Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа
Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.
Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9
2. Интерес к проблеме
агрессии то усиливался, то угасал.
Это объяснялось, в основном, развертыванием
исследований, находящихся на границе
с зоной агрессии, рассматривающих
ее в качестве причины или
следствия тех или иных
3. Для совершенного состояния
психологии агрессии
4. Диапазон трактовки
понятия «агрессия» достаточно
широк: от понимания агрессии
как инстинктивного поведения
до рассмотрения ее как
5. Среди существующих
зарубежных и отечественных
6. Доминирующую роль в возникновении агрессивного поведения играют: межличностные отношения в процессе общения, деятельности; индивидуально-психологические особенности; агрессивные стратегии поведения в семье, школе. При этом агрессивное поведение может выполнять адаптивную, защитную, оборонительную, наступательную, угрожающую, предупредительную функции.
7. Различные авторы
в качестве основания для
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
2.1. Организация исследования. Методы и методики.
С целью изучения путей профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста, по средством психолого-педагогического консультирования родителей, нами была проведена опытно-экспериментальная работа в дошкольном образовательном учреждении.
Для диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы следующие четыре методики:
1) Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. Цель анкеты - на основании ответов родителей выявить уровень агрессивности их ребенка (Приложение 1).
2) Графическая методика «Кактус». Цель методики - определить уровни агрессивности и состояние эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста (Приложение 2).
3) Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина). Цель беседы – выявить отношение ребенка к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и о личной агрессивности ребенка (или предрасположенности к ней) (Приложение 3).
4) Проективная методика «Несуществующее животное». Цель - оценить уровень агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного возраста и подтвердить результаты, полученные из предыдущих методик (Приложение 4).
Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности. Критериальный уровень агрессивности детей представлен в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели агрессивности старших дошкольников
Критерии |
Показатели |
Уровни агрессивности |
Поступки ребенка |
Щиплет других детей, говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослый |
Высокий уровень |
Ломает игрушки, рвет книги, толкает сверстников, дерется, кусается, плюется |
Повышенный уровень | |
Говорит обидные слова, замахивается, но не ударяет, пугает других |
Средний уровень | |
Осознанные, наблюдается помощь младшим детям |
Слабый уровень | |
Поведение ребенка |
Неуравновешенное, враждебное, на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям |
Высокий уровень |
Неуравновешенное, отклоняющее от нормы, гнев, рассказывание историй с элементами насилия |
Повышенный уровень | |
Стремится обратить внимание на себя, то есть проявление эгоизма, демонстративности |
Средний уровень | |
Поведение ребенка в привычной ситуации вариативное, уравновешенное |
Слабый уровень |
По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ.
Нами были получены следующие результаты:
1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. показала следующие результаты: двое детей имеют слабый уровень агрессивности, четыре ребенка - средний, шестеро детей – высокий; два ребенка - повышенный уровень агрессивности (см. табл.2).
Таблица 2
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
№ |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности | |||
Слабый |
Средний |
Повышенный |
Высокий | |||
Аня Е. |
13 |
+ | ||||
Аня С. |
16 |
+ |
||||
Андрей П. |
11 |
+ | ||||
Артем Т. |
13 |
+ | ||||
Вадим З. |
5 |
+ |
||||
Георгий О. |
17 |
+ |
||||
Игорь М. |
10 |
+ |
||||
Катя С. |
7 |
+ |
||||
Коля А. |
13 |
+ | ||||
Костя Л. |
11 |
+ | ||||
Кирилл Ю. |
5 |
+ |
||||
Лера Л. |
11 |
+ | ||||
Никита Б. |
10 |
+ |
||||
Тимофей Р. |
7 |
+ |
||||
ИТОГО |
2 ребенка |
4 ребёнка |
2ребёнка |
6 детей |
2. При обработке результатов графической методики «Кактус» М.А.Панфилова, учитывались следующие показатели:
- характеристика образа «кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный),
- характеристика «иголок» (размер, расположение, количество),
- ответы детей на
Анализ результатов методики показал, что у двоих детей преобладает повышенный уровень агрессивности, у троих - высокий, в рисунках которых преобладали иголки, символизирующие степень агрессивности. Кроме того, наблюдалось проявление эгоцентризма, демонстративности, тревоги. У остальных эмоциональное состояние было среднее.
3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» показала следующие результаты: 3 детей имеют слабый уровень агрессивности, семеро детей - средний, трое детей – высокий, один ребенок - повышенный уровень агрессивности (см. табл.3).
Таблица 3
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
№ |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности | |||
Слабый |
Средний |
Повышенный |
Высокий | |||
Аня Е. |
4 б. |
+ |
||||
Аня С. |
4 б. |
+ |
||||
Андрей П. |
3 б. |
+ |
||||
Артем Т. |
6 б. |
+ | ||||
Вадим З. |
3 б. |
+ |
||||
Георгий О. |
2 б. |
+ |
||||
Игорь М. |
2 б. |
+ |
||||
Катя С. |
8 б. |
+ |
||||
Коля А. |
4 б. |
+ |
||||
Костя Л. |
3 б. |
+ |
||||
Кирилл Ю. |
2 б. |
+ |
||||
Лера Л. |
4 б. |
+ |
||||
Никита Б. |
5 б. |
+ | ||||
Тимофей Р. |
6 б. |
+ | ||||
ИТОГО: |
3 ребёнка |
7 детей |
1 ребёнок |
3 ребенка |
4. Проективная методика «Несуществующее животное»:
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного возраста и подтвердить результаты, полученные из предыдущих методик.
Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем.
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой.
Результаты оценивания детских рисунков по методике «Несуществующее животное» показали, что:
- высокий уровень - 2 детей (0,6 балла);
- повышенный уровень - 2 детей (0,8 балла);
- средний уровень - 6 детей (0,2 - 0,5 балла);
- слабый уровень - 4 детей (0 - 0,2).
Интерпретация: для оценки агрессивности детей использовалась следующая таблица (см. табл. 4).
Рисункам детей с повышенным и высоким уровнем агрессивности присуще: крупное изображение, сильное, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т.д.), изображение двоих животных - один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей.
Таблица 4
Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей по методике «Несуществующее животное»
Симптомо-комплекс |
Симптом |
Балл |
1 |
Сильная, уверенная линия рисунка |
0,1 |
2 |
Неаккуратность рисунка |
0,1 |
3 |
Большое количество острых углов |
0,1 |
4 |
Верхнее размещение углов |
0,1 |
5 |
Крупное изображение |
0,1 |
6 |
Голова обращена вправо или анфас |
0,1 |
7 |
Хвост поднят вверх, пышный |
0,1 |
8 |
Угрожающее выражение |
0,1 |
9 |
Угрожающая поза |
0,1 |
10 |
Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) |
0,1 |
11 |
Хищник |
0,1 |
12 |
Вожак или одинокий |
0,1 |
13 |
При нападении дерется традиционным способом |
0,1 |
14 |
Ночное животное |
0,1 |
15 |
Другие признаки |
0,1 |