Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.

Оглавление

Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9

Файлы: 1 файл

1.doc

— 596.00 Кб (Скачать)

2. Интерес к проблеме  агрессии то усиливался, то угасал. Это объяснялось, в основном, развертыванием  исследований, находящихся на границе  с зоной агрессии, рассматривающих  ее в качестве причины или  следствия тех или иных психических  проявлений, подтверждающих ее маргинальный статус.

3. Для совершенного состояния  психологии агрессии свойственна  противоречивость трактовок как  и самого понятия «агрессия», так и его природы сущностных  характеристик, классификация видов, форм проявления, времени наиболее сильного развития в том или ином возрасте.

4. Диапазон трактовки  понятия «агрессия» достаточно  широк: от понимания агрессии  как инстинктивного поведения  до рассмотрения ее как социально  обусловленного личностного свойства. Анализ научной литературы показал, что в целом агрессию можно определить как целенаправленное причинение физического или психического ущерба другому.

5. Среди существующих  зарубежных и отечественных научных  школ и направлений наиболее  авторитетными являются следующие  теории агрессии: биологическая и инстинктивная теория З. Фрейда; этологическая теория К. Лоренца; теория «фрустрация-агрессия» А. Миллера и Дж. Долларда; социально-когнитивная теория А. Бандуры; гуманистическая теория А. Маслоу, К. Роджерса.

6. Доминирующую роль в  возникновении агрессивного поведения играют: межличностные отношения в процессе общения, деятельности; индивидуально-психологические особенности; агрессивные стратегии поведения в семье, школе. При этом агрессивное поведение может выполнять адаптивную, защитную, оборонительную, наступательную, угрожающую, предупредительную функции.

    7. Различные авторы  в качестве основания для классификации  агрессии используют следующие  критерии: форму, направленность, продолжительность, устойчивость, функции агрессивного  поведения, его соответствие социальным нормам, правилам, законам и прочее.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей.

2.1. Организация  исследования. Методы и методики.

 

С целью изучения путей профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста, по средством психолого-педагогического консультирования родителей, нами была проведена опытно-экспериментальная работа в дошкольном образовательном учреждении.

Для диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы следующие четыре методики:

1)  Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. Цель анкеты - на основании ответов родителей выявить уровень агрессивности их ребенка (Приложение 1).

2)  Графическая методика «Кактус». Цель методики - определить уровни агрессивности и состояние эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста (Приложение 2).

3)  Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина). Цель беседы – выявить отношение ребенка к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и о личной агрессивности ребенка (или предрасположенности к ней) (Приложение 3).

4)  Проективная методика «Несуществующее животное». Цель - оценить уровень агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного возраста и подтвердить результаты, полученные из предыдущих методик (Приложение 4).

Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности. Критериальный уровень агрессивности детей представлен в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1

Критерии и показатели агрессивности старших дошкольников

Критерии

Показатели

Уровни агрессивности

Поступки

ребенка

Щиплет других детей, говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослый

Высокий уровень

Ломает игрушки, рвет книги, толкает сверстников, дерется, кусается, плюется

Повышенный уровень

Говорит обидные слова, замахивается, но не ударяет, пугает других

Средний уровень

Осознанные, наблюдается помощь младшим детям

Слабый уровень

 

 

 

Поведение ребенка

Неуравновешенное, враждебное, на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям

Высокий уровень

Неуравновешенное, отклоняющее от нормы, гнев, рассказывание историй с элементами насилия

Повышенный уровень

Стремится обратить внимание на себя, то есть проявление эгоизма, демонстративности

Средний уровень

Поведение ребенка в привычной ситуации вариативное, уравновешенное

Слабый уровень


 

По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ.

Нами были получены следующие результаты:

1.  Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. показала следующие результаты: двое детей имеют слабый уровень агрессивности, четыре ребенка - средний, шестеро детей – высокий; два ребенка - повышенный уровень агрессивности (см. табл.2).

Таблица 2

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Ф.И. ребёнка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

Слабый

Средний

Повышенный

Высокий

Аня Е.

13

     

+

Аня С.

16

   

+

 

Андрей П.

11

     

+

Артем Т.

13

     

+

Вадим З.

5

+

     

Георгий О.

17

   

+

 

Игорь М.

10

 

+

   

Катя С.

7

 

+

   

Коля А.

13

     

+

Костя Л.

11

     

+

Кирилл Ю.

5

+

     

Лера Л.

11

     

+

Никита Б.

10

 

+

   

Тимофей Р.

7

 

+

   
 

ИТОГО

 

2 ребенка

4 ребёнка

2ребёнка

6 детей


 

2. При обработке результатов  графической методики «Кактус»  М.А.Панфилова, учитывались следующие  показатели:

- характеристика образа  «кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный),

- характеристика «иголок» (размер, расположение, количество),

- ответы детей на дополнительные  вопросы и их дополнение.

Анализ результатов методики показал, что у двоих детей преобладает повышенный уровень агрессивности, у троих - высокий, в рисунках которых преобладали иголки, символизирующие степень агрессивности. Кроме того, наблюдалось проявление эгоцентризма, демонстративности, тревоги. У остальных эмоциональное состояние было среднее.

3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» показала следующие результаты: 3 детей имеют слабый уровень агрессивности, семеро детей - средний, трое детей – высокий, один ребенок - повышенный уровень агрессивности (см. табл.3).

Таблица 3

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

Ф.И. ребёнка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

Слабый

Средний

Повышенный

Высокий

Аня Е.

4 б.

 

+

   

Аня С.

4 б.

 

+

   

Андрей П.

3 б.

 

+

   

Артем Т.

6 б.

     

+

Вадим З.

3 б.

 

+

   

Георгий О.

2 б.

+

     

Игорь М.

2 б.

+

     

Катя С.

8 б.

   

+

 

Коля А.

4 б.

 

+

   

Костя Л.

3 б.

 

+

   

Кирилл Ю.

2 б.

+

     

Лера Л.

4 б.

 

+

   

Никита Б.

5 б.

     

+

Тимофей Р.

6 б.

     

+

 

ИТОГО:

 

3 ребёнка

 7 детей

1 ребёнок

3 ребенка


 

 

4. Проективная методика  «Несуществующее животное»:

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного возраста и подтвердить результаты, полученные из предыдущих методик.

Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем.

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой.

Результаты оценивания детских рисунков по методике «Несуществующее животное» показали, что:

- высокий уровень - 2 детей (0,6 балла);

 - повышенный уровень - 2 детей (0,8 балла);

- средний уровень - 6 детей (0,2 - 0,5 балла);

- слабый уровень - 4 детей (0 - 0,2).

Интерпретация: для оценки агрессивности детей использовалась следующая таблица (см. табл. 4).

Рисункам детей с повышенным и высоким уровнем агрессивности присуще: крупное изображение, сильное, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т.д.), изображение двоих животных - один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей.

 

Таблица 4

Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей по методике «Несуществующее животное»

Симптомо-комплекс

Симптом

Балл

1

Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

2

Неаккуратность рисунка

0,1

3

Большое количество острых углов

0,1

4

Верхнее размещение углов

0,1

5

Крупное изображение

0,1

6

Голова обращена вправо или анфас

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный

0,1

8

Угрожающее выражение

0,1

9

Угрожающая поза

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти)

0,1

11

Хищник

0,1

12

Вожак или одинокий

0,1

13

При нападении дерется традиционным способом

0,1

14

Ночное животное

0,1

15

Другие признаки

0,1

Информация о работе Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста