Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа
Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.
Сегодня
в качестве основы для взаимодействия
семьи с образовательным
Необходимо заметить, что формирование психолого - педагогической культуры родителей начинается с детства. Это происходит за счёт усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им; воздействия учителей и воспитателей, усвоения используемых ими педагогических приёмов, манеры общения; общения с другими детьми. Продолжается формирование этого качества в собственной деятельности родителей по воспитанию детей, а также в процессе их самообразования и самовоспитания.
В
Законе «Об образовании» записано,
что родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и
В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, следует необходимость повышения педагогической культуры родителей, отсутствует единая система формирования психолого-педагогической культуры родителей. Нет четкого представления о формах и методах ее формирования в современных условиях.
Совершенно очевидно, что эта проблема актуальна, требует рассмотрения и активной работы в этой области.
Объектом исследования в данной работе является процесс формирования психолого-педагогической культуры родителей.
Предметом исследования является система работы педагога с родителями по формированию их психолого-педагогической культуры.
Цель работы: определить формы и методы работы, способствующие формированию психолого-педагогической культуры родителей.
Достижение указанной цели предполагает решение задач:
1.
Рассмотреть подходы к
2.
Уточнить сущность психолого-
3.Выявить компоненты сформированности психолого-педагогической культуры родителей.
4. Охарактеризовать стили семейного воспитания и родительские установки.
5. Подобрать материалы для педагогов по формированию психолого-педагогической культуры родителей.
Данная
дипломная работа носит практический
характер.
Глава I. Теоретические основы процесса формирования психолого - педагогической культуры родителей
1.1
Взгляд на психолого-педагогическую
культуру родителей
Идея оказания помощи семье в воспитании малолетнего ребенка появилась не сегодня. Она прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом.
В
ходе тысячелетнего развития общества
процесс воспитания детей становился
более длительным и сложным. Усложнение
самой общественной жизни и удлинение
периода детства привело к
тому, что семья в своей
Учитывая
особую роль семьи в воспитании ребенка,
прогрессивные педагоги, общественные
деятели высказывались в
В конце XIX века, когда стал накапливаться фактический научный материал в области изучения малолетнего ребенка и научной организации его воспитания и обучения, К.Д. Ушинский подчеркивал, что родители, отдавая детей на руки педагогу или помещая их в учебное заведение, не избавляются от священной обязанности наблюдать за формированием их личности. Родители должны иметь здравые понятия о том, что они могут требовать, с одной стороны от педагога, с другой - от детей. Поскольку они всегда являются хотя бы отчасти воспитателями своих детей и закладывают первые семена их будущих успехов или неуспехов, им необходимы педагогические знания.
В педагогической литературе той эпохи, адресованной для родителей, поднимались следующие проблемы:
- воспитание и обучение ребенка с рождения; изучение утробной жизни, наследственности, индивидуальности ребенка (Е.И.Петровская. Что мне делать мама? В помощь матери при выборе занятий. СПб.,1896; Умственное воспитание ребенка с колыбели М., 1897);
-
гигиенический аспект
-организация игр, занятий, поведение досуга с детьми дома (И.Герд. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов. СПб., 1912);
- ошибки родителей в воспитании.
Особо
говорилось о методах воспитания
детей: нельзя держать ребенка в
страхе и допускать несправедливое
к нему отношение, между тем как
любовь и уважение побуждают человека
предпринимать и совершать
Рассматривались
ошибки родителей в воспитании, которые
писал П.Ф.Лесгафт «
Педагогическая литература сыграла важнейшую роль в оказании родителям педагогической помощи.
Событием конца XIX века было появление педагогических кружков. В первом кружке («Общество для наблюдения за развитием ребенка»), образовавшемся по инициативе семейных интеллигентных лиц Санкт- Петербурга в начале 80 - х годов обсуждались результаты воспитания детей дошкольного возраста; позже стали рассматриваться вопросы педагогики, гигиены, психопатологии и др. К работе кружка подключились специалисты – педагоги, врачи, гигиенисты, психиатры (Н.Ф. Арепьев, 1906).
Деятельность кружка высоко оценил П.Ф.Каптерев, который совместно с Н.А.Альмендинген создал энциклопедию семейного воспитания и обучения. "Поняла наконец русская мать, какое великое, трудное дело - воспитание, как необходима помощь и совет в этом деле. И вот теперь ей открыт доступ обращаться за советами в кружок ее товарищей родителей, так как каждый сам испытывает эти тревоги. Ей может быть дано важное указание, так как на заседании присутствуют врачи и педагоги". ("На помощь матерям". - 1897.- № 1.- С.332).
Проблема помощи семье в воспитании детей горячо обсуждалась на 1 Всероссийском съезде по семейному воспитанию; предлагались разные формы работы для оказания педагогической помощи семье: создание курсов для матерей, устройство публичных лекций, родительских клубов. К.Н.Вентцель считал, что клубы облегчат "подбор однородно настроенных и задающихся одними и теми же задачами в области воспитания личностей". На съезде высоко оценивалась деятельность "семейных групп", которые развивали общественные качества у детей (от 4 до 10 лет) и сохраняли их индивидуальность. Родители объединялись в группы в силу разных причин: нежелание отдавать ребенка в детский сад, отсутствие поблизости учебного заведения и пр.
Одна из основных идей съезда заключалась в том, что наука о ребенке должна лечь в основу собственно науки о воспитании, задачи семейного воспитания могут быть' разрешены только дружными усилиями специалистов и родителей.
Все вышеназванные факты говорили об установлении в конце XIX начале ХХ века взаимодействия, сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи.
Однако после революции 1917 года ситуация резко изменилась, сложилось отрицательное официальное отношение к семье (В.М.Петров, М.В.Плохова, JI.Н.Литвин). Все общественные организации, поддерживающие семейное воспитание прекратили. свою деятельность. В сознание общества внедрялась мысль о семье как о разлагающемся и отмирающем институте, Однако надежды на то, что общественное воспитание придет на смену семейному не оправдались. Тезис об игнорировании семьи остался лишь в теории. Практика показала, что связь общественной и семейного воспитания жизненно необходима. К середине 20-х годов снова возобновился разговор об оказании помощи семье; говорилось о необходимости проведения культурно-просветительской работы среди родителей, предлагались разнообразные формы: изучения домашней среды ребенка, быта, материальной обеспеченности семей, данных наследственности, здоровья и др.
Развертывание общественно-педагогической деятельности превратило детские сады в культурно-просветительские центры. В педагогических работах 30-х и 40-х гг. неоднократно подчеркивалась необходимость согласованности действий детского сада и семьи. Е.А.Аркин отмечал, что все лучшее, что получает ребенок в семье, надо сделать достоянием детского сада, и все лучшее, что получает ребенок в детском саду, должно находить продолжение и опору в условиях семьи. Эта работа поднимает культурный уровень семьи.
В
40-60 гг. семье оказывалась
В 70-е годы под руководством Т.А.Марковой была организована лаборатория семейного воспитания, объединившая исследователей, занимающихся этой проблемой. Возникновение лаборатории было связано с повышение требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала. Проводимые исследования конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей, в них давались практически е рекомендации по работе с семьей. Д.Д. Бакиевой, С.М.Гарбей, Д.О.Дзинтере, Л.В.Загик, М.И.Иззатовой, В.М.Ивановой, Н.А.Стародубовой были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач.
Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Цель всеобуча - повышение педагогической культуры родителей.
Задачи
и тематика занятий всеобуча конкретизировалась
в сборнике приказов и инструкций
Министерства просвещения РФ. Выходили
пособия для педагогов и
Исследуя проблему педагогического всеобуча, О.Л.Зверева (1999) выявила следующие трудности, затрудняющие решение задач всеобуча:
- установка педагогов на проведение количества «мероприятий», а не на их качество и результативность,
- затрата усилий не на совершенствование содержания знаний, их пропаганду, формирование у родителей подлинного интереса к повышению своей педагогической культуры, а. на привлечение их к участию в различных мероприятиях.
-
то же время исследователь
обнаружил потребность
Сотрудничая сегодня с родителями дошкольников, педагоги образовательных учреждений (государственных и частных), строят свои отношения с семьями на принципах открытости и преемственности в воспитании и обучении детей (Концепция дошкольного воспитания, 1989).
Развивая
новые модели дошкольного образования,
практические работники ищут новые,
нетрадиционные формы сотрудничества
с родителями, с введением которых
отпадает проблема посещаемости родителей,
так как они сами с удовольствием
взаимодействуют со специалистами
Благодаря созданной