Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.

Оглавление

Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9

Файлы: 1 файл

1.doc

— 596.00 Кб (Скачать)

Ребенок 5-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени. При выполнении волевых действий значительную роль продолжает играть подражание, хотя оно становится произвольно управляемым.

Игра, по мнению Запорожца А. В.,  является тем видом деятельности, который требует реализации предварительно намеченных линий поведения, поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения [46].

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми [9].

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботский от поведения нарушение этих правил ребенок начинает переживать даже в отсутствие взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и других людей.

Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Недифференцируемость самооценки приводит к тому, что ребенок 5-7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы [64].

Раннее и дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену.

На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные) Ребенок оказывается способным проявить не только симпатию (антипатию), элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким, чувство гордости и стыда. [94]

Чем гордится ребенок, чего он стыдиться – решающую роль в этом играют окружающие и первую очередь – родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошкольник не безразличен к прекрасному и безобразному, он способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство юмора.

В дошкольный период развиваются познавательные чувства – ребенок проявляет не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться в истине.  Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивом поведения ребенка. Постепенно происходит и интеллектуализация детских чувств. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как он усваивает нравственные нормы и правила поведения.

Первоначально эмоциональная сфера формируется и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность – эмоционального воображения. Она представляет собой сплав аффективных и когнитивных процессов, то есть единство аффекта и интеллекта, которое Л.С. Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств. [32]

Наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек.

В числе эмоциональных проявлений дошкольника, которые обращают на себя внимание и вызывают озабоченность, а нередко и обоснованную тревогу, - детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушения построек сверстников и т.п.). При этом мальчики чаще и в большей степени проявляют агрессивность, нежели девочки.

В мире и в других людях ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельство его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред.

Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других [95].

Степень такого восприятия враждебности может быть различной, однако ее психологическая природа остается той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть мир другого человека.

Агрессия – обычное проявление растущего ребенка, это сторона другого столь же распространенного качества – детской застенчивости. Каждый ребенок иногда ведет себя агрессивно, иногда застенчиво – это зависит во многом, как от особенностей социальной обстановки, так и от общего эмоционального состояния ребенка. Однако предрасположенность к проявлению агрессивности или застенчивости все же существуют.

По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит индивидуальным детерминантам. Под ними авторы понимают устойчивые черты характера, темперамента, наклонности. Перечень личностных черт весьма разнообразен – от эмоциональной чувствительности и тревожности до установки ценностных ориентаций и самосознания личности. Особенно велика роль данных детерминант в детском возрасте. Поэтому так важно как можно раньше начать формирование толерантного, гуманного сознания ребенка [20, 21].

Д. Майерс разделяет агрессию и напористость. Под последней он понимает самоуверенность, энергичность, направленность на достижение успеха.

Э. Клер выделила несколько важных симптомов психологического кризиса ребенка: негативизм, упрямство строптивость, бунт, стремление к деспотизму.

Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.

Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Ребенок испытывает ненасыщенную потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений.

Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям.

Таким образом, можно констатировать, что за период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми.

Старший дошкольный возраст приносит ребенку принципиально новые достижения. Этот период является важнейшим в развитии психических процессов: внимания, памяти, ощущения, восприятия, мышления. Совершенствуются психофизиологические функции и возникают сложные личностные новообразования.

 

1.3. Особенности  профилактики и коррекции 

детской агрессивности

 

Несмотря на значительные различия в определениях агрессии, в настоящее время большинство ученых – исследователей придерживаются следующего определения: агрессия – это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Необходимо развести понятие «агрессия» и «агрессивность».

Представляется недостаточно обоснованной попытка определить агрессию только как внешние действия. Уже в раннем возрасте поведение начинает регулироваться социальными нормами и правилами, представлениями о возможном наказании и поощрении и т.д.

Как известно, любое поведение мотивировано. Мотив характеризует побуждения, потребности личности, а агрессия – это форма поведения личности (индивидуальное или коллективное), направленное на население какого-либо вреда или ущерба.

«Агрессивность» можно понимать как относительно устойчивую черту личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т.д. [76].

Возможна агрессия без агрессивности, в то же время агрессивность может проявляться не только в открытом агрессивном поведении.

Ребенок вплотную сталкивается с проблемой агрессии значительно раньше, чем предполагают взрослые. Его понимание агрессии по-своему специфично и исходит из чувства неудовлетворенности по поводу невозможности реализации элементарных витальных потребностей.

С агрессией соотносятся такие понятия как враждебность, жестокость, насилие, притеснение, влечение к разрушению [72].

Враждебность – «включает в себя гнев, отвращение и призрение. Враждебность не включает в себя словесной или физической активности, это сложное мотивационное состояние, а агрессия – следующее из него поведение».

Жестокость -  свойство личности, проявляющееся в безразличии к страданиям других людей или животных (или же в стремлениях к их причинению) и, как осознанные (неосознанные) действия или бездействия, направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения.

Притеснение – поведенческие акты, содержащие угрозу другому человеку.

Влечение к разрушению – одно из понятий З. Фрейда, использованное им при выдвижении гипотезы о наличие в человеке агрессивного, деструктивного влечения и инстинкта смерти. Позже он рассматривал эти понятия как равнозначные или, во всяком случае, близкие друг другу.

Согласно З. Фрейду, все влечения (к жизни и смерти) в равной мере необходимы. Их взаимодействие и противодействие порождает явления жизни. Так, по мнению З. Фрейда, инстинкт самосохранения является эротическим по природе, но для того, чтобы претвориться в жизнь, он нуждается в агрессивности. С точки зрения З. Фрейда, желание лишить человека его агрессивных наклонностей практически неосуществимо. Можно попытаться отвлечь его сторону, чтобы оно не обязательно находило свое выражение в войнах [82].

Следующий неотъемлемый атрибутивный компонент психической жизни ребенка – фантазии. Современные представления о значении фантазий уходят корнями в гипотезу З. Фрейда, согласно которой в фантазиях реализуются наши тайные желания, не пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной и моральной нормативности, и поэтому вытесняемые в область бессознательного. З. Фрейд считал, что в основе подобных желаний лежат два генерализующих феномена – агрессии и сексуальности. Если они не удовлетворяются в реальности, то их энергия переносится в фантазии, наполняя их агрессивными и сексуальными образами [83].

Исследователи различных стран пытаются найти факторы, способствующие снижению агрессии. Чаще всего снижение агрессии связывают с проявлением агрессивных фантазий. Этому вопросу были посвящены психологические эксперименты, проведенные американским исследователем С. Фишбеком. Им был поставлен вопрос о том, приводят ли агрессивные фантазии к уменьшению агрессивности, злости человека.

Им было выявлено, что агрессивные фантазии уменьшают реальную поведенческую агрессивность лишь в небольшой степени. В ходе исследования он подвергал людей фрустрациям, а затем позволял им писать рассказы об агрессивных действиях. В этих ситуациях интенсивность агрессивных действий несколько падала. Он также показал, что у людей, которых оскорбляют (оскорбление личности – разновидность фрустрации), агрессивность – интенсивнее.

В целом было доказано, что агрессивные фантазии мало помогают снятию агрессии, так как реальный фрустратор не получает реального агрессивного ответа. Агрессивные фантазии – это своеобразная попытка ярче и полнее представить себе ту ситуацию фрустрации, в которой оказался человек. Агрессивные фантазии – это средство создания намерения отомстить, это также схема действий, с помощью которых можно наказать фрустратора.

Информация о работе Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста