Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа
Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.
Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Игра: «Камушек в ботинке» (2 этапа)
Цель: помочь ребенку в вербальной форме выразить свое состояние.
1 этап. Взрослый говорит:
«Ребята! Случалось ли так, что
в ваш ботинок попадал камушек?
2 этап. Воспитатель говорит:
- Когда мы сердимся, чем-то
озабочены, взволнованы, мы воспринимаем
это как камушек в ботинке.
Если мы сразу же почувствуем
неудобство и вытащим его
Занятие 4. Формирование способности к эмпатии, доверию, взаимопониманию.
Игра: «Поставь себя на место другого».
Цель: выработать умение оценки себя со стороны.
Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка, или Тигренка, или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта.
Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая – от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.
Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др.
Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.
Игра: «Поиграем в театр»
Цель: формирование умений разыгрывать определенные роли, связанные с снижением физической и вербальной агрессии.
Можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако прежде чем показать какую-либо оценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др.
Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие – научиться брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.
Игра: «Головомяч»
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Скажите следующее: “Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате”. Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.
Игра: «Аэробус»
Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по "команде" дает уверенность и спокойствие.
"Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер".
Когда Аэробус "летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.
Игра: «Глаза в глаза»
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
"Ребята, возьмитесь за
руки со своим соседом по
парте. Смотрите друг другу только
в глаза и, чувствуя руки, попробуйте
молча передавать разные состоя
Игра: «Прогулка с компасом»
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
Игра: «Толкалки»
Цель: научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее: "Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: "Стоп". Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.
Игра: «Дракон»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — "голова", последний — "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Занятие 5. Научение различными способами межличностного общения.
Игра: «Попроси игрушку» — вербальный вариант
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Игра: «Попроси игрушку»
- невербальный вариант
Цель: обучение детей эффективным
способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: “Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?”, “Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?” Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.
Игра: «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выход – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выход – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»
Игра: «Я вижу…»
Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…»
Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.
Раздел 2 Работа с родителями.
Тема 1. Почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в ответ на какое-либо доброжелательное отношение «взрываются» и «бушуют»?
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети, поступают именно так, потому что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы представляем им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение и ними станет более эффективным т приятным для обеих сторон.
Предоставление выбора способа взаимодействия особенно актуально, когда речь идет об агрессивных детях.
Работа с агрессивными детьми должна быть направлена на предложение внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм – традиционные воздействия — убеждение, объяснение, ссылка на положительные примеры, призыв, не обижать других. Не принесет успеха и соревновательное начало игр, занятий, конкурсов, поединков, состязаний — они направляют внимание агрессивных детей лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. Это ведет к разобщенности и отчужденности.
Главная задача взрослого сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное – помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности .
Тема 2. Что такое гнев? Как работать с гневом? Нужен ли гнев человеку?
Гнев — это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявления гнева – недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые.
Нашей культурой проявления гнева не поощряются, обществом устанавливаются запреты на его проявления (моральные, правовые), и это имеет объективные причины. Исследования показывают, что переживания гнева сопровождается сильным чувством импульсивности и низким уровнем контроля. Высокий уровень личного напряжения (силы), самоуверенности и импульсивности вызывает у человека готовность к нападению или другим формам действенной агрессии.
Нужна ли эмоция гнева современному человеку или это пережиток его эволюционного развития? Некоторые исследователи в этой области склонны считать, что проявления гнева и агрессии необходимы для психического и физического здоровья современного человека. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него уверенность и повышает способность к самозащите. Современный человек редко оказывается в ситуации физической угрозы, но довольно часто испытывает психологическую. И гнев помогает отстаивать свои права и психологическую целостность. Если человеку кто-то или что-то угрожает, то необходимо уметь вести себя в этой ситуации твердо и уверенно, уметь дать отпор, и здесь может помочь умеренное чувство гнева и дозированная демонстрация агрессивности.