Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т. д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса, в которых она функционирует.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Личность родителя в системе отношений с ребенком……………...5
Личность родителя как субъекта отношений с ребенком…………….5
Этнокультурная вариативность личности родителей в русском и бурятском этносах………………………………………………………………21
Изучение представлений подростков об отношении к ним родителей
Глава 2. Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье…………………………………………………33
2.1. База и методы исследования……………………………………………..54
2.2. Особенности отношения родителей к ребенку в современной бурятской семье……………………………………………………………………………64
2.3. Особенности представления подростков об отношении к ним родителей в современной бурятской семье………………………………………………..73
Заключение…………………………………………………………………….75
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

DiploM_33_33_33_33_33_33_33_33_33_33.docx

— 407.85 Кб (Скачать)


 

Заключение

На основании теоретического анализа содержания понятия «детско-родительского отношения в современной бурятской» и эмпирического исследования самосознания родителя в системе отношений с ребенком сформулированы следующие выводы:

- Психологические характеристики  системы отношений с ребенком  представляют собой составляющие  компонент самосознания родителя, личностные смыслы «Я»-родителя, которые определяют содержание и целостность самосознания личности родителя, заключающуюся в осознании, понимании, рефлексии выполняемой ими родительской роли, и преломляются сквозь призму психологической культуры этноса.

- Система отношений с ребенком  регламентируется присвоенными  личностью общезначимыми аксиологическими  и деонтологическими нормами, степень действительного влияния которых на поведение определяется культурой этноса, образовавшегося в определенных климатогеографических и исторических условиях. Каждая норма или правило задает границы между степенью проявления свободы в выборе поведения и возможностью осознания долга, права, ответственности, что определяет специфику характера отношений личности в конкретной культуре.

- Когнитивная компонента самосознания  личности родителя представляет общекультурную инварианту и служит стабилизации образа системы отношений с ребенком. Конативная компонента самосознания является культурной вариантой. Она обусловлена социокультурными нормами конкретного этноса. Эмоциональная компонента самосознания личности родителя также варьируется в зависимости от выработанных в конкретной этнокультуре правил выражения эмоционального отношения, но значимых этнокультурных различий не имеет.

- Внутренняя согласованность компонент  самосознания обусловлена культурой  психической деятельности человека. Образ себя как субъекта отношения также является инвариантным и обусловлен самоотношением личности родителя к самому себе.

- Система отношений личности  является динамическим образованием, содержание которого усваивается  в период до наступления подросткового  кризиса и раскрывается с течением  времени. Представления о системе  отношений с ребенком в имплицитном виде хранятся у потенциального родителя и определяют характер отношений с детьми в настоящем и будущем.

- Апробированный в настоящем  исследовании комплекс методик  для выявления сформированности  компонент самосознания родителя  может быть использован для  диагностических целей школьным  психологом. Одновременно с диагностикой при психологическом консультировании рекомендуется акцентировать внимание на трех уровнях характеристик субъективных отношений, осознание которых совершенствует самосознание родителя.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1.

Дорогой друг!

Просим  вас принять участие в исследовании «Детско-родительские отношения в современной бурятской семье»

Стиль общения с ребенком во многом задается семейными традициями. Матери воспроизводят стиль воспитания своего собственного детства, повторяют стиль своих матерей. Характерологические особенности родителей являются одной из существенных детерминант родительского отношения. Патологическая заостренность характерологических черт у родителей порождает специфические особенности отношения к ребенку. Например, родители могут не замечать у себя тех черт характера, на малейшее проявление которых у ребенка они реагируют аффективно и болезненно, настойчиво стараясь их искоренить. Таким образом, родители неосознанно проецируют свои проблемы на ребенка.

Инструкция 1.Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

1.Я всегда сочувствую  своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом  знать все, о чем думает мой  ребенок.

3. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

4. Нужно подольше держать  ребенка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку  чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто  мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь  помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда  недоброе отношение к ребенку  при¬носит ему пользу.

11. По отношению к своему  ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего  не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие  дети потешаются над моим ре¬бенком.

14. Мой ребенок часто  совершает такие поступки, которые  за¬служивают осуждения.

15. Мой ребенок отстает  в психологическом развитии и  для своего возраста выглядит  недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально  ведет себя плохо, чтобы досадить  мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое  плохое.

18. При всем старании  моего ребенка трудно научить  хорошим манерам.

19. Ребенка с детства  следует держать в жестких  рамках, только тогда из него  вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья  моего ребенка приходят к нам  в дом.

21. Я всегда принимаю  участие в играх и делах  ребенка.

22. К моему ребенку постоянно  «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успехов в жизни.

24. Когда в компании  говорят о детях, мне становится  стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее  и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком свое свободное  время.

28. Я часто жалею о  том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя  на том, что с неприязнью и  враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы  мой ребенок достиг того, что  лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не  только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять  все просьбы и пожелания моего  ребенка.

33. При принятии решений  в семье следует учитывать  мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что  в своих требованиях и претензиях  ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают  о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь  с ребенком.

38. Я испытываю дружеские  чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов  моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск  с ребенком, то невозможно нормально  отдохнуть.

41. Самое главное —  чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен  ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения  моего ребенка.

44. Мой ребенок кого  угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка  мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто  меня раздражает.

47. Воспитание ребенка  — это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю своему  ребенку.

50. За строгое воспитание  дети потом благодарят своих  родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше  недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы  моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в  состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то  обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет  не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится  мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу  за состоянием здоровья моего  ребенка.

58. Я восхищаюсь своим  ребенком.

59. Ребенок не должен  иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения  о способностях моего ребенка  и не скрываю этого от него.

Инструкция 2. Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут показаться вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей. На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет вам в голову. Рядом с каждым положением находятся буквы А, а, б, Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А — если с данным положением согласны полностью;

а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением полностью не согласны.

О себе сообщите:

Возраст__________

Пол_____________

Образование_______________

Профессия__________________

Количество и возраст детей______________________________________________________________

Текст опросника

1. Если дети считают  свои взгляды правильными, они  могут не соглашаться с взглядами  родителей.

2. Хорошая мать должна  оберегать своих детей даже  от маленьких трудностей и обид.

3. Для хорошей матери  дом и семья самое важное  в жизни.

4. Некоторые дети настолько  плохи, что ради их же блага  нужно научить их бояться взрослых.

5. Дети должны отдавать  себе отчет в том, что родители  делают для них очень много.

6. Маленького ребенка  всегда следует крепко держать  во время мытья, чтобы он не  упал.

7. Люди, которые думают, что  в хорошей семье не может  быть недоразумений, не знают жизни.

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей  за строгое воспитание.

9. Пребывание с ребенком  целый день может довести до  нервного истощения.

10. Лучше, если ребенок  не задумывается над тем, правильны  ли взгляды его родителей.

11. Родители должны воспитывать  в детях полное доверие к  себе.

12. Ребенка следует учить  избегать драк независимо от  обстоятельств.

13. Самое плохое для  матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться

 от своих обязанностей.

14. Родителям легче приспособиться  к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться  в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать  терять ценное время.

16. Если один раз согласиться  с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.

17. Если бы отцы не  мешали в воспитании детей, матери  бы лучше справлялись с детьми.

18. В присутствии ребенка  не надо разговаривать о вопросах  пола.

19. Если бы мать не  руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.

20. Мать должна делать  все, чтобы знать, о чем думают  дети.

21. Если бы родители  больше интересовались делами  своих детей, дети были бы лучше  и счастливее.

22. Большинство детей должны  самостоятельно справляться с  физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для  молодой матери — оставаться  одной в первые годы воспитания  ребенка.

24. Надо способствовать  тому, чтобы дети высказывали  свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что  жизнь в семье неправильная.

25. Мать должна делать  все, чтобы уберечь своего ребенка  от разочарований, которые несет  жизнь.

26. Женщины, которые ведут  беззаботную жизнь, не очень хорошие  матери.

27. Надо обязательно искоренять  у детей проявления начинающейся  ехидности.

28. Мать должна жертвовать  своим счастьем ради счастья  ребенка.

29. Все молодые матери  боятся своей неопытности в  обращении с ребенком.

Информация о работе Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье