Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.

Оглавление

Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9

Файлы: 1 файл

1.doc

— 596.00 Кб (Скачать)



 

На рисунках детей со средним и слабым уровнем агрессивности нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т.д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии

Сравнив полученные результаты всех четырёх методик можно сделать вывод о том, что:

- один ребенок имеет  слабый уровень агрессивности,

- восемь детей - средний,

- трое детей – высокий,

- два ребенка - повышенный  уровень агрессивности (см. табл.5):

Таблица 5

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по всем четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента

Ф.И. ребёнка

Результаты по методикам

Выводы об уровне агрессивности

1

2

3

4

1

Аня Е.

В

СР

СР

СР

СР

2

Аня С.

П

П

СР

П

П

3

Андрей П.

В

СР

СР

СЛ

СР

4

Артем Т.

В

В

В

В

В

5

Вадим З.

СЛ

СЛ

СР

СР

СР

6

Георгий О.

П

П

СЛ

П

П

7

Игорь М.

СР

СР

СЛ

СР

СР

8

Катя С.

СР

СЛ

П

СЛ

СР

9

Коля А.

В

В

СР

В

В

10

Костя Л.

В

СР

СР

СР

СР

11

Кирилл Ю.

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

СЛ

12

Лера Л.

В

СР

СР

СР

СР

13

Никита Б.

Ср

В

В

СЛ

СР

14

Тимофей Р.

СР

СР

В

СР

СР


Примечание:

В - Высокий уровень агрессивности

П - Повышенный уровень агрессивности

СР - Средний уровень агрессивности

СЛ - Слабый уровень агрессивности

По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей у четверых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Средний уровень агрессивности - 9 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым детям. Слабый уровень агрессивности был выявлен у 1 ребенка, он отличался от всех несоблюдением дисциплины.

Проведенное исследование показало, что из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети:

- Аня С. (повышенный уровень  агрессивности)

- Георгий О. (повышенный  уровень агрессивности)

- Артем Т. (высокий уровень  агрессивности)

- Коля А. (высокий уровень  агрессивности)

Данным детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей с агрессивным поведением открытому проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы, как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

 

2.2 Реализация  коррекционной программы по профилактике  детской агрессивности по средством психолого-педагогического

консультирования родителей.

 

После проведения констатирующего этапа нашего эксперимента обозначилась насущная необходимость обучения детей и их родителей открытому проявлению своих чувств, переживаний. Необходимо научить детей, родителей как способам общения детей друг с другом, так и способам выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Раздел 1. Работа с детьми

 Программа по профилактике и коррекции детской агрессии предназначалась  для детей старше дошкольного возраста (5-7 лет).

Главная цель – коррекция агрессивности детей 5-7 лет.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу выявления причин проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Для реализации данной программы следует решить следующие задачи:

1. Наладить контакт с  «проблемными» детьми, склонными  к проявлению агрессивного поведения.

2. Обучить навыкам распознавания  и контроля негативных эмоций.

3. Сформировать способность  к эмпатии, доверию, сочувствию.

4. Научить различным способам  межличностного общения.

5. Снизить беспричинные, немотивированные проявления агрессии.

6. Обучить детей приемлемым  способам выражения гнева, агрессии.

Программа осуществлялась в игровой форме с помощью специально подобранных игр.

Программа рассчитана на 12 часов.

Продолжительность занятия составили 30-35 минут.

 

Тематический план

№ п/п

Название темы занятия

Часы

1

Налаживание контакта с «проблемными» детьми, склонных к проявлению агрессивного поведения.

1

2

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

2

3

Снятие и коррекция невербальной и вербальной агрессии.

4

4

Формирование способности к эмпатии, доверию, взаимопониманию.

3

5

Научение различным способам межличностного общения.

2

6

Итого:

12


 

Содержание программы

Занятие 1.  Налаживание контакта с «проблемными» детьми.

Игра «Что случилось?»

Цель: налаживание контакта с «проблемным» ребенком Взрослый предлагает детям рассмотреть картинку. Спрашивает: «Что случилось, почему и как надо помочь человеку?». Говорит: «Кто больше придумает предположений – тот молодец!».

 

Занятие 2. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Игра: «Какое у тебя (другого) настроение?» 

Цель: научить детей распознавать эмоциональные состояния (приложение 5,6).

Взрослый предлагает детям показать на плакат с изображением различных эмоциональных состояний свое (чужое) настроение.

Игра: «Рисовалки».

Цель: научить ребенка верно оценивать свое эмоциональное состояние.

Взрослый просит подойти к плакату с заранее прорисованными фигурками и дорисовать свое настроение.

 

Занятие 3. Снятие и коррекция вербальной и невербальной агрессии.

Игры с песком (глиной).

Цель:  формирование чувства сплоченности, сопричастности кпроисходящему.

Закапывая – раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры.

Фигурку (чаще всего это игрушки из киндер-сюрпризов), символизирующую врага, ребенок может закопать глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды и т.д.

Игры с водой.

Цель: снятие агрессии и излишнего напряжения детей

1. Одним каучуковым шариком  сбивать другие шарики, плавающие  на воде.

2. Сдувать из дудочки  кораблик.

3. Сначала топить, а затем  наблюдать, как выпрыгивает из  воды фигурка.

4. Струей воды сбивать  легкие игрушки, находящиеся в воде.

Игра: «Лист гнева».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Детям предлагается завести персональный «листок гнева». Нарисовать на обычном листе смешное или страшное (на усмотрение автора) животное. В момент наибольшего эмоционального напряжения смять его и швырнуть в угол

Игра: «Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Игра: «Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

Игра «Жужжа»

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

"Жужа" сидит на стуле  с полотенцем в руках. Все остальные  бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.

Игра: «Рубка дров»

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры.

Скажите следующее: "Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"" Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Игра: «Маленькое привидение»

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. "Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить". Затем педагог хлопает в ладоши: "Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!"

Игра: «Ласковые лапки»

Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Информация о работе Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста