Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:00, курсовая работа
Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т. д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса, в которых она функционирует.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Личность родителя в системе отношений с ребенком……………...5
Личность родителя как субъекта отношений с ребенком…………….5
Этнокультурная вариативность личности родителей в русском и бурятском этносах………………………………………………………………21
Изучение представлений подростков об отношении к ним родителей
Глава 2. Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье…………………………………………………33
2.1. База и методы исследования……………………………………………..54
2.2. Особенности отношения родителей к ребенку в современной бурятской семье……………………………………………………………………………64
2.3. Особенности представления подростков об отношении к ним родителей в современной бурятской семье………………………………………………..73
Заключение…………………………………………………………………….75
Библиографический список……………………………………………
30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.
31. Строгая дисциплина
по отношению к ребенку
32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.
33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.
34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.
35. Ребенок должен всегда
обращаться за помощью к
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...).
37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.
38. Дети, которые не пробуют
своих сил в достижении
могут встретиться с неудачами.
39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.
42. Если жена достаточно
подготовлена к
43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей. АабБ
44. Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а вы им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов. АабБ
45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно повлияет на его развитие.
46. Нехорошо, когда мать
одна преодолевает все
47. У ребенка должны
быть свои взгляды и
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.
49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.
50. Умный отец должен
научить ребенка уважать
51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.
52. Если ребенок попал
в беду, в любом случае мать
всегда чувствует себя
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.
54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.
55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.
57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.
58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.
59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.
60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться — плохой метод воспитания.
61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.
62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.
63. Когда мать плохо
выполняет свои обязанности по
отношению к детям, это, пожалуй,
значит, что отец не выполняет
своих обязанностей по
64. Детские игры с сексуальным
содержанием могут привести
65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство.
66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.
67. Родители, которые выслушивают
с одобрением откровенные
68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.
69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.
70. Дети должны принимать
участие в решении важных
71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.
72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.
73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.
74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.
75. Большинство матерей опасаются учить ребенка, давая ему мелкие поручения.
76. В семейной жизни
существует много вопросов, которые
нельзя решить путем
77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле.
78. Воспитание детей — это тяжелая нервная работа.
79. Дети не должны сомневаться в способе мышления родителей.
80. Больше всех других дети должны уважать родителей.
81. Не надо способствовать
тому, чтобы дети занимались боксом
и борьбой, так как это может
привести к серьезным
82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени
для любимых занятий.
83. Родители должны считать
детей равноправными по
84. Когда ребенок делает
то, что обязан, он находится на
правильном пути и будет
85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.
86. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем. АабБ
87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.
88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.
89. Так как ребенок часть матери, она имеет право знать все о его жизни.
90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.
91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться
с физиологическими нуждами.
92. Большинство женщин
нуждаются в большем
93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.
94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
95. Для хорошей матери
достаточно общения с
96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.
97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.
98. Самая главная забота
матери — благополучие и
99. Естественно, что двое
людей с противоположными
100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.
101. Естественно, что мать
«сходит с ума», если у нее
дети эгоисты и очень
102. Ребенок никогда не
должен слушать критические
103. Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителям.
104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.
105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.
106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.
107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.
108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.
109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни.
110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.
111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждено руководить семейными делами.
112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.
113. Если включать ребенка в домашние работы, он станет более контактен с родителями и ему будет проще доверять им свои проблемы.
114. Надо как можно раньше
прекратить кормить ребенка
115. Нельзя требовать от
матери слишком большого
Приложение №2
Дорогой друг!
Просим вас принять участие в исследовании «Детско-родительские отношения в современной бурятской семье»
Инструкция 1. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
1.Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
2.Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.
3.Я редко говорю ему (ей), куда илу и когда вернусь.
4.Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
5.Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
6.Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
7.Он(а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.
8.Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.
9.Нам трудно достичь взаимного согласия.
10.Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).
11.Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
12.Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как к нему (к ней).
13.Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.
14.Он(а) меня редко ругает.
15.Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.
16.Считает, что главное - это слушаться его (ее).
17.Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).
18.Он(а) не разделяет моих увлечений.
19.Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
20.Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
21.Он(а) часто идет у меня на поводу.
22.Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.
23.Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.
24.Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
25.Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
26.Бывает, что применяет ко мне физические наказания.
27.Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).
28.Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.
29.Он(а) всегда мне сочувствует.
30.Мне кажется он(а) меня понимает.
31.Он(а) хотела бы во мне многое изменить.
32.При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.
33.Он(а) всегда соглашается
с моими идеями и
34.Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
35.Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.
36.Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.
37.Он(а) предъявляет ко мне много требований.
38.По характеру он(а) мягкий человек.
39.Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, мота я захочу.
40.Он(а) стремится оградить
меня от трудностей и
41.Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
42.Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
43.Он(а) часто критикует меня по мелочам.
44.Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.