Педагогическая культура родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.

Файлы: 1 файл

дипломн.docx

— 117.92 Кб (Скачать)

                                                        Введение

  Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением  все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его  доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят  партнерский характер, если проявляется  внимание к нуждам и интересам  ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.

  Необходимо  заметить, что формирование психолого - педагогической культуры родителей начинается с детства. Это происходит за счёт усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им; воздействия учителей и воспитателей, усвоения используемых ими педагогических приёмов, манеры общения; общения с другими детьми. Продолжается формирование этого качества в собственной деятельности родителей по воспитанию детей, а также в процессе их самообразования и самовоспитания.

  В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального  развития личности ребёнка в раннем возрасте . Главными воспитателями  своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без  определённых знаний по педагогике и  психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь  над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают  силу педагогических знаний и умений.

  В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, следует необходимость повышения педагогической культуры родителей, отсутствует единая система формирования психолого-педагогической культуры родителей. Нет четкого представления о формах и методах ее формирования в современных условиях.

  Совершенно  очевидно, что эта проблема актуальна, требует рассмотрения и активной работы в этой области.

  Объектом исследования в данной работе является процесс формирования психолого-педагогической культуры родителей.

  Предметом исследования является система работы педагога с родителями по формированию их психолого-педагогической культуры.

  Цель  работы: определить формы и методы работы, способствующие формированию психолого-педагогической культуры родителей.

  Достижение  указанной цели предполагает решение  задач:

  1. Рассмотреть подходы к формированию  психолого-педагогической культуры родителей в историческом аспекте;

  2. Уточнить сущность психолого-педагогической  культуры родителей;

  3.Выявить компоненты сформированности психолого-педагогической культуры родителей.

  4. Охарактеризовать стили семейного воспитания и родительские установки.

  5. Подобрать материалы для педагогов по формированию психолого-педагогической культуры родителей.

  Данная  дипломная работа носит практический характер. 

  Глава I. Теоретические основы процесса формирования психолого - педагогической культуры родителей

  1.1 Взгляд на психолого-педагогическую культуру родителей                                                   в историческом аспекте

  Идея  оказания помощи семье в воспитании малолетнего ребенка появилась  не сегодня. Она прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом.

  В ходе тысячелетнего развития общества процесс воспитания детей становился более длительным и сложным. Усложнение самой общественной жизни и удлинение  периода детства привело к  тому, что семья в своей воспитательной деятельности все более стала  нуждаться в помощи, как со стороны  общества, так и со стороны педагогов.

  Учитывая  особую роль семьи в воспитании ребенка, прогрессивные педагоги, общественные деятели высказывались в необходимости  помощи родителям в воспитании детей.

  В конце XIX века, когда стал накапливаться фактический научный материал в области изучения малолетнего ребенка и научной организации его воспитания и обучения, К.Д. Ушинский подчеркивал, что родители, отдавая детей на руки педагогу или помещая их в учебное заведение, не избавляются от священной обязанности наблюдать за формированием их личности. Родители должны иметь здравые понятия о том, что они могут требовать, с одной стороны от педагога, с другой - от детей. Поскольку они всегда являются хотя бы отчасти воспитателями своих детей и закладывают первые семена их будущих успехов или неуспехов, им необходимы педагогические знания.

  В педагогической литературе той эпохи, адресованной для родителей, поднимались  следующие проблемы:

  - воспитание и обучение ребенка  с рождения; изучение утробной  жизни, наследственности, индивидуальности  ребенка (Е.И.Петровская. Что мне делать мама? В помощь матери при выборе занятий. СПб.,1896; Умственное воспитание ребенка с колыбели М., 1897);

  - гигиенический аспект воспитания;

  -организация игр, занятий, поведение досуга с детьми дома (И.Герд. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов. СПб., 1912);

  - ошибки родителей в воспитании.

  Особо говорилось о методах воспитания детей: нельзя держать ребенка в  страхе и допускать несправедливое к нему отношение, между тем как  любовь и уважение побуждают человека предпринимать и совершать самые  трудные дела.

  Рассматривались ошибки родителей в воспитании, которые  писал П.Ф.Лесгафт «отказываются  крайне печально на всей жизни их питомцев». П.Ф.Лесгафт  полагал, что ошибки допускаются родителями из-за незнания ими воспитательных мер.

  Педагогическая  литература сыграла важнейшую роль в оказании родителям педагогической помощи.

  Событием  конца XIX века было появление педагогических кружков. В первом кружке («Общество для наблюдения за развитием ребенка»), образовавшемся по инициативе семейных интеллигентных лиц Санкт- Петербурга в начале 80 - х годов обсуждались результаты воспитания детей  дошкольного возраста; позже стали рассматриваться вопросы педагогики, гигиены, психопатологии и др. К работе кружка подключились специалисты – педагоги, врачи, гигиенисты, психиатры (Н.Ф. Арепьев, 1906).

  Деятельность  кружка высоко оценил П.Ф.Каптерев, который совместно с Н.А.Альмендинген создал энциклопедию семейного воспитания и обучения. "Поняла наконец русская мать, какое великое, трудное дело - воспитание, как необходима помощь и совет в этом деле. И вот теперь ей открыт доступ обращаться за советами в кружок ее товарищей родителей, так как каждый сам испытывает эти тревоги. Ей может быть дано важное указание, так как на заседании присутствуют врачи и педагоги". ("На помощь матерям". - 1897.- № 1.- С.332).

  Проблема  помощи семье в воспитании детей  горячо обсуждалась на 1 Всероссийском  съезде по семейному воспитанию; предлагались разные формы работы для оказания педагогической помощи семье: создание курсов для матерей, устройство публичных лекций, родительских клубов. К.Н.Вентцель считал, что клубы облегчат "подбор однородно настроенных и задающихся одними и теми же задачами в области воспитания личностей". На съезде высоко  оценивалась деятельность "семейных групп", которые развивали общественные качества у детей (от 4 до 10 лет) и сохраняли их индивидуальность. Родители объединялись в группы в силу разных причин: нежелание отдавать ребенка в детский сад, отсутствие поблизости учебного заведения и пр.

  Одна  из основных идей съезда заключалась в том, что наука о ребенке должна лечь в основу собственно науки о воспитании, задачи семейного воспитания могут быть' разрешены только дружными усилиями специалистов и родителей.

  Все вышеназванные факты говорили об установлении в конце XIX начале ХХ века взаимодействия, сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи.

  Однако  после революции 1917 года ситуация резко  изменилась, сложилось отрицательное  официальное отношение к семье (В.М.Петров, М.В.Плохова, JI.Н.Литвин). Все  общественные организации, поддерживающие семейное воспитание прекратили. свою деятельность. В сознание общества внедрялась мысль о семье как  о разлагающемся и отмирающем институте, Однако надежды на то, что  общественное воспитание придет на смену  семейному не оправдались. Тезис об игнорировании семьи остался лишь в теории. Практика показала, что связь общественной и семейного воспитания жизненно необходима. К середине 20-х годов снова возобновился разговор об оказании помощи семье; говорилось о необходимости проведения культурно-просветительской работы среди родителей, предлагались разнообразные формы: изучения домашней среды ребенка, быта, материальной обеспеченности семей, данных наследственности, здоровья и др.

  Развертывание общественно-педагогической деятельности превратило детские сады в культурно-просветительские центры. В педагогических работах 30-х и 40-х гг. неоднократно подчеркивалась необходимость согласованности действий детского сада и семьи. Е.А.Аркин отмечал, что все лучшее, что получает ребенок в семье, надо сделать достоянием детского сада, и все лучшее, что получает ребенок в детском саду, должно находить продолжение и опору в условиях семьи. Эта работа поднимает культурный уровень семьи.

  В 40-60 гг. семье оказывалась педагогическая помощь в разных формах, провозглашалась  неразрывность общественного и  семейного воспитания детей, но при  ведущей роли общественного. Исследования НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР показали, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества  с семьей (Е.П.Арнаутова, В.М.Иванова).

  В 70-е годы под руководством Т.А.Марковой была организована лаборатория семейного  воспитания, объединившая исследователей, занимающихся этой проблемой. Возникновение лаборатории было связано с повышение требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала. Проводимые исследования конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей, в них давались практически е рекомендации по работе с семьей. Д.Д. Бакиевой, С.М.Гарбей, Д.О.Дзинтере, Л.В.Загик, М.И.Иззатовой, В.М.Ивановой, Н.А.Стародубовой были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач.

  Как  система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал  педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Цель всеобуча - повышение педагогической культуры родителей.

  Задачи  и тематика занятий всеобуча конкретизировалась в сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РФ. Выходили пособия для педагогов и родителей  по проблемам педагогического просвещения. Большая роль отводилась педагогическому  всеобучу в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и  профессиональной школы» (1984), где говорилось, что педагогический всеобуч улучшит  семейное воспитание.

        Исследуя проблему педагогического всеобуча, О.Л.Зверева (1999) выявила следующие трудности, затрудняющие решение задач всеобуча:

  - установка педагогов на проведение количества «мероприятий», а не на их качество и результативность,

  - затрата усилий не на совершенствование содержания знаний, их пропаганду, формирование у  родителей подлинного интереса к повышению своей педагогической культуры, а. на привлечение их к участию в различных мероприятиях.

  - то же время исследователь  обнаружил потребность родителей  в знаниях. Их волнуют проблемы  воспитания послушания, у детей,  культуры поведения, детские страхи, организация игр с ребенком  и его досуга, подготовка к  школе и другие. Однако, помимо  знаний, отмечает О.Л.Зверева, необходима  еще потребность в грамотном  воспитании детей с применением  «педагогической рефлексии».

  Сотрудничая сегодня с родителями дошкольников, педагоги образовательных учреждений (государственных и частных), строят свои отношения с семьями на принципах  открытости и преемственности в  воспитании и обучении детей (Концепция  дошкольного воспитания, 1989).

  Развивая  новые модели дошкольного образования, практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, с введением которых  отпадает проблема посещаемости родителей, так как они сами с удовольствием  взаимодействуют со специалистами  Благодаря созданной благоприятной  эмоциональной почве родители лучше  воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для  восприятия  помощи.

Информация о работе Педагогическая культура родителей