Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа
Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.
Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9
Сначала игра кажется сложной для школьников, но дети чувствуют интерес и серьезное отношение к этой игре. Игра очень нравится детям и быстро переходит из разряда игр в разряд ежедневных ритуалов, проведение которых становится совершенно необходимым для успешного течения жизни в группе.
В эту игру полезно играть, когда кто-то в группе из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт. Каждый участник имеет возможность в процессе игры вербализовать, то есть выразить словами, свое отношение или сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что позволит сгладить ситуацию.
Игра проходит в два этапа.
Первый этап (подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре. взрослый спрашивает: «Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?» Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок 6-7 лет имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это произошло. Как правило, ответы сводятся к следующему: «Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль неудобство, может даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда сосем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями».
Далее взрослый спрашивает детей: «Случалось ли, что вы так и не вытряхнули камушек, а придя домой, просто снимали ботинки?» Дети так же отвечают, что и такое уже бывало у многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихла, происшествие забылось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем боль сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Такая маленькая проблема становится большой неприятностью.
Второй этап игры. Педагог говорит детям: «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащили его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас скорее всего возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям — и взрослым, и детям — полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят».
Давайте договоримся, если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», — мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.
Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится то-то и то-то. Расскажите, что вам не нравится. Если вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».
Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения; отдельные «камушки», о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от «камушка».
Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает психологу беспрепятственно проводить последующий коррекционно-воспитательный процесс. Ведь или детей что-то волнует, это «что-то» не дает или спокойно заниматься, воспринимать информацию. Если же дети получат возможность выговориться, «выпустить пар», то можно спокойно приступать к дальнейшему занятию.
Игра «Камушек в ботинке» особенно полезна, так как если ежедневно играть в нее дет привыкают и постепенно начинают рассказывать о своих трудностях; слушая рассказы о проблемах сверстников. Агрессивный ребенок поймет, что не только он страдает от обид. Оказывается, и у других детей такие же проблемы, как у него. Значит, он такой же как и все, не хуже других. Не надо замыкаться в себе, ведь, даже самую трудную, ситуацию можно разрешить совместными усилиями. А дети, которые окружают его, совсем не злые и всегда готовы прийти на помощь. Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы — формированию способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Тема 8. Что за чудо эта эмпатия…
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа психолога по развитию у ребенка чувства эмпатии.
Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка, или Тигренка, или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы бы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению для благоприятного психологического климата в группе.
Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в детском коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и другие. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствами поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.
Кроме того, можно предложить детям организовать мини-театр, попросив их разыграть определенные ситуации ссор. Однако, прежде чем показывать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом.
Необходимо, чтобы они попытались поставить на место сказочных персонажей и ответить на вопрос: «Что чувствовал каждый из героев?»
Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок, сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ними рядом. А как следствие — научиться брать на себя ответственность за совершенные ими действия, а не сваливать вину на других.
С целью отреагирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным, агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари).
Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Если ребенок в гневе швыряет игрушки, заявление взрослого, что он негодник, вряд ли снизит его эмоциональное напряжение. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя местоимение «я», а не «ты». Можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».
Таким образом, мы ни в чем не обвиняем ребенка, не угрожаем ему, даже не даем оценку его поведению. Мы говорим о себе, своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывают у него чувство доверия.
Появляется возможность для конструктивного диалога.
Одним из способов работы с агрессивными детьми является применение специальных коррекционных игр. На первых порах работы необходимо подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно.
Психолог Я.А. Павлова рекомендует включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом психолог должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь детям разрешить его прямо на мете. С этой целью полезно провести групповой обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим способом, образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя процессе игры, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждают в игре, как они отвечают на обидные слова и шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.
Тема 9. Стресс или мышечное напряжение? Как с ними бороться?
Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать игры, способствующие релаксации.
Чаще всего агрессивному поведению способствует накопившееся внутреннее напряжение. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Если детям помочь расслабиться, их напряженность снижается, и это помогает зачастую выявить источник напряжения.
Воображение – хороший помощник для расслабления. Ребята с удовольствием выполняют приведенные ниже упражнения.
Первое упражнение: «Представь, что ты снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекающуюся по земле».
Второе упражнение. «Давай представим, что мы маленькие птички. Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой. Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый легкий ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземляемся в самое уютное гнездышко на лесной поляне» [33].
Одним из интереснейших методов выявления и снятия агрессии у детей младшего школьного возраста является тест «Сказка», составленный знаменитым детским психологом Луизой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок.
Цель этого теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время живут в нем. Этот тест особенно хорошо подходит для проведения в семье, поскольку не требует особых условий тестирования. Тем не менее следует проявить некоторую изобретательность, необходимую для получения желаемого результата. Во-первых, ребенок должен почувствовать, что тест – такая же игра, как и все остальные. Для этого надо выбрать удобный момент или сделать так, чтобы ребенок сам попросил рассказать сказку.
Во-вторых, никогда не нужно комментировать ответы ребенка и торопиться, говоря: «Слушая теперь другую сказку».
В-третьих если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая рассказ, прервите сказку и попробуйте рассказать ее в другой раз.
Необходимо обратить внимание также на следующий момент: ребенок, слушая, повторяя и выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает приличную дозу природности агрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Не нужно думать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации – признак хорошего психического здоровья.
Следует также помнить, что из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и пользоваться ими как ориентиром в процессе наблюдения за развитием личности ребенка.
Тема 10. Детский рисунок как крик о помощи.
Еще одним средством выражения агрессии в адекватной форме может стать детский рисунок.
В рисунках ребенок, естественным и спонтанными образом выражает свои чувства. Он убивает и воскрешает, созидает разрушает образы, соответствующие его уровню сознания и воображения, его манере чувствовать и объяснять окружающий мир. Таким образом, для взрослых детский рисунок может стать неистощимым источником наблюдений и инструментом для снятия детской агрессивности.
При рисовании ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое пространство. У него не должно быть недостатков цветных карандашах, красках, фломастерах и бумаге.
Зачастую, начиная рисовать, ребенок увлекается, придумывая различные продолжения своему сюжету. Здесь важно обеспечить максимальное пространство для детского рисунка, это необязательно должен быть белый лист ватмана или специальной бумаги. Вполне могут подойти и старые обои.
Если вы чувствуете, что ребенок находится в возбужденном состоянии или подавлен и замкнут, можно предложить ему нарисовать то, что его беспокоит. Можно спросить ребенка: «Как ты себя сейчас чувствуешь? Тебя что-то беспокоит? Ты сердишься?» Можно такие предложить: «Нарисуй свою обиду. Нарисуй то, что ты сейчас чувствуешь». Если ребенок захочет нарисовать своего обидчика, а потом разорвать рисунок, можно позволить ему это сделать. Таким образом, в социально приемлемой форме он отреагирует, снимет свою агрессию, не причинив вреда ни себе, ни обидевшему его человеку.