Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т. д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса, в которых она функционирует.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Личность родителя в системе отношений с ребенком……………...5
Личность родителя как субъекта отношений с ребенком…………….5
Этнокультурная вариативность личности родителей в русском и бурятском этносах………………………………………………………………21
Изучение представлений подростков об отношении к ним родителей
Глава 2. Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье…………………………………………………33
2.1. База и методы исследования……………………………………………..54
2.2. Особенности отношения родителей к ребенку в современной бурятской семье……………………………………………………………………………64
2.3. Особенности представления подростков об отношении к ним родителей в современной бурятской семье………………………………………………..73
Заключение…………………………………………………………………….75
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

DiploM_33_33_33_33_33_33_33_33_33_33.docx

— 407.85 Кб (Скачать)

•Шкала непоследовательности.

Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний максимальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступают доверие и подчиняемость. У отцов же доминируют уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю над поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляются упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что выходит, в отличие от характеристик отца, на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступают жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием – у матерей.

 

 

 

Сравнение шкал «Позитивный интерес,директивность,враждебность автономность,непоследовательность» у матери и отца у русских мальчиков:

Рис № 12 Гистограмма распределения частот по шкале «Позитивный интерес,директивность,враждебность автономность,непоследовательность» у русских мальчиков

На рис№12 показано сравнение шкал у матери и у отца у русских мальчиков, сравнение выявило значимое различие только по шкале «Враждебность», по всем отстальным шкалам не было выявлено значимых различия. Показатель у отца выше чем у матери

Сравнение шкал «Позитивный интерес,директивность,враждебность автономность,непоследовательность» у матери и отца у русских девочек

Рис № 13 Гистограмма распределения частот по шкале «Позитивный интерес, директивность, враждебность автономность, непоследовательность»у русских девочек

На рисунке №13 показано сравнение шкал родителей у русских девочек,по всем шкалам значимых различий не выявилось, тем самым показывает что отец и мать у русских девочек, относятся к своим дочерям  равноправно.

Сравнение шкал «Позитивный интерес,директивность,враждебность автономность,непоследовательность» у матери и отца у западных мальчиков

Рис № 14 Гистограмма распределения частот по шкале «Позитивный интерес, директивность, враждебность автономность, непоследовательность» у западных мальчиков

В сравнении шкал у родителей западных мальчиков на рис№14, были выявлены значимые различия только по шкале «Директивность», у матери показатель выше чем у отца, тем самым это показывает простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка. По отстальным же шкалам не было выявлено значимых различий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение шкал «Позитивный интерес,директивность,враждебность автономность,непоследовательность» у матери и отца у западнх девочек

Рис № 15 Гистограмма распределения частот по шкале «Позитивный интерес, директивность, враждебность автономность, непоследовательность» у западных девочек

На рисунке №15 показаны сравнения шкал родителей западных бурятских девочек, выявлевны различия по тенденциям, в шкале «враждебность» показатель у отца чуть выше чем показатель матери, тем самым это показывает что  в отношении к дочерям западные бурятские отцы относятся требовательней чем матери.

Сравнение шкал «Позитивный интерес,директивность,враждебность автономность,непоследовательность» у матери и отца у восточных мальчиков

 

Рис № 16 Гистограмма распределения частот по шкале «Позитивный интерес, директивность, враждебность автономность, непоследовательность» у восточных мальчиков

На рис№16 показано сравнение шкал у родителей восточных мальчиков, сравнение показало различия по тенденциям только по двум шкалам, это шкала «директивность», и шкала «автономность», показатель директивность выше показателя чем у матерей,что показывает что отцы возможночетко дают понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения. В шкале «автономность» мы наблюдаем обратное, показатель выше чем у отца, и это показывает что матери возможно достаточно авторитарно относятся к своим детям, подчиняя их к своей воле.

Сравнение шкал «Позитивный интерес,директивность,враждебность автономность,непоследовательность» у матери и отца у восточных девочек

Рис № 17 Гистограмма распределения частот по шкале «Позитивный интерес, директивность, враждебность автономность, непоследовательность» у восточных девочек

В сравнении шкал у родителей восточных девочек на рис№17 не было выявлено значимых различий, тем самым показывает что родители равноправно относятся к своим детям.

По методике ВРР (Взаимодействие взрослый ребенок) И.М. Марковский мы провели сравнение шкал у родителей русских,западных и восточных бурятских подростков

1 шкала: нетребовательность-требовательность  родителя. Данные этой шкалы показывают  тот уровень требовательности  родителя, который проявляется во  взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой  шкале, тем более требователен  родитель, тем больше ожидает  он высокого уровня ответственности  от ребенка.

2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы  можно судить о суровости, строгости  мер, применяемых к ребенку, о  жесткости правил, устанавливаемых  во взаимоотношениях между родителями  и детьми, о степени принуждения  детей к чему-либо.

3 шкала: автономность-контроль по  отношению к ребенку. Чем выше  показатели по этой шкале, тем  более выражено контролирующее  поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться  в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль  может приводить к полной автономии  ребенка, к вседозволенности, которая  может быть следствием либо  безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно  также, что низкий контроль связан  с проявлением доверия к ребенку  или стремлением родителя привить  ему самостоятельность.

4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная  близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное  внимание, что эта шкала отражает  представление родителя о близости  к нему ребенка. Такая трактовка  этой шкалы вызвана зеркальной  формой опросника, по которой  дети оценивают свою близость  к родителям, свое желание делиться  самым сокровенным и важным  с родителем. Сравнивая данные  родителя и данные ребенка, можно  судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5 шкала: отвержение-принятие ребенка  родителем. Эта шкала отражает  базовое отношение родителя к  ребенку, его принятие или отвержение  личностных качеств и поведенческих  проявлений ребенка. Принятие ребенка  как личности является важным  условием благоприятного развития  ребенка, его самооценки. Поведение  родителей может восприниматься  ребенком как принимающее или  отвергающее.

6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между  родителями и детьми как нельзя  лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием  включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство  в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть  результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или  попустительского стиля воспитания.

7 шкала: несогласие-согласие между  ребенком и родителем. Эта шкала  тоже описывает характер взаимодействия  между родителем и ребенком  и отражает частоту и степень  согласия между ними в различных  жизненных ситуациях. Используя  две формы опросника: детскую  и взрослую, можно оценить степень  согласия не только по этой  шкале, но и по всем остальным  шкалам, так как расхождения между  ними тоже позволяют судить  о различиях во взглядах ребенка  и родителя на воспитательную  ситуацию в семье.

8 шкала:непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.

9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают  самооценку родителя в сфере  его влияния на ребенка, насколько  его мнения, поступки, действия являются  авторитетными для ребенка, какова  их сила влияния. Сравнение с  данными ребенка позволяют судить  о степени расхождения оценок  родительского авторитета. Когда  дети дают высокую оценку авторитетности  родителя, то чаще всего это  означает выраженное положительное  отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой  шкале очень важны для диагностики  позитивности-негативности отношений  ребенка к родителю, как и показатели  по следующей — 10-й шкале.

10 шкала: удовлетворенность отношениями  ребенка с родителем. По данным  десятой шкалы можно судить  об общей степени удовлетворенности  отношениями между родителями  и детьми, — как с той, так  и с другой стороны. Низкая  степень удовлетворенности может  свидетельствовать о нарушениях  в структуре родительско-детских  отношений, возможных конфликтах  или об обеспокоенности сложившейся  семейной ситуацией.

Сравнение шкал«нетребовательность,мягкость,автономность,эмоциональная дистанция,отвержение,несотрудничество,несогласие,непоследовательность,авторитетность,удовлетворенность отношениями. у родителей русских подростков мальчиков:

Рис № 18 Гистограмма распределения частот по шкалам у руских подростков мальчиков

На рис№18 показано сравнение шкал родителей русских подростков мальчиков. Сравнение показало различие по тенденциям только по одной шкале, это шкала «эмоциональная дистанция», где у отцов русских подростков чуть ниже показателя матерей русских подростков,шкала «удовлетворенность отношениями» показала значимые различия где у матерей показатель так же выше чем у отцов русских подростков мальчиков.  По остальным шкалам у родителей показатели совпадают.

Сравнение шкал«нетребовательность,мягкость,автономность,эмоциональная дистанция,отвержение,несотрудничество,несогласие,непоследовательность,авторитетность,удовлетворенность отношениями у родителей русских подростков девочек

Рис № 19 Гистограмма распределения частот по шкалам у русских подростков девочек

На рис.№18 показано сравнение шкал у родителей русских подростков девочек, сравнение шкал показало значимые различия по двум шкалам, это шкала «автономность», где показатель матерей выше показателей отцов, шкала « нетребовательность» показывает что у матерей русских подростков девочек так же выше чем показатель у отцов.По остальным шкалам показатели  родителей русских подростков  совпало.

Сравнение шкал«нетребовательность,мягкость,автономность,эмоциональная дистанция,отвержение,несотрудничество,несогласие,непоследовательность,авторитетность,удовлетворенность отношениями у родителей западных бурятских мальчиков

Рис № 20 Гистограмма распределения частот по шкалам у западных бурятских мальчиков

На рис.№20 показано сравнение шкал у западных бурятских мальчиков, сравнение показало,что в сравнении нет значимых различий 

Сравнение шкал«нетребовательность,мягкость,автономность,эмоциональная дистанция,отвержение,несотрудничество,несогласие,непоследовательность,авторитетность,удовлетворенность отношениями у родителей западных бурятских девочек

Рис № 21 Гистограмма распределения частот по шкалам у западных бурятских девочек

В сравнении шкал у родителей западных бурятских девочек Рис.№ 21

Были выявлены различия по тенденциям только по шкале «мягкость», где показатель  у отцов выше чем у матерей,по остальным шкалам показатели одинаковы и значимых разлий не было выявлено.

Информация о работе Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье