Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:04, курсовая работа
Теоретичне та практичне вивчення особливостей взаємостосунків підлітків з батьками.
Завдання дослідження.
Відповідно до об'єкту, предмету і мети дослідження, мною були поставлені наступні теоретичні і практичні завдання дослідження:
1)Вивчити особливості підліткового віку;
2) Вичити вплив сім'ї і поведінки батьків на розвиток особи дитини;
3) Розглянути основні стилі виховання, їх плюси і мінуси;
4)Виділити найоптимальніший спосіб взаємодії батьків і підлітків; 5)Выявити основні види конфліктів між підлітками і їх батьками, і способи їх рішення.
Вступ......................................................................................................................2
Розділ 1. Система взаємостосунків підлітків з батьками як психологічна проблема.................................................................................................................4
1.1 Психологічні особливості підліткового віку.................................................4
1.2 Стилі сімейного виховання та їх характеристика.........................................9
1.3 Стосунки з батьками та їх роль у становленні особистості підлітка........18
Висновки до розділу 1..........................................................................................31
Розділ 2. Діагностичне дослідження системи дитячо-батьківських стосунків у підлітковому віці..................................................................................................34
2.1 Організація та методи дослідження..............................................................34
Висновки до розділу 2..........................................................................................37
Розділ 3. Практична частина. Експериментальне дослідження стосунків між підлітками і батьками.
3.1 Програма дослідження.
3.2 Аналіз отриманих даних.
3.3 Психолого-педагогічні рекомендаціі батькам для ефективного спілкування з підлітками.
Висновки до розділу3.
Висновок.
Список використаної літератури
- Шкала № 12, «Особенности
оказания поощрений и
- Шкала № 17, «Отношения
с супругом» (начинается с
- В шкале «Неадекватность
образа ребенка» балл
Возрастные нормы: в приведенных ниже таблицах представлены возрастные нормы значений по шкалам для старших подростков (14-16 лет).
Шкала |
Мать |
Отец |
1. Принятие |
24-28 |
22-27 |
2. Эмпатия |
21-25 |
19-24 |
3.Эмоциональная дистанция
(высокие значения соответствую |
17-23 |
18-22 |
4. Сотрудничество |
22-27 |
21-26 |
5. Принятие решений
(высокие значения |
18-22 |
16-21 |
6. Конфликтность |
6-9 |
6-10 |
7. Поощрение автономности |
21-26 |
21-26 |
8. Требовательность |
18-22 |
17-22 |
9. Мониторинг |
19-25 |
15-21 |
10. Контроль |
16-23 |
12-19 |
11. Авторитарность |
12-18 |
11-18 |
12. Оказание поощрений |
9-13 |
9-12 |
13. Реализация наказаний |
4-8 |
4-9 |
14. Непоследовательность родителя |
13-19 |
13-19 |
15. Неуверенность родителя |
12-17 |
11-19 |
16. Удовлетворение потребностей ребенка |
21-27 |
19-23 |
17. Неадекватность образа ребенка |
13-17 |
14-19 |
18. Враждебность по отношению к супругу |
5-9 |
6-11 |
19. Доброжелательность к супругу |
9-14 |
9-13 |
20 Удовлетворенность отношениями |
20-27 |
18-26 |
Стимульный материал
1. Приветлив (а) и доброжелателен(а) со мной.
2. Понимает, какое у меня настроение.
3. Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.
4. Помогает мне, если я его прошу.
5. При споре заставляет меня соглашаться с его (ее) доводами.
6. Затевает ссоры по пустякам.
7. Уважает мое мнение.
8. Поручает мне ответственные дела.
9. Знает о моих интересах и увлечениях.
10. Проверяет, как я выполнил(а) поручение.
11. Я должен получить
разрешение на любое свое
12. Благодарит меня за помощь.
13. Реагирует на одни и те же события по-разному, в зависимости от настроения.
14. Сомневается в правильности своих действий и решений.
15. Находит для меня время, если это мне нужно.
16. Относится ко мне так, как будто я старше или младше, чем на самом деле.
17. Обижается на мужа/жену,
даже если проблема уже
18. Мне нравятся наши отношения.
19. Я уверен(а), что он(а) любит меня.
20. Угадывает мои желания.
21. Если он(а) чем-то расстроена, я чувствую себя так, как будто это происходит со мной.
22. У нас есть общие дела и интересы.
23. Не выслушивает мое мнение при споре.
24. Сердится и кричит.
25. Позволяет мне самому решать, как проводить свое свободное время.
26. Считает, что я должен(а) выполнять все его (ее) требования.
27. Знает моих друзей.
28. Проверяет мой школьный дневник.
29. Требует моего подчинения во всем.
30. Умеет проявлять свою благодарность.
31. По-разному ведет себя в похожих ситуациях.
32. Сменяет свою точку зрения, если я на этом настаиваю.
33. Прислушивается к моим просьбам и пожеланиям.
34. Ведет себя так, как будто совсем не понимает меня.
35. Строит свои планы,
независимые от планов мужа/
36. Я ни в чем не хочу изменять наши отношения.
37. Я нравлюсь ему (ей) таким(ой), какой(ая) есть.
38. Может развеселить меня, когда мне грустно.
39. Мое отношение к делу зависит от того, как он(а) к нему относится.
40. Выслушивает мои
пожелания и предложения,
41. При обсуждении проблемы навязывает готовое решение.
42. Вовлекает в наш конфликт других членов семьи.
43 Передает мне ответственность за то, что я делаю.
44. Требует большего, чем я способен(а) сделать.
45. Знает, где я провожу свободное время.
46. Пристально следит за моими успехами и неудачами.
47. Прерывает меня на полуслове.
48. Обращает внимание на мои хорошие поступки.
49. Тяжело заранее определить, как поступит в ответ на то или иное действие.
50. Долго откладывает
принятие решения,
51. Заботится о том,
чтобы у меня было все
52. Я не понимаю его слова и поступки.
53. Ссорится с мужем/женой из-за мелочей.
54. Когда я вырасту,
я хотел(а) бы иметь такие
же отношения со своим
55. Интересуется тем, что меня волнует.
56. Умеет поддержать меня в трудную минуту.
57. Дома я веду себя по-разному, в зависимости от того, какое у него (нее) настроение.
58. Могу обратиться к нему (ней) за помощью.
59. Учитывает мое мнение при принятии семейных решений
60. При решении конфликта
всегда старается быть
61. Если я заработаю деньги, позволит мне самому ими распорядиться.
62. Напоминает мне о моих обязанностях.
63. Знает, на что я трачу свои деньги.
64. Оценивает мои поступки как «плохие» и «хорошие».
65. Требует отчета о том, где я был(а) и что делал(а).
66. Наказывая, может применить силу.
67. Его (ее) требования противоречат друг другу.
68. Предпочитает, чтобы
важные решения принимал кто-
69. Покупает мне те вещи, о которых я прошу.
70. Приписывает мне те чувства и мысли, которых у меня нет.
71. Заботится о муже/жене.
72. Я горжусь тем, какие у нас отношения.
73. Рад(а) меня видеть.
74. Сочувствует мне.
75. Мы испытываем схожие чувства.
76. Для меня важно его (ее) мнение по интересующей меня проблеме.
77. Соглашается со мной не только на словах, но и на деле.
78. При решении конфликта старается найти решение, которое устраивало бы обоих.
79. Поддерживает мое
стремление самому принять
80. Учит меня, как надо себя вести.
81. Знает, во сколько я приду домой.
82. Хочет знать, где я был(а) и что делал(а).
83. Отвергает мои предложения без объяснения причин.
84. Считает, что хорошие
дела и так видно, а на
проступки надо обратить
85. Его (ее) легко переубедить.
86. Советуется с кем-нибудь о том, как лучше поступить в той или иной ситуации.
87. Охотно отвечает на мои вопросы.
88. Неверно понимает причины моих поступков.
89. Приходит на помощь мужу/жене, даже если это требует жертв.
90. Наши с ним (ней)
отношения лучше, чем в
91. Прощает мне мелкие проступки.
92. С уважением относится к моим мыслям и чувствам.
93. Я чувствую себя неуютно, если долго не вижу его (ее).
94. Участвует в тех делах, которые придумываю я.
95. При принятии решения у нас равные права.
96. При решении конфликта уступает мне.
97. Уважает мои решения.
98. Обращает мое внимание на существующие правила.
99. Знает о моих успехах и неудачах в школе.
100. Если я задерживаюсь, проверяет, где я.
101. Ведет себя так, как будто лучше меня знает, что мне нужно.
102. Несправедливо меня наказывает.
103. На его (ее) отношение ко мне влияют дела на работе.
104. Боится дать мне неправильный совет.
105. Выполняет свои обещания.
106. Своими действиями или словами ставит меня в тупик.
107. Прислушивается ко мнению мужа/жены в различных ситуациях.
108. В будущем мне бы хотелось сохранить наши отношения неизменными.
Закончите фразу:
109. Мне нравится …
110. Мне не нравится …
111. Мне хотелось бы …
112. Он(а) хочет видеть меня …
113. Ему (ей) нравился во мне …
114. Ему (ей) не нравится во мне …
115. Он(а) гордится тем, что я …
116. Он(а) терпеть не может …
БЛАНК (МАТЬ/ОТЕЦ)
Фамилия, Имя ______________ Возраст _______ Пол _____Дата___________
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
|||||||||||
1 |
19 |
37 |
55 |
73 |
91 |
|||||||||||
2 |
20 |
38 |
56 |
74 |
92 |
|||||||||||
3 |
21 |
39 |
57 |
75 |
93 |
|||||||||||
4 |
22 |
40 |
58 |
76 |
94 |
|||||||||||
5 |
23 |
41 |
59 |
77 |
95 |
|||||||||||
6 |
24 |
42 |
60 |
78 |
96 |
|||||||||||
7 |
25 |
43 |
61 |
79 |
97 |
|||||||||||
8 |
26 |
44 |
62 |
80 |
98 |
|||||||||||
9 |
27 |
45 |
63 |
81 |
99 |
|||||||||||
10 |
28 |
46 |
64 |
82 |
100 |
|||||||||||
11 |
29 |
47 |
65 |
83 |
101 |
|||||||||||
12 |
30 |
48 |
66 |
84 |
102 |
|||||||||||
13 |
31 |
49 |
67 |
85 |
103 |
|||||||||||
14 |
32 |
50 |
68 |
86 |
104 |
|||||||||||
15 |
33 |
51 |
69 |
87 |
105 |
|||||||||||
16 |
34 |
52 |
70 |
88 |
106 |
|||||||||||
17 |
35 |
53 |
71 |
89 |
107 |
|||||||||||
18 |
36 |
54 |
72 |
90 |
108 |
109.__________________________
110.__________________________
111.__________________________
112.__________________________
113.__________________________
114.__________________________
115.__________________________
Приложение3.
ADOR
Инструкция: «Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2». Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), обведите цифру «1». Если же по Вашему мнению утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то обведите цифру «0»».
Испытуемому выдают регистрационный бланк (образец см. приложение 3) для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу - в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.
Механизм обработки сырых данных: после того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца (образец см. приложение 4). Затем, по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ - позитивный интерес, DIR - директивность, HOS - враждебность, AUT - автономность и NED - непоследовательность). Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3. Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 - то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу, на специальном бланке.
Интерпретация шкал
1. Оценка матери сыном
Шкала позитивного интереса
Прежде всего психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.
Информация о работе Експериментальне дослідження стосунків між підлітками і батьками