Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.

Оглавление

Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9

Файлы: 1 файл

1.doc

— 596.00 Кб (Скачать)

32.  Менджерицкая Д. Детские игры//Дошкольное воспитание. –2008. –№5.

33.  Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа.- Волгоград: Учитель, 2009.

34.  Миленко В. Нужно ли учить детей играть//Дошкольное воспитание. –2005. –№4.

35.  Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Питер, 1999.

36.  Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред В.А.Сластенина. –5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

37.  Наревская И.Н., Сабирова Н.Г, Куранова Н.А, Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. –2-е изд. –М.: АРКТИ, 2010.

38.  Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училища и колледжей, обучающихся по специальности «Соц. педагогика». – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007.

39.  Овчарова Р.В. Справочник социального педагога.–М.: ТЦ «Сфера», 2004.

40.  Ожегов С.И. Словарь русского языка./Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. –24-е изд., –М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.

41.  Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Юнити, 1997.

42.  Пасечник Л. Агрессивное поведение дошкольников//Дошкольное воспитание– 2008. –№6.

43.  Панфилова М.А. Такие разные кактусы // Школьный психолог. – 1998. –№19.

 44.  Платоновой Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие– СПб.: Речь, 2004.

45.  Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. –Мн.: «Соврем. Слово», 2005.

 46.  Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. – 1996. - №5.

47.  Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособия для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: Школьная Пресса, 2003.

48.  Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

49.  Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. –М.: Проспект «Верби», 2005. .

50.  Смирнова Е.C. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: средний и старший дошкольник возраст // Дошкольное воспитание, 2004–№8.

51.  Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». –М.: Владос, 2008.

52.  Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций. –Ростов н/Д: Феникс, 2009.

53.  Фурманов И.А. Детская агрессивность. –Минск: ООО «Попурри», 1996.

54.  Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль: Академия развития, 2005.

55.  Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

56.  Широков Г.А.Справочник дошкольного психолога.–3-е изд. –М: Ростов н/Д «Феникс», 2005.

57.  Яковлева Ю.О. Нужен ли в детском саду социальный педагог?//Детский сад от А до Я, 2007. –№2.

58.   http://mon.gov.ru // Сайт Министерства образования и науки РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Анкета для родителей, разработанная

Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

1.  Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Да__________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

2.  Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

3. Когда кто-то причиняет  ему зло, он обязательно старается  отплатить тем же.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

5. Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

6.Иногда он так настаивает  на чем-то, что окружающие теряют  терпение.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

7. Он не прочь подразнить  животных.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

8. Переспорить его трудно.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

9. Очень сердится, когда  ему кажется, что кто-то над  ним подшучивает.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

10. Иногда у него вспыхивает  желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

11. В ответ на обычные  распоряжения стремится сделать все наоборот.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

12. Часто не по возрасту  ворчлив ребенок.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

13. Воспринимает себя как  самостоятельного и решительного.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

15. Неудачи вызывают у  него сильное раздражение, желание  найти виноватых.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

16. Легко ссорится, вступает  в драку.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

17. Старается общаться  с младшими и физически более  слабыми.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

18. У него нередки приступы  мрачной раздражительности.

Да_________________________________________________________

Нет________________________________________________________

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

20. Уверен, что любое задание  выполнит лучше всех.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности (16-20) баллов

· Высокий уровень агрессивности 11-15 баллов.

· Средний уровень агрессивности 6-10 баллов.

· Слабый уровень агрессивности 1-5 баллов.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС» (автор - Панфилова М.А.)

Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь).

При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт "художника". Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности - все это существенно влияет на диагностический портрет личности.

Графическая методика "Кактус" предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми "люшеровских" цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. "На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь".

Вопросы, дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам:

- пространственное расположение  и размер рисунка,

- характеристики линий, нажим  карандаша.

Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики:

- характеристика образа "кактуса" (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.),

- характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявляться следующие качества испытуемых:

Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа. Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение в низу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытость, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, "радостные" кактусы.

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность - на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, "пустынные" кактусы.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний  или дикий?

2. Этот кактус сильно  колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда  за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один  или с каким-то растением по  соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Беседа с детьми на тему:

«Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина)

Возраст испытуемых: 6-7 лет.

Испытатель (психолог или воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности.

УТВЕРЖДЕНИЯ

1)  Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:

а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;

б) Мультфильм «Человек – Паук»;

в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;

г) свой вариант.

2) Какую взрослую передачу  по телевизору ты смотришь с большим удовольствием:

а) «В мире животных»;

б) «Пусть говорят»;

в) «Криминальная хроника»;

Информация о работе Влияние психолого-педагогического консультирования родителей на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста