильном когда-то, а сейчас терпящем упадок институте, современная семья с любовью к детям и между супругами - новейшее приобретение, которое со временем все крепнет.
Таким образом, в положениях классического - и неопсихоанализа в неявном виде присутствуют структурные компоненты самосознания родителя.
Жизненный мир личности в понимании экзистенциалистов имеет несколько направлений реализации экзистенциальных возможностей (43; 168; 222; 273). Человек имеет потенциальную возможность реализовать свою личность в роли родителя. Родитель способен интерпретировать свое существование благодаря нормам поведения, ценностям, идеям, взятым им из культуры. Институт семьи обуславливает возможность социально-ролевой функции родителя. Личность родителя воспринимает своего ребенка и может устанавливать с ним диалогические отношения «Я-Ты».
У Э. Фромма [273] родительское отношение описывается дихотомическими характеристиками: условная и безусловная любовь, а также сила контроля со стороны родителей. Материнская любовь безусловна, ее нельзя заслужить, поэтому любовью матери невозможно управлять. Материнская любовь либо есть, либо ее нет. Любовью отца, по логике Э.Фромма, можно управлять: её можно заслужить, но ее можно и лишиться.
А. Маслоу указывал на то, что родитель не в состоянии формировать своего ребенка по своему произволу. Дети сами творят себя. «Самое большее, на что способен родитель - и этим ограничиваются большинство родителей - это протестовать, когда ребенок слишком увлекается нашим воспитанием» [169, с. 181].
Подробный анализ базовых человеческих потребностей выводит на новый уровень пирамиды потребностей А. Маслоу. Отношение человека к ребенку может при определенных условиях приобрести жизненный смысл, заключающийся в самореализации Я в роли родителя.
Самосознание матери, отца в контексте культурно-исторической психологии и идеи Л.С. Выготского о «единой психологической системе», А.Г. Асмолова - о «взросло-детской общности», В.Е Клочко о «совмещенных психологических системах» может быть понято как особое системное психологическое образование в системе отношений с ребенком.
Для нас важна идея Л.С. Выготского [65, с.223] о психологической системе, связанной не только с социальными знаками, но и с идеологией.
Быть родителем - один из «предельных личностных смыслов». Д.А. Леонтьев среди 9 классификационных категорий смыслов жизни выделяет семью [150, с.25]. Самосознание себя в качестве субъекта системы детско- родительских отношений позволяет человеку реализовать себя в этой роли, раскрыть еще одну жизненную возможность, раскрыть для себя в этой сфере жизни общечеловеческие ценности.
Самореализация человека в родительской роли способствует формированию когнитивного и эмоционально-ценностного отношения к себе как к родителю. Основные компоненты самосознания становятся более дифференцированными благодаря выделению вполне независимой от успешности в профессиональной деятельности родительской роли. Самооценка человеком себя как субъекта, встраивающего отношения с ребенком, уровень его притязаний в выполнении родительской роли, знание о оценке исполнения функций родителя и через них оценки не только личности родителя, но и личности в целом - являются основными параметрами в изучении самосознания человека в родительской роли, в формировании им объективной системы отношений с ребенком и представлений о психологических характеристиках системы, субъектом которой он является.