Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:26, дипломная работа
Объект исследования - агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста по средством психолого-педагогического консультирования родителей.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование родителей, способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.
Введение………………………...………………...………………………...…...3
Глава I. Теоретические основы решения проблемы детской агрессивности в научной литературе…..………………………………..…8
1.1. Агрессия как предмет научного исследования……………….…....8
1.2. Психологические особенности старшего дошкольника…..…...…21 1.3.Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности.29
Глава II. Экспериментальная работа по снижению детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей ………………………………………………41
2.1.Организация исследования. Методы и методики……………..…..41
2.2. Реализация коррекционной программы по профилактике детской агрессивности по средством психолого-педагогического консультирования родителей…………………………….……………..48
Заключение…………………………………………………………………….90
Литература………...………………………………………...…………………9
32. Менджерицкая Д. Детские игры//Дошкольное воспитание. –2008. –№5.
33. Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа.- Волгоград: Учитель, 2009.
34. Миленко В. Нужно ли учить детей играть//Дошкольное воспитание. –2005. –№4.
35. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Питер, 1999.
36. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред В.А.Сластенина. –5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
37. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г, Куранова Н.А, Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. –2-е изд. –М.: АРКТИ, 2010.
38. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училища и колледжей, обучающихся по специальности «Соц. педагогика». – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007.
39. Овчарова Р.В. Справочник социального педагога.–М.: ТЦ «Сфера», 2004.
40. Ожегов С.И. Словарь русского языка./Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. –24-е изд., –М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.
41. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Юнити, 1997.
42. Пасечник Л. Агрессивное поведение дошкольников//Дошкольное воспитание– 2008. –№6.
43. Панфилова М.А. Такие разные кактусы // Школьный психолог. – 1998. –№19.
44. Платоновой Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие– СПб.: Речь, 2004.
45. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. –Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
46. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. – 1996. - №5.
47. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособия для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: Школьная Пресса, 2003.
48. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
49. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. –М.: Проспект «Верби», 2005. .
50. Смирнова Е.C. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: средний и старший дошкольник возраст // Дошкольное воспитание, 2004–№8.
51. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». –М.: Владос, 2008.
52. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций. –Ростов н/Д: Феникс, 2009.
53. Фурманов И.А. Детская агрессивность. –Минск: ООО «Попурри», 1996.
54. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль: Академия развития, 2005.
55. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
56. Широков Г.А.Справочник дошкольного психолога.–3-е изд. –М: Ростов н/Д «Феникс», 2005.
57. Яковлева Ю.О. Нужен ли в детском саду социальный педагог?//Детский сад от А до Я, 2007. –№2.
58. http://mon.gov.ru // Сайт Министерства образования и науки РФ.
Приложение 1.
Анкета для родителей, разработанная
Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Да____________________________
Нет___________________________
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Да____________________________
Нет___________________________
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Да____________________________
Нет___________________________
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Да____________________________
Нет___________________________
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Да____________________________
Нет___________________________
6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Да____________________________
Нет___________________________
7. Он не прочь подразнить животных.
Да____________________________
Нет___________________________
8. Переспорить его трудно.
Да____________________________
Нет___________________________
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Да____________________________
Нет___________________________
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
Да____________________________
Нет___________________________
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
Да____________________________
Нет___________________________
12. Часто не по возрасту ворчлив ребенок.
Да____________________________
Нет___________________________
13. Воспринимает себя как
самостоятельного и
Да____________________________
Нет___________________________
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Да____________________________
Нет___________________________
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Да____________________________
Нет___________________________
16. Легко ссорится, вступает в драку.
Да____________________________
Нет___________________________
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
Да____________________________
Нет___________________________
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Да____________________________
Нет___________________________
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Да____________________________
Нет___________________________
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Да____________________________
Нет___________________________
Шкала оценок результатов:
· Повышенный уровень агрессивности (16-20) баллов
· Высокий уровень агрессивности 11-15 баллов.
· Средний уровень агрессивности 6-10 баллов.
· Слабый уровень агрессивности 1-5 баллов.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Приложение 2
ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС» (автор - Панфилова М.А.)
Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь).
При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт "художника". Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности - все это существенно влияет на диагностический портрет личности.
Графическая методика "Кактус" предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.
При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми "люшеровских" цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция. "На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь".
Вопросы, дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам:
- пространственное расположение и размер рисунка,
- характеристики линий, нажим карандаша.
Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики:
- характеристика образа "кактуса" (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.),
- характеристика иголок (размер, расположение, количество).
В рисунке могут проявляться следующие качества испытуемых:
Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа. Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение в низу листа.
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытость, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - использование ярких цветов, "радостные" кактусы.
Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертированность - на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, "пустынные" кактусы.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Приложение 3
Беседа с детьми на тему:
«Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина)
Возраст испытуемых: 6-7 лет.
Испытатель (психолог или воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности.
УТВЕРЖДЕНИЯ
1) Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:
а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;
б) Мультфильм «Человек – Паук»;
в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;
г) свой вариант.
2) Какую взрослую передачу по телевизору ты смотришь с большим удовольствием:
а) «В мире животных»;
б) «Пусть говорят»;
в) «Криминальная хроника»;